Агрессия и агрессивное поведение. Агрессия Физическая – активная - прямая

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». Агрессия – это целенаправленное нанесение физического или психологического ущерба другому лицу. Агрессивность – способность причинить вред другому человеку.

Cлайд 4

Вербальная - выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику. Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику. Физическая - прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику.

Cлайд 5

Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает предметы, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится “грозой” всего детского коллектива. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Он ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.

Cлайд 6

Мальчики Девочки Агрессия грубая, открытая, менее управляемая Агрессия скрытая, избирательная, направленная

Cлайд 7

Столкновение с агрессивностью у родителей вызывает недоумение, растерянность. Обычно, что делают родители? Они наказывают ребёнка.

Cлайд 8

Проявление жестокости и непослушания – это не всегда наличие психических отклонений. Часто ребёнок просто не знает как себя правильно вести. Разовые вспышки могут перерасти в психическое нарушение, когда ребёнок «заражается» агрессивностью родителей.

Cлайд 9

2. Когда ребёнок живёт в атмосфере неприятия его, нелюбви к нему- у него формируется ощущение враждебности окружающего мира. Проявления жестокости у детей начинаются со взаимоотношений со взрослыми.

Cлайд 10

стремление привлечь к себе внимание сверстников стремление получить желанный результат стремление быть главным защита и месть желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство отношение в семье и непоследовательность родителей

Cлайд 11

Рекомендации психолога: 1. Избегать угроз и физического наказания. 2. Наблюдайте за играми ребёнка. 3. Обсуждайте с ребёнком на какого персонажа книги или мультфильма он хочет быть похож или нет. 4. Если ребёнок рассказывает свой сон, выслушайте, так как во сне он видит то, чего ему не хватает в жизни.

Cлайд 12

7. В порыве гнева ни в коем случае не обзывайте ребёнка – он будет копировать ваше поведение и слова в общении и с людьми, и с животными. 8. Не фиксировать внимание на агрессии. 5. Приучите ребёнка рассказывать то, что его волнует, что он переживает. Пусть ребёнок привыкнет говорить о своих чувствах, о том, что нравится, а что нет. 6. Введите в свой лексикон выражения «я обидел-ся», «я рассердился», «я огорчён» и введите эти слова в активный словарный запас ребёнка.

Cлайд 13

9. Запрет и повышение голоса – неэффективные способы. 10. Принимать ребёнка таким как есть. Избегайте бесконечных нотаций, лучше подавайте пример гуманного поведения, заостряйте внимание на таких примерах в жизни, книгах, фильмах.

Агрессия

Слайдов: 13 Слов: 368 Звуков: 0 Эффектов: 0

Тема нашей встречи серьёзна и трудна. Что такое агрессия? Инструментальная агрессия проявляется для достижения определённой цели. К агрессии больше всего склонны мальчики. Агрессивность входит в мужской стереотип, культивируется в семье и в средствах массовой информации. Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение? Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом. Наказывая ребёнка, родители должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку. При подготовке к родительскому собранию было проведено анкетирование учащихся по проблеме в классе. - Агрессия.ppt

Детская агрессия

Слайдов: 10 Слов: 404 Звуков: 0 Эффектов: 46

Детская агрессия. Какого ребенка можно назвать агрессивным? Часто нападает на других детей. Перекладывают свою вину на других. В окружающих видят угрозу, обиду. Часто испытывают негативные эмоции. 1. Чтобы привлечь внимание к себе. 2. Для защиты от явной угрозы. 3. Чтобы отомстить обидчику. 4. Желание утвердить своё превосходство. 5. Стремление унизить другого ребёнка. 6. Не боятся быть наказанными. Откуда берутся маленькие агрессоры? Черты личности наследуются от родителей и далёких предков. Влияние окружающего мира (семья, друзья, телевизор, компьютер). Не вполне подходящие условия воспитания. - Детская агрессия.ppt

Речевая агрессия

Слайдов: 16 Слов: 1503 Звуков: 0 Эффектов: 76

Презентация Тема: Речевая агрессия в современной логосфере. Оглавление. Понятие речевой агрессии. Отношение общества к речевой агрессии. Ситуация речевой агрессии. Важнейшие формы речевой агрессии. Культуроспецифичность проявлений речевой агрессии. Сферы бытования речевой агрессии. Заключение. - Речевая агрессия.pps

Агрессивный ребёнок

Слайдов: 43 Слов: 2012 Звуков: 0 Эффектов: 0

Агрессивный ребенок. Семейные причины. Враждебность со стороны родителей. Разрушение эмоциональных связей в семье. Неуважение к личности ребенка. Чрезмерный контроль. Жестокий характер матери. Запрет на физическую активность. Отказ в праве на личную свободу. Личные причины. Неуверенность в собственной безопасности. Личный отрицательный опыт. Эмоциональная нестабильность. Недовольство собой. Повышенная раздражительность. Чувство вины. Ситуативные причины. Влияние продуктов питания. Влияние шума. Тип темперамента. Социально-биологические причины. Физическая агрессия. Косвенная агрессия. - Агрессивный ребёнок.ppt

Агрессивное поведение

Слайдов: 32 Слов: 1712 Звуков: 0 Эффектов: 0

Агрессия и агрессивность. Агрессивное поведение ребенка. Анкета «Признаки агрессивности». Легко ссорится, вступает в драку 11. Старается общаться с младшими и физически более слабыми 12. Особенности личностных характеристик агрессивных детей. Односторонняя самооценка (максимально положительная или максимально отрицательная) 11. Повышенная тревожность 12. Страх перед широкими социальными контактами 13. Эгоцентризм 14. Неумение находить выход из трудных ситуаций 15. Преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Агрессивные действия выступают в качестве: - Агрессивное поведение.ppt

Детская агрессивность

Слайдов: 7 Слов: 225 Звуков: 0 Эффектов: 5

Вопросы для обсуждения: Причины проявления жестокости и агрессивности детей. Роль семьи в проявлении детской агрессивности. Пути преодоления агрессивности ребенка. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. Способы борьбы с гневом: Памятка и рекомендации по вопросам воспитания: Учитесь слушать и слышать своего ребенка. Предъявляйте разумные требования к ребёнку, и будете иметь послушание, повиновение и исполнительность. Агрессивность в семье приводит к агрессивности ребёнка. - Детская агрессивность.ppt

Подростковая агрессия

Слайдов: 10 Слов: 1104 Звуков: 0 Эффектов: 0

Подростковая агрессия. Агрессивное поведение. Особенности. Дети. Высокий уровень личной тревожности. Составляющие. Эмоциональные привязанности. Агрессивность ребенка. Напряжение в общении с подростком. Основные методы. - Подростковая агрессия.ppt

Детская агрессия и агрессивность

Слайдов: 32 Слов: 814 Звуков: 0 Эффектов: 1

Детская агрессия. Агрессия. Агрессивность. Агрессивное поведение. Причины агрессии. Виды агрессии. Словесная (вербальная) агрессия. Косвенная агрессия. Неприятие детей родителями. Враждебность со стороны родителей. Разрушение эмоциональных связей. Неуважение к личности ребенка. Чрезмерный контроль. Запрет на физическую активность. Отказ в праве на личную свободу. Ожидание опасности. Неуверенность в собственной безопасности. Недостаток внимания. Эмоциональная нестабильность. Недовольство собой. Повышенная раздражительность. Чувство вины. Плохое самочувствие. Влияние продуктов питания. - Детская агрессия и агрессивность.ppt

Агрессивное поведение подростков

Слайдов: 13 Слов: 422 Звуков: 0 Эффектов: 17

Агрессивное поведение подростков. Границы поведения. Профилактическая работа. Ребенок. Нарушение дисциплины в школе. Как наказывают учителя. За что ругают дома. Как наказывают родители. Наказание. Физическое насилие. Психологическое давление. Памятка родителям. - Агрессивное поведение подростков.pptx

Профилактика агрессии

Слайдов: 24 Слов: 429 Звуков: 0 Эффектов: 4

Человек среди людей, или общество, в котором мы живем. Три несчастия человека. Старость - неотвратима. Смерть - неумолима. От плохих детей дом можно уберечь как от огня. Подросток успевает посмотреть сто тысяч сцен насилия. Единственное радикальное средство против экстремизма и жестокости. Гуманизм, человечность. Цель гуманизма. Воспитание людей, приобщенных к высотам человеческой культуры. Главный метод воспитания. Когда воздействует слово. Книга – это тоже слово. Воспитательная задача исключительной важности. В.Сухомлинский как руководитель детского чтения. Толерантность. -

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

АГРЕССИЯ – от лат. «нападать» - индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей

3 слайд

Описание слайда:

Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков Ухудшение социальных условий жизни детей. Кризис семейного воспитания. Невнимание школы к нервно-психическому состоянию детей. Увеличение доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждения головного мозга ребенка. Средства массовой информации, кино и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия. Эндокринный взрыв, обусловленный подростковым кризисом, способствующий росту агрессивности. Отрицательное влияние микросоциума, в котором находится ребенок.

4 слайд

Описание слайда:

Критерии агрессивности у младших школьников часто теряют контроль над собой; часто спорят и ссорятся с окружающими; отказываются выполнять просьбы взрослых; могут намеренно вызывать у других чувство злости и раздражения; склоны винить других в своих ошибках и неудачах (могут вымещать свой гнев и на неодушевленных вещах); часто испытывают чувства злости, гнева и зависти; не способны забыть об обиде, не отплатив; мнительны и раздражительны.

5 слайд

Описание слайда:

Критерии агрессивности у школьников среднего возраста и подростков часто угрожают другим людям (словами, жестами, взглядом); периодически выступают инициаторами драк (могут использовать ранящие предметы); не испытывают сострадания, проявляют жестокость к людям и животным, намеренно могут сделать им больно (словом или физически); неразборчивы в средствах достижения своих целей (например, могут применять в качестве мести воровство, порчу личных вещей обидчика и т. п.); не считаются с мнением родителей, их запретами и ограничениями (вплоть до побега из дома); имеют трудности в отношениях с учителями, открыто конфликтуют или прогуливают уроки.

6 слайд

Описание слайда:

Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица. Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.). Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань). Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости. Формы агрессивных реакций

7 слайд

Описание слайда:

Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев. Из форм враждебных реакций отмечаются: Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

8 слайд

Описание слайда:

Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях Спокойное отношение в случае незначительной агрессии. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. Контроль над собственными негативными эмоциями. Снижение напряжения ситуации. Обсуждение проступка. Сохранение положительной репутации ребенка. Демонстрация модели неагрессивного поведения.

9 слайд

Описание слайда:

Правила общения педагога с агрессивным ребёнком: не фиксировать внимание всех на нежелательном поведении ребёнка и не впадать самому в агрессивное состояние; наиболее адекватное поведение взрослого – это веское осуждение агрессии ребёнка, но без жёстких наказаний в случае проступка; старайтесь, прежде всего, выяснить причину агрессии и спокойно, тактично её устранить; давайте возможность ребёнку снять агрессию, выплеснув эмоции через игры и релаксационный тренинг; старайтесь лишний раз приласкать ребёнка, показав, что его тоже ценят, что он вам нужен;

10 слайд

Описание слайда:

Поведение взрослого нерефлексивное слушание; пауза, дающая возможность ребенку успокоиться; внушение спокойствия невербальными средствами; прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов; использование юмора; признание чувств ребенка.

11 слайд

Описание слайда:

Правила подавления агрессивного поведения, разработанные для детей: необходимо несколько раз глубоко вдохнуть, если почувствовал гнев; не давать волю рукам, пока медленно не сосчитаешь до 10; подумать, что будет потом, представить последствия своего поведения; каждое утро давать себе обещание не вступать в конфликты; вечером подводить итоги прошедшего дня: хвалить себя, если день прошел спокойно; штрафовать себя за каждый срыв настроения и поведения; проводить закаливание организма, умываться холодной водой; тренировать волю.

12 слайд

Описание слайда:

Рекомендации по сдерживанию нарастающей агрессии Старайтесь направить гнев в русло компромисса. Сосчитайте до 10, 20… Сделать 10-12 глубоких вдохов и выдохов… Займитесь мини-гимнастикой. Походите, если это возможно, взад-вперед по помещению в темпе, диктуемом внутренним состоянием. Порвать какую-нибудь ненужную бумагу (а еще лучше, если на ней предварительно написать: «Я ненавижу Вовку!», «Я терпеть не могу эту стерву Светку». Такую бумагу можно просто разорвать.)

Cлайд 1

«Агрессия - любая форма поведения, направленная к цели причинения ущерба или вреда другому лицу,не желающему такого с ним обращения » (Роберт Бэрон).

Cлайд 2

Что происходит с подростком в современном мире? Что является побудителем агрессивного поведения?

Cлайд 3

Чувство « Особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчётливо выраженный предметный характер и отличающийся сравнительной устойчивостью. В основе агрессивного поведения личности лежат переживания, которые, как правило, носят неприятный характер.

Cлайд 4

Переживания подростка Окружающая среда держит ребёнка в состоянии стресса. Трудности в школе,проблемы социального характера. Запреты окружающих. Внутренние барьеры на пути к ожидаемым целям порождают стремление к эмоциональной агрессии. Сильное долгосрочное состояние неудовлетворённости. Эмоциональное провоцирование со стороны учителей, родителей, сверстников. Цели, поставленные перед подростком (обществом, семьёй, школой) недосягаемые,в силу объективных и субъективных причин.

Cлайд 5

В таком состоянии подростком управляют чувства: Обиды Гнева Злости Зависти Мести. Единственная цель: доказать окружающим свою значимость любой ценой, повысить самооценку.

Cлайд 6

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ НЕГАТИВНОМУ ПОСТУПКУ ПОДРОСТКА Модель поведения Тебе плохо(больно, страшно, стыдно) – нападай – получай удовольствие (жертва отступает). И если вдруг на пути к ожидаемой цели возникнут барьеры, то эмоциональная агрессивность будет только нарастать.

Cлайд 7

Вывод: неприятности,страдания, угрозы, оскорбления приводят подростков к агрессивным действиям по отношению к окружающим (школе, семье, сверстникам, посторонним людям). Ребёнок, нападая на жертву, достигает определенных целей: может влиять на ситуацию, осуществлять власть над другой личностью, решать материальные проблемы, повышать чувство собственной ценности. Эмоциональная агрессия доставляет физиологическое удовольствие, а оно быстротечно, это состояние необходимо поддерживать постоянно.

Cлайд 8

Существуют ли меры, которые позволять ослабить агрессивное поведение? Формы агрессивных реакций: Физическая агрессия (нападение - использование физической силы против другого лица. Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битьё кулаками по столу, хлопанье дверями и др.) Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора) , так через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань, оскорбление и унижение другого человека, распространение клеветы, и сплетен).

Cлайд 9

Речевая защита и речевая агрессия подростков. Вывод первый. « Подобно слезам, брань как средство эмоциональной и психологической разрядки может быть полезна для душевного здоровья любого человека, тем более подростка » . Вывод второй. «Исключить из человеческой речи бранные слова так же трудно, как уничтожить саму речь. Данное утверждение тем более справедливо для детей и подростков, потому что они постоянно находятся в состоянии активного овладения языком и речью» . Вывод третий. «Генитальный мат достаточно органично входит в речь подростков ещё и потому, что отроческому возрасту свойственен повышенный интерес к вопросам взаимоотношения полов. А нынешний разговорный сексуальный словарь довольно вульгарен и по лексическому составу фактически смыкается с матом, но подростки используют слова именно из этого словаря, потому что они хоть и неблагозвучны, зато живы и естественны» . Вывод четвёртый. «Всё сказанное выше отнюдь не означает, что любые усилия педагогов по искоренению сквернословия не имеют смысла. Отстаивать чистоту речи необходимо. Другое дело, что традиционные средства профилактики сквернословия доказывают свою несостоятельность» .

Cлайд 10

При оказании помощи подросткам в кризисном состоянии рекомендуется использовать следующие способы и приемы: Информирование Установление логических взаимосвязей Метафора Проведение логического обоснования Самораскрытие Конкретное пожелание Парадоксальная инструкция Убеждение Помощь в отреагировании неконструктивных эмоций. Релаксация Повышение энергии и силы Переоценка Ролевое проигрывание и другие.

1. . Агрессия и агрессивное поведение.1. . АГРЕССИЯ И АГРЕССИВНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ.
Агрессия
– деструктивное
поведение, противоречащее
нормам и правилам поведения
людей в обществе, наносящее
вред объектам нападения.

В переводе с латинского языка "агрессия"
означает "нападение".
В настоящее время термин "агрессия"
употребляется чрезвычайно широко.
Данный феномен связывают с:
1. негативными эмоциями (например,
гневом)
2. негативными мотивами (например,
стремлением навредить)
3. негативными установками (например,
расовыми предубеждениями) и
разрушительными действиями.

Целью агрессии может быть:
причинение страдания (вреда)
жертве (враждебная агрессия)
использование агрессии как способа
достижения иной цели
(инструментальная агрессия).

Агрессия бывает направлена на:
внешние объекты (людей или предметы)
себя (тело или личность).
Негативное отношение к себе, достигшее
крайней степени называют аутоагрессией.
Особую опасность для общества
представляет агрессия, направленная на
других людей.

Агрессивное поведение личности

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
Агрессия (с лат. «нападение») –
деструктивное поведение, противоречащее
нормам и правилам поведения людей в
обществе, наносящее вред объектам нападения
(физический и психологический)
Аутоагрессия – негативное отношение к себе,
достигшее крайней степени. Это
самообвинения с безмерным преувеличением
своей вины, крайне негативная самооценка,
мысли о самоубийстве и суицидальные
действия
Суицид – (самоубийство) осознанное лишение
человеком себя жизни

Сущность конструктивной агрессии

СУЩНОСТЬ КОНСТРУКТИВНОЙ АГРЕССИИ
Неотъемлемая динамическая характеристика
личности, соответствующая жизненным
интересам человека
Признак адаптивности личности, возможности
выживания и безопасности
Необходимое социально приемлемое качество
Отсутствие агрессивности приводит к
податливости, ведомости, комфортности,
пассивности поведения.
Агрессивные реакции часто ситуативны и имеют
рационально-избирательную направленность.

Сущность деструктивной агрессии

СУЩНОСТЬ ДЕСТРУКТИВНОЙ АГРЕССИИ
Несет в себе потенциал разрушения,
враждебности, злобности, жестокости
Нанесение вреда (физического,
психологического) другим людям
Посягательство на права и свободы других
людей
Самоутверждение за счет другого
Страх за свою жизнь, безопасность, зависть,
корысть
Удовлетворение влечения к жестокости

Теории агрессивности

ТЕОРИИ АГРЕССИВНОСТИ
Теория влечений
2. Фрустрационная
3. Теория социального
научения
1.

Жизненно важные потребности личности

ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
ЛИЧНОСТИ
Потребность в самоактуализации
Потребность в, любви, заботе окружающих,
самоуважении
Потребность в принадлежности к группе
Потребность в психологической безопасности
Физиологические потребности (низшие)

Формы агрессии

ФОРМЫ АГРЕССИИ
1.Физическая агрессия – использование
физической силы против другого лица
2. Вербальная агрессия – выражение
негативных чувств как через форму (крик, визг
и др.), так и через содержание словесных
реакций (угрозы, проклятия, ругань и др.)
3. Косвенная агрессия
А) окольным путем направлена на другое лицо
(сплетни, злобные шутки, сарказм и др.)
Б) ни на кого не направлена (топанье ногами,
битье кулаками по столу и др.)

Формы агрессии

ФОРМЫ АГРЕССИИ
4. Склонность к раздражению – готовность при
малейшем возбуждении к проявлению
вспыльчивости, грубости
5. Негативизм – оппозиционная форма
поведения (от пассивного сопротивления до
активной борьбы)
6. Подозрительность – недоверие и
осторожность по отношению к людям,
основанные на убеждении, что окружающие
намерены причинить вред

Развитие агрессивности в детском и подростковом возрасте

РАЗВИТИЕ АГРЕССИВНОСТИ В ДЕТСКОМ
И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Защитная агрессия: истоки, показатели
Деструктивная агрессия: истоки,
показатели
Демонстративная агрессия: истоки,
показатели

Ситуативные предпосылки агрессивности

СИТУАТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
АГРЕССИВНОСТИ
Присутствие и оценка других людей
Намеренность агрессии (эмоциональная
реакция на планируемое насилие)
Восприятие агрессии (катарсический эффект
или научение)
Желание возмездия (агрессия как акт
возмездия за агрессивное поведение другого)

Наиболее привычными проявлениями
агрессии считаются:
Конфликтность;
Злословие;
Давление;
Принуждение;
Негативное оценивание;
Угрозы или применение физической силы.
Скрытые формы агрессии выражаются в:
уходе от контактов;
бездействии с целью навредить кому-то;
причинении вреда себе и самоубийстве.

Внутренними репрезентациями агрессии могут
быть:
Идеи;
Фантазии;
Аффекты.
Например, человек может вынашивать идею
насилия над кем-то, он может расправляться с
обидчиком лишь в своих Фантазиях или
испытывать сильный аффект.

Агрессивное влечение может проявляться через
различные агрессивные аффекты, такие, как (в
порядке усиления интенсивности и глубины):
Раздражение;
Зависть;
Отвращение;
Злость;
Нетерпимость;
Неистовство;
Ярость;
Бешенство;
Ненависть.

Одним из наиболее интенсивных и сложных
агрессивных аффектов, несомненно, выступает
ненависть.
Важнейшей целью человека, захваченного
ненавистью, является уничтожение объекта
агрессии.
При определенных условиях ненависть и
желание мести могут неадекватно
усиливаться. Если они становятся стабильной
характерологической установкой, можно
говорить о достижении уровня психопатологии
характера.

2. Условия формирования агрессивного поведения личности.

2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
В появлении агрессивного поведения
участвуют многие факторы, такие как:
Возраст;
Индивидуальные особенности;
Внешние физические и социальные условия.
Решающую роль в формировании агрессивного
поведения личности, по мнению большинства
исследователей данного вопроса, играет ее
непосредственное социальное окружение.

Характер
агрессивного поведения во
многом определяется возрастными
особенностями человека.
Каждый возрастной этап имеет
специфическую ситуацию развития и
выдвигает определенные требования к
личности. Адаптация к возрастным
требованиям нередко сопровождается
различными проявлениями
агрессивного поведения.

В самом раннем возрасте дети демонстрируют
агрессию:
если часто, громко и требовательно плачут;
если у них отсутствует улыбка;
если они не вступают в контакт.
Адаптируясь к требованиям детского сада,
малыши могут:
Обзываться;
Щипаться;
Плеваться;
Драться;
Кусаться.
Причем эти действия совершаются, что
называется, "без разбора" - импульсивно,
неосознанно и открыто.

В младшем школьном возрасте агрессия чаще
проявляется по отношению к более слабым
("выбранной жертве") ученикам в форме
насмешек, давления, ругательств, драк.
В подростковом возрасте является его
зависимость от группы сверстников на фоне
крушения авторитета взрослых. В данном
возрасте быть агрессивным часто означает
"казаться или быть сильным".

У взрослых людей проявления агрессивного
поведения более разнообразны, поскольку
определяются преимущественно их
индивидуальными особенностями.
В качестве индивидуально-личностных
характеристик, потенцирующих агрессивное
поведение, обычно рассматривают такие черты, как:
Боязнь общественного неодобрения,
Раздражительность,
Подозрительность,
Предрассудки,
Склонность испытывать чувство стыда вместо вины.

Можно говорить об особой категории людей экстремистах, проявляющих агрессию либо
крайне часто, либо в крайних формах.
Экстремисты, в свою очередь, отчетливо
подразделяются на две группы:
1. со сниженным самоконтролем (склонны к
постоянному проявлению агрессии);
2. повышенным самоконтролем (способны
длительно воздерживаться даже от сильных
провокаций, но проявлять крайние формы
агрессии).

На становление агрессивного поведения ребенка
влияют различные семейные факторы:
Низкая степень сплоченности семьи;
Конфликтность;
Недостаточная близость между родителями и
ребенком;
Неблагоприятные взаимоотношения между детьми;
Неадекватный стиль семейного воспитания.

Например, родители, применяющие крайне
суровые наказания, использующие чрезмерный
контроль (гиперопека) или, напротив, не
контролирующие занятия своих детей
(гипоопека), чаще сталкиваются с агрессией и
непослушанием своих детей.
Также существует мнение, что выраженное
негативное влияние на ребенка оказывает
агрессия отца по отношение к матери (физическое
насилие или явное моральное унижение).

3. Агрессия и делинквентное поведение.

3. АГРЕССИЯ И ДЕЛИНКВЕНТНОЕ
ПОВЕДЕНИЕ.
Агрессивное поведение, достигающее уровня
нарушения законов, прежде всего может быть
следствием подражания (в качестве образцов
для подражания могут выступать
родственники, сверстники, другие значимые
люди).
Особую роль в поддержании агрессивного
поведения играет делинквентная субкультура.
Асоциальная группа, банда, места лишения
свободы формируют устойчивое агрессивное
поведение.

В других случаях агрессивное противоправное
поведение может быть невротически
обусловлено (если оно мотивируется сильной
тревогой и неосознаваемым чувством вины).
Склонность к противозаконным действиям
также наблюдается в случае антисоциальной
направленности личности, для которой
враждебное отношение к другим людям
является стилем жизни.

Отдельную (немногочисленную)
группу правонарушителей составляют
также те психотические больные,
болезненное состояние которых
сопровождается неожиданными
немотивированными взрывами
агрессии (что редко бывает связано с их
устойчивой антиобщественной
направленностью).

Особый случай агрессивности представляют
серийные и внешне почти не мотивированные
противоправные действия.
Они носят характер злобной разрушительности
и садистской жестокости, возникают внезапно и
неожиданно для окружающих и близких людей.
Такая форма агрессии не имеет явных
биологических или экономических причин и
составляет реальную проблему человечеств.а

Агрессивные подростки, нарушающие
законы, не доверяют окружающим,
избегают ситуаций, в которых могут
оказаться в эмоциональной зависимости.
Они менее доброжелательно относятся к
сверстникам, часто смешивают секс и
агрессию, практически не чувствуют вины
за агрессивное поведение.
Тем не менее в условиях жестко
регламентированного внешнего контроля
(заключения) они нередко чувствуют себя
комфортно, порой даже более, чем на
свободе.

Таким образом, агрессивность и
делинквентность оказываются тесно
связаны.
Агрессивное асоциальное поведение в целом
вызывает устойчивое негативное отношение
общества и является серьезным барьером
между личностью и окружающими ее
людьми.

Завершая данную тему, следует подчеркнуть,
что:
агрессия присутствует в самых разнообразных
формах человеческого существования.
Все основные виды отклоняющегося поведения
личности - делинквентное, зависимое и
суицидальное, - безусловно, можно
рассматривать как поведение разрушительное
по своей сути, различающееся лишь по форме
и направленности агрессивных действий вовне или вовнутрь.

 

Возможно, будет полезно почитать: