К чему приводит каннибализм. Современные каннибалы не отказываются от любимых деликатесов

Страница устарела, была удалена или не существовала вовсе, попробуйте перейти на главную страницу сайта или воспользуйтесь поиском.

Новые мифы

Сосудистые кризы представляют собой острые нарушения местного кровотока и системной гемодинамики. Их второе название - ангиодистонические кризы. Причиной возни...

Варикозное расширение вен, или варикоз, часто встречающийся процесс, который характеризуется увеличением диаметра просвета в венах, истончение их стенок и образ...

Вампиры - ожившие мертвецы, способные жить в теле после смерти, благодаря животной или человеческой крови. В ряде фольклорных представлений вампирами называются...

Бродячие собаки давно перестали быть дрожащими за свою жизнь существами, которые были рады объедкам, шарахаясь от случайных прохожих. Сегодня у дворняг исчез вс...

Твиттер стал уже культовым явлением в современном обществе. Пользователи поделились на тех, кто читает этот сервис и на тех, кто пишет в нем. Люди проводят в не...

Близнецы - случай рождения у одной матери одновременно нескольких детей. Детей может быть двое (двойняшки), трое (тройняшки) и т.д. Близнецы бывают однояйцевые...

Новые факты

Компания ECA International, являющаяся знаменитым международным консультантом по людским ресурсам, составила список самых дорогих городов мира. Обширное исследо...

Примечательно, но самыми дорогими марками в мире являются те, которые были выпущены с браком. Этот или изделия с типографской ошибкой или же те, в которых карти...

Мусульмане и христиане, проживающие в Палестине, не конфликтуют между собой, а считаются союзниками. Однако пережитки прошлого все еще преобладают над здравым с...

В современном мире проблема депрессии становится все более и более актуальной. К этому приводят многие факторы, среди которых недостаток в личном пространстве, ...

Название «каннибалы» произошло от «кани́ба» - имени, которым называли до Колумба жители Багамских островов обитателей Гаити , ужасных людоедов . Впоследствии название «каннибал» стало равнозначным антропофагу, хотя, по Геррере, canibal значило собственно «храбрый».

Синоним антропофагия происходит от греческого ἄνθρωπος, anthropos - «человек» и φαγειν, phagein - «поглощать».

Обзор

Бытовой каннибализм практиковался на древнейшей стадии каменного века , с увеличением пищевых ресурсов сохранился лишь как исключительное, вызванное голодом явление. В частности, нехваткой пищевых ресурсов в суровых условиях жизни объясняют каннибализм неандертальцев . Религиозный каннибализм сохранялся дольше, выражался в поедании различных частей тел убитых врагов, умерших сородичей; был основан на убеждении, что сила и другие свойства убитого переходили к поедающему. У племён, практиковавших каннибализм, вследствие поедания мозга жертвы были распространены болезни, вызывавшиеся прионами , например, болезнь Куру .

О племенах людоедов упоминают уже многие писатели древности и путешественники средних веков; у них же встречаются указания на случаи людоедства и у культурных народов, вызванные голодом. В новые времена (с XVI в.) каннибализм был найден и описан у многих народов, во всех частях света (в том числе и в Европе). Достоверно известно, что он практиковался до недавнего времени во внутренней Африке , в Папуа - Новой Гвинее, на некоторых островах Малайского архипелага, во внутренних частях Бразилии . Ещё в XIX и в начале XX века каннибализм был распространён и на многих группах островов Полинезии и Меланезии , в Австралии , у некоторых народов северо-западной Америки , в Южной Африке и т. д.

В мифах, преданиях, языке, верованиях, обычаях имеются указания и на то, что каннибализм не был чужд и предкам культурных народов; следы его можно отметить в мифологии греков, в преданиях и сказках немцев, славян и т. д. Некоторые исследователи предполагают даже, что людоедство характеризует собой одну из стадий развития - род болезни, через которую должно было пройти всё человечество, все племена в известный, более или менее отдалённый период их жизни. Такое предположение невозможно доказать; доисторическая археология не даёт ему достаточных подтверждений. Правда, были замечены как будто некоторые следы людоедства в отложениях каменного века (пещерах) Бельгии , Италии , Франции , даже в некоторых древних могилах или курганах; но, во-первых, следы эти очень редки, недостаточно явственны и некоторыми признаются совершенно неубедительными, а во-вторых, известно много пещер и мест погребения, давших обильные остатки каменного века, в том числе и остатки человеческой трапезы, расколотые и иногда обглоданные кости различных животных - но между ними не было найдено ни одной подвергшейся подобному же раскалыванию или обгладыванию кости человека. Не подлежит, однако, сомнению, что каннибализм прежде был распространён гораздо шире, чем теперь, и что следы употребления человеческого мяса в смысле непосредственного питания им или в религиозных, суеверных и символических целях замечены у многих народов.

Вопрос о причинах, вызывавших людоедство, не разъяснён вполне и по настоящее время; они могли быть различны - то чисто физиологические, именно голод, то психические, соединённые с известными представлениями. С другой стороны, однажды возникнув, людоедство могло поддерживаться и даже получить более широкое распространение вследствие удовольствия, вызываемого этим способом питания. Голод, недостаток в дичи и вообще в мясе - вот, по-видимому, побудительные поводы к людоедству у пешересов Огненной Земли, у жителей некоторых островов Полинезии, в Бразилии, хотя и тут были известны народы, питающиеся исключительно растительной пищей. Местами в известное время года население (напр., первобытные аборигены Австралии) вынуждено вообще голодать, и тогда, в особенности если далёкие поиски за дичью приводили его к столкновению с другим племенем, павшие и взятые в плен враги легко могли быть употреблены в пищу. Затем, одним из наиболее первобытных мотивов каннибализма должна быть признана ярость, инстинктивное желание уничтожить врага в буквальном смысле этого слова. Примеры такой ярости представляет и история культурных народов, когда разъярённая толпа, убив ненавидимого ею человека, терзала его на части, пожирала его сердце , лёгкие и т. д. Такие случаи были отмечены в разных странах и в различные эпохи. Слепая ярость осмысливается впоследствии представлением, что съедением врага последний совершенно уничтожается, или что его дух переходит в дух его победителя, даёт ему новую силу и храбрость. Вследствие этого съедаются преимущественно известные части тела: глаза, сердце, печень , мозг , или пьётся кровь и т. д., в которых особенно предполагается жизненная или одушевляющая тело сила. У некоторых народов убивались и съедались старики, чтобы душа их не умерла вместе с телом путём постепенной дряхлости, а продолжала бы жить в их потомках и сородичах. Первобытный человек не мог дойти до представления о вечности; боги должны были умирать, как и люди; даже в Греции показывались могилы Зевса, Диониса, Афродиты и т. д. Поэтому воплощённый бог или жрец его, а также царь у некоторых народов убивались, дабы их души могли перейти ещё в полной силе в души других смертных. Впоследствии вместо царя или бога в жертву стали приноситься другие лица. У семитов в важных случаях приносился иногда в жертву для блага народа царский сын; обычай принесения в жертву первенцев существовал у многих народов. В таинствах Митры приносился в жертву мальчик, тело которого съедалось потом всеми присутствовавшими; у ацтеков Мексики также был религиозный обычай съедания бога, который чествовался в течение года в образе красивого юноши. Позже съедание бога заменяется съеданием посвящённого ему животного или хлеба, которому придаётся иногда человекообразная форма (как и теперь ещё кое-где в Европе после жатвы, из первого обмолоченного хлеба). У многих первобытных племён людоедство заключало в себе нечто религиозное, таинственное и совершалось ночью, при участии жрецов или шаманов и т. д. У других подобных народов оно превращалось просто в обжорство, для удовлетворения которого предпринимались набеги на соседние племена с целью захвата пленных. Такие племена каннибалов часто в культурном отношении стояли выше их окружающих, например монбутту тропической Восточной Африки или жители островов Фиджи . Когда путешественник Георг Швейнфурт гостил у короля монбутту, людоедство всячески скрывалось от европейца, так как королю было известно, что белые относятся к этому обычаю с отвращением.

Карта распространения каннибализма, изданная в Германии в 1893

К началу ХХ века племенное людоедство существовало только во внутренней Африке и кое-где в Меланезии. Народ короваи , называемый также колуфо , населяющий юго-восток Папуа - Новой Гвинеи , можно считать последним в мире из сохранившихся людоедских племён. Американский антрополог Марвин Харрис занимался исследованием людоедства и табу на пищу. Он утверждал, что каннибализм бывал в традиции у небольших замкнутых групп, но исчезал при переходе к более крупным поселениям. Народ ацтеков был здесь исключением. Хорошо известен случай поедания покойников в племени фор в Новой Гвинее , приведший к эпидемии куру . Часто то, что, казалось бы, хорошо документировано, не имеет реальных свидетельств. Имеются мнения, что хотя посмертное расчленение практиковалось в погребальных ритуалах, людоедство при этом места не имело. Марвин Харрис заключил, что каннибализм имел-таки место в период голода, совпавший с прибытием европейцев, и был возведён в религиозный ритуал. В средневековой медицине существовало объяснение каннибализма, основной идеей которого было существование чёрной жёлчи , находящейся в оболочках желудочка сердца и ответственной за пристрастие к человеческой плоти .

Исторические факты

Ранняя историческая эпоха

Средние века

Начало Новой истории

… они выкапывали трупы, потом стали убивать своих пленников, а с усилением горячечного бреда дошли до того, что начали пожирать друг друга; это - факт, не подлежащий ни малейшему сомнению: очевидец Будзило сообщает о последних днях осады невероятно ужасные подробности, которых не мог выдумать… Будзило называет лиц, отмечает числа: лейтенант и гайдук съели каждый по двое из своих сыновей; другой офицер съел свою мать! Сильнейшие пользовались слабыми, а здоровые - больными. Ссорились из-за мёртвых, и к порождаемым жестоким безумием раздорам примешивались самые удивительные представления о справедливости. Один солдат жаловался, что люди из другой роты съели его родственника, тогда как по справедливости им должен был питаться он сам с товарищами. Обвиняемые ссылались на права полка на труп однополчанина, и полковник не решился прекратить эту распрю, опасаясь, как бы проигравшая тяжбу сторона из мести за приговор не съела судью.

Служилых людей он бил и мучил напрасно и, пограбя у них хлебные запасы, из острожка их вон выбил, а велел им идти есть убитых иноземцев, и служилые люди, не желая напрасною смертию помереть, съели многих мёртвых иноземцев и служилых людей, которые с голоду померли, приели человек с пятьдесят; иных Поярков своими руками прибил до смерти, приговаривая: «Не дороги они, служилые люди! Десятнику цена десять денег, а рядовому два гроша». Когда он плыл по реке Зее, то жители тамошние его к берегу не припускали, называя русских людей погаными людоедами.

Тела братьев де Витт

  • В Нидерландах , в год бедствий - - когда страна подверглась нападению со стороны Франции и Англии в Франко-Голландскую войну (Третья Англо-Голландская Война) , Ян де Витт (влиятельная политическая личность) был убит выстрелом в шею, его обнажённое тело было повешено и обезображено, а сердце было выставлено на всеобщее обозрение. Его брат был также подстрелен, заживо выпотрошен, голова размозжена, его обнажённое тело было повешено и частично съедено.
  • Ховард Зинн описывает каннибализм среди первых поселенцев острова Джеймстаун (Jamestown), штат Виргиния в своей книге «А» - «История народа Соединённых Штатов».
  • Событие, случившееся на территории западного Нью-Йорка («Графство Сенека») в США в 1687 году , было описано в приведённом ниже письме губернатора Канады Маркиза де Денонвиля во Францию:

13-го июля, примерно в четыре часа дня, пройдя два опасных перевала, мы приблизились к третьему, где мы были атакованы 800 сенеками, 200 из которых пытались зайти к нам в тыл, а остальные силы атаковали нас спереди, но оказанное нами сопротивление навеяло такой страх, что они вскоре вынуждены были спасаться бегством. Наши войска были настолько утомлены необычайной жарой и длинным переходом, что мы решили стать лагерем на один день. Нам довелось увидеть обычные зверства дикарей, которые расчленяли тела на четверти, как в мясной лавке, чтобы засунуть их в котёл. Наши мерзавцы отоайи (оттавские индейцы) особенно отличались своим варварством и трусливостью, по тому, как они удирали с поля боя…

«Онорский людоед» Губарь на сахалинской каторге, 1903

Смертный приговор за каннибализм, Конго, до 1905

Современная эпоха

У цивилизованного человека не укладывается в голове организованный каннибализм, до которого скатилась японская армия к концу Тихоокеанской войны. При этом людоедство имело место даже тогда, когда хватало другой пищи. Этот факт подтверждает мысль о том, что японская армия была глубоко поражена дикими предрассудками и поверьями. Согласно одному из них, считалось, что съеденное тело поверженного врага укрепляет дух и прибавляет сил победителю.

По вкусу это напоминало хорошую телятину, не от самого молодого телёнка, но и не говядину. Это в точности соответствует указанному описанию, и не похоже на другие виды мяса, которые мне когда-либо приходилось есть. Думаю, человек с нормальным восприятием не смог бы отличить его от обычной телятины. Этот кусок мяса обладал мягким вкусом без какой-либо остроты или специфических характеристик, как например, у козлятины или свинины. Кусок был немного более жёстким, чем нормальная телятина, немного волокнистым, но не слишком, чтобы не быть пригодным в пищу. Поджаренный кусок, из середины которого я сделал срез и съел его, по цвету, фактуре, запаху и вкусу укрепил мою уверенность, что из всех привычных нам видов мяса телятина является наиболее близким аналогом.

William Bueller Seabrook. «Jungle Ways» London, Bombay, Sydney: George G. Harrap and Company, 1931

  • Американский писатель Лоуэлл Томас в книге «Крушение Думару» (1930) пишет о каннибализме среди выживших членов экипажа «Думару» после того, как их пароход был взорван и затонул во время Первой мировой войны.
  • Утверждая, что во всех областях Аппалачей никогда не практиковался каннибализм, Джеймс К. Криссман ссылается на недавние случаи поедания покойников в горах в восточной части штата Кентукки в конце 1930-х годов . Мясо усопшего поедали для выражения усопшему почтения и для утешения родственникам. Криссман размышляет, что этот редкий ритуал вышел из практики по мере развития американского общества и его проникновения в географически изолированный район. На одно из таких происшествий намекает местная газета в графстве Нокс, штат Кентукки , 1904 год . Статья «Погиб под поездом» описывает смерть Дж. Кокса под товарным поездом. В конце статьи указаны число и время посещений и содержится намёк на поедание «останков тех, кто пересёк тёмную реку смерти», что является скрытой метафорой, которую поймут практикующие этот ритуал. Когда говорят о вспышке большого количества заболеваний болезнью Крейтцфельдта - Якоба в Кентукки, возможно, это связано с поеданием мозгов белок; автор Бурхард Билгер полагает, что они могут использоваться в качестве заменителя мяса человеческих трупов при продолжении практикования погребальных ритуалов с каннибальским уклоном; как бы то ни было, этот факт даёт право принимать всерьёз слухи о поедании мяса трупов в Аппалачах в двадцать первом столетии.
  • Упоминание о поедании китайцами своих врагов часто появляется в поэзии Китая тех времён, когда страна находилась под гнётом династии Сун , хотя каннибализм здесь звучит скорее как поэтическая символика с целью выразить ненависть к врагу (см. Man Jiang Hong). Китайский каннибализм, как результат ненависти, отмечен также во время Второй мировой войны.
  • Журналист Нейл Дэвис писал о каннибализме во время войн в Юго-Восточной Азии в 1960-х и 1970-х . Дэвис писал, что камбоджийские партизаны в порядке ритуала поедали части тел убитых врагов, чаще всего печень. При этом он и многие беженцы рассказывают о неритуальном людоедстве, просто из-за голода. Обычно это происходило в городах и деревнях, где у власти оказывались Красные кхмеры , и пища распределялась строго порционно, что вызывало широкое распространение голода. Гражданские лица, уличённые в людоедстве, предавались немедленной казни.
  • Многочисленные случаи каннибализма происходили в регионах Африки - в нескольких недавних конфликтах, как Вторая конголезская война , а также гражданских войн в Либерии и Сьерра-Леоне Вполне очевидно, что такие вспышки происходят во время военных действий - в мирное время случаи каннибализма значительно более редкие. Но даже если так, то это неотъемлемо для районов Центральной Африки - среди Пигмеев в Конго . Также сообщается, что знахари якобы иногда используют части детских тел для приготовления своих снадобий.
  • Диктатор Уганды в 1970-х годах Иди Амин и император Центральноафриканской Империи Бокасса имели репутацию каннибалов.
  • 13 октября 1972 года уругвайская команда регби летела через Анды для участия в матче в Чили . Самолёт потерпел крушение вблизи границы Чили с Аргентиной . После нескольких недель голода и лишений большая группа приняла решение съесть замёрзшие тела умерших с целью выживания. Они были спасены спустя два месяца. (См. Авиакатастрофа в Андах 13 октября 1972 года . На основе этой истории снят фильм 1993 года режиссёром Фрэнком Маршаллом «Живые »).
  • Беженцы из Северной Кореи сообщают об имевших место случаях каннибализма в период особо сильного голода в 1996 году .
  • Международная неправительственная организация «Врачи без границ » предоставила представителям «Международной амнистии» фотографии и документальные свидетельства о ставших ритуальными каннибальских пирах среди участников междоусобных войн в Либерии в 1980-х . Международная амнистия в то время занималась сбором фактов и материалов в соседней Гвинее и тем не менее отказалась опубликовать этот материал. Генеральный секретарь организации en:Pierre Sané сказал на внутреннем совещании: «То, что они делают с телами людей, при всех нарушениях прав человека, не входит в круг нашей компетенции». Факты существования каннибализма по всей территории Либерии были засняты на видео лондонской компанией Journeyman Pictures .
  • В декабре 2002 года в городе Ротенбург (Германия) был выявлен крайне необычный случай. В марте 2001 года 41-летний системный администратор Армин Майвес поместил в Интернете серию каннибальских объявлений в поисках молодого парня в возрасте от 18 до 25 лет, желающего умереть и быть съеденным. По крайней мере на один из своих запросов он получил положительный ответ. На объявление откликнулся Бернд Брандес (Jürgen Brandes), другой системный администратор, предложивший свои услуги. Два джентльмена договорились встретиться. Бернд Брандес был, по своему собственному согласию, убит и частично съеден Майвесом. Майвес был позже приговорён к восьми с половиной годам тюремного заключения за непредумышленное убийство (убийство второй степени). В апреле 2005 , немецкий Федеральный Суд потребовал пересмотра дела и в мае 2006 дело Майвеса было квалифицировано как умышленное убийство и он был приговорён к пожизненному заключению. На этот сюжет написана песня «Mein Teil» немецкой рок-группы Rammstein . Это был не первый случай убийства по согласию, предлагаемому через Интернет, как в случае Шарон Рины Лопатки , но это был первый в мире случай предварительно оговорённого каннибализма. Данный случай обыгрывается в английском ситкоме Компьютерщики в 3-ей серии 2-го сезона.
  • В сентябре 2006 года группа австралийского телевидения из передач 60 минут и Сегодня ночью пыталась спасти шестилетнего мальчика из племени Короваи в Папуа - Новая Гвинее , которого, по имевшимся данным, должны были ритуально съесть его сородичи.
  • 13 января 2007 года датский художник Марко Эваристти устроил обед для узкого круга друзей. Главным блюдом были пельмени agnolotti , начинённые фаршем из его собственного жира, извлечённого раннее в том же году при липосакции .
  • В июне 2007 в Катаре , в городе Доха были арестованы четыре выходца из Азии, предположительно убившие своего соотечественника и съевшие его. У этих четверых возникла тяжёлая реакция организма на съеденную человеческую плоть, и они вынуждены были срочно обратиться в больницу. Сделанный рентгеновский снимок показал наличие в желудке одного из них человеческого пальца, и врач вызвал полицию. (Имеются сведения, что это обвинение было впоследствии снято).
  • В -м году японский студент Иссэй Сагава , изучавший английскую литературу в университете Сорбонны в Париже , познакомился с 25-летней голландской студенткой. В ходе общения он убил её и съел, трогательно описав эту процедуру. Его богатый отец, мотивируя тем, что указанный случай не вписывается во французскую юрисдикцию, добился экстрадиции Иссэя в Японию, где он в конечном счёте был выпущен на свободу. Опубликованные описания процедуры сделали его поистине национальной знаменитостью; он выпустил несколько бестселлеров и продолжал публиковаться в газетных колонках. История явилась темой песен «La Folie» рок-группы Stranglers (1981) и «Слишком много крови» рок-группы Rolling Stones .
  • В январе 2009 года в городе Санкт-Петербург (Россия) в одном из домов по проспекту Космонавтов двое молодых людей утопили в ванной ученицу 11 класса, после чего расчленили тело и употребили в пищу части её тела, поджарив их с картофелем; останки сложили в пакеты и выбросили их в контейнеры для мусора и в водоём. Арестованные объяснили своё поведение возникшим чувством голода. Было выяснено, что молодые люди были музыкантами, один из них - лидером группы, поклонницей которой и была убитая девочка. В обвинительном заключении принадлежность каннибалов к молодёжным субкультурам не фигурировала. 5 мая 2010 г. каннибалы были приговорены к длительным срокам заключения.
  • 21 декабря 2010 г. 40-летний Стивен Гриффитс, преподаватель криминологии из Брэдфордского университета, был осуждён в городе Лидс графства Йоркшир , Великобритания, за то, что в 2009-2010 годах зверски убил, расчленил при помощи электроинструмента, а затем съел трёх проституток.
  • В 2011 году в Пакистане судили двоих братьев, выкапывавших на кладбище трупы и поедавших их.
  • В 2011 году во Французской Полинезии, на острове Нуку-Хива были найдены останки немецкого туриста, который, скорее всего, стал жертвой каннибалов.
  • В 2011 года голландские телеведущие в прямом эфире ели части друг друга.
  • 22 марта 2012 года двое жителей острова Русский (территория Владивостока) в процессе распития спиртных напитков убили своего третьего собутыльника. После этого два дня приятели употребляли мясо своего приятеля в пищу, готовя из него различные блюда. В холодильнике каннибалов полицейские обнаружили части тела и голову. Задержанные также рассказали, что успели продать часть мяса на местном рынке. Свой поступок каннибалы объяснили тем, что у них «кончилась закуска»…
  • В августе 2011 в Мурманске Иван Лебедев съел 32-летнего преподавателя истории с нетрадиционной сексуальной ориентацией, пригласив его к себе домой, перед этим познакомившись на сайте знакомств

Каннибализм как результат голода

В истории известны многочисленные случаи вынужденного каннибализма, когда люди, находящиеся перед лицом угрозы голодной смерти, вынуждены были ради выживания употреблять в пищу плоть тех, кто умер прежде них естественной смертью, или, реже, сами их убивали; в такой ситуации инстинкт самосохранения обычно оказывается сильнее морального табу на каннибализм, хотя психологическая травма и чувство вины у вынужденных каннибалов сохраняются долго. Известный случай такого рода - авиакатастрофа в Андах 13 октября 1972 года . Выжившие в той катастрофе провели 72 дня в зоне вечных снегов и уцелели только потому, что употребляли в пищу тела погибших .

Другими примерами являются описанные выше массовые случаи: массовый голод в 20-е годы (особенно в Поволжье) голод в СССР (1932-1933) , ленинградская блокада в годы Второй мировой войны, в Северной Корее (1996), во времена правления красных кхмеров в Камбодже в 1970-х , многочисленные гражданские войны в странах Африки , а также отдельные случаи при кораблекрушениях и других катастрофах.

Каннибализм как средство пропаганды

«Каннибализм в Московии и Литве», Аугсбург, 1571

Каннибализм в пропаганде : финские солдаты демонстрируют кожу, снятую с советских солдат, которые якобы были съедены своими товарищами на Maaselkä. Подпись: «Солдаты вражеской разведроты, которые оказались отрезанными от продовольственного снабжения, убили нескольких своих товарищей и почти всех съели.»

Существуют необоснованные сообщения о каннибализме в среде групп, которых так или иначе презирают, боятся или плохо знают. Ещё в античное время греки упоминали о людоедстве удалённых не греческих племён варваров , или в мифах о примитивном подземном (хтоническом) мире до появления олимпийских богов : например, явный отказ от человеческого жертвоприношения на пиру, данном в честь Олимпа Танталом и его сыном Пелопом . В Европе с XV по XIX века цыганам и евреям нередко приписывали похищение людей из числа национального большинства стран проживания с целью их поедания; местами это была осознанная клевета, местами - бессознательная, вызванная мистическими ожиданиями населения по отношению к инородцам. В 1994 году распространялась брошюра с сообщениями о югославском концентрационном лагере Маняча (Manjaca), где боснийские беженцы якобы были вынуждены есть тела друг друга. Информация была ложной.

Яркими примерами являются описанные выше случаи с японским студентом Иссэем Сагавой во Франции (1981) и Армином Майвесом в Германии (2002).

Религиозно-мистический каннибализм

Среди многих племён и народов был распространён религиозно-магический каннибализм, выражавшийся в поедании различных частей тела убитых врагов, военнопленных, умерших сородичей (так называемый эндоканнибализм) и т. д. Такой обычай был основан на убеждении, что сила и др. положительные свойства поедаемого переходили к поедающему.

Каннибализм в фольклоре, мифологии и религии

Фольклор

Оргии каннибалов и элементы каннибализма появляются в фольклоре всего мира. Примерами являются ведьма в сказке «Гензель и Гретель » и Баба-Яга в русских народных сказках; Людоеды и людоедки являются действующими лицами нескольких сказок Шарля Перро («Кот в сапогах» и др.).

Античная мифология

Большое количество историй в древнегреческих мифах так или иначе несёт элементы каннибализма, например в историях о Тезее , Терее и особенно о Кроносе (аналогом которого в римском варианте является Сатурн). Эти мифы вдохновили Шекспира на каннибальскую сцену в драме «Тит Андроник ».

Индуизм

Иудаизм

Христианство

Людоедство, наряду с запретом употребления в пищу крови, согласно Библии , является первым пищевым запретом, данным Богом (Быт. 9:3-6). Несмотря на это, в I-III веках н. э. противники Христианства иногда обвиняли ранних христиан в каннибализме, толкуя «Кровь и Плоть» евхаристии буквально. Опровергая это, Тертуллиан отвечал: «Вы знаете дни наших собраний, почему нас и осаждают, и притесняют, и хватают на самых тайных наших собраниях. Однако наткнулся ли кто когда-нибудь на полуобъеденный труп? Заметил ли кто-нибудь на залитом кровью хлебе следы зубов?» . Некоторые историки , антропологи , этнографы , этологи , фольклористы , философы , представители других наук в христианской традиции причащения хлебом (телом Бога) и вином (кровью Бога) видят пережитки религиозно-магического каннибализма (см. Теофагия). Однако вопрос о непосредственной связи происхождения этой традиции и каннибализмом, даже в символической форме - вопрос дискуссионный . Традиционно в христианстве тема связи теофагии и евхаристии не была предметом специального рассмотрения и полемики, поскольку, как подчёркивает культуролог К. А. Богданов, «прямые аналогии между евхаристией и каннибализмом оказались востребованными - в контексте экспансии соответствующих сюжетов - только в культуре XX века» .

У православных, католиков и древневосточных церквей существует понимание, что при осуществлении таинства Причастия (Евхаристия) хлеб и вино пресуществляются в само Тело и Кровь Иисуса Христа, которое верующие и вкушают (причащаются) для оставления грехов и наследования жизни вечной, тем самым реально соединяясь с Христом Богом. В части протестантских церквей (англикане, лютеране) сохраняется представление о реальном присутствии крови и плоти Иисуса Христа в евхаристических вине и хлебе. В другой части протестантских церквей хлеб и вино только символизируют истинные кровь и плоть Иисуса Христа. Обвинения в каннибализме по адресу ранних христиан основаны на недоразумении, вызванном незнанием существа обряда, при котором христиане «пьют кровь и едят плоть Иисуса». Христиане, в свою очередь, обвиняли в каннибализме своих преследователей - римлян из-за их практики смертной казни путём сожжения , а также своих религиозных оппонентов - например, секту борборитов .

Ислам

В XVI-XVIII веках в Западной Европе использовались «лекарственные средства», изготовленные из частей человеческого тела. Историк медицины Ричард Сагг из университета Дарема (Великобритания) утверждает, что человеческую плоть и препараты, изготовленные из трупов, европейские медики применяли так же часто, как травы, коренья и кору, а части трупа и кровь являлись предметами первой необходимости и имелись в каждой аптеке. На лекарства шли трупы нищих, останки казнённых преступников и даже прокажённых. Самым известным пропагандистом такого лечения был Парацельс .

К примеру, считалось, что человеческий жир якобы помогал при ревматизме и артрите . В XVII веке немецкий фармаколог Иоганн Шрёдер прописывал своим пациентам следующий рецепт (не ясно от чего):

Человеческое мясо следует нарезать на мелкие кусочки, добавить чуточку мирры и алоэ, несколько дней выдержать в винном спирте, а затем провялить в сухом помещении.

Одни из последних рецептов, связанных с каннибализмом в медицинских целях, оставил британский проповедник Джон Кеоф, умерший в 1754 году . Среди каннибальских снадобий от различных болезней рекомендованы порошки из костей человеческого запястья и черепа, толчёное сердце, дистиллят мозга, экстракт жёлчи, свежая и сушёная кровь, а также «мох» (Usnea Cranii Humani), растущий на черепе мертвеца. Последний оставался официальным лекарством в английской фармакопее до 19-го века .

Неканнибальское потребление частей человеческого происхождения

Некоторые люди рассматривают потребность грызть ногти или куски кожи на пальцах как вид каннибализма, но обычно с этим не соглашаются, так как эти субстанции потребляются в виде пищи ненамеренно. Аналогичным образом, намеренное потребление собственной плоти или частей тела, такое как высасывание крови из ран гематофагия обычно не рассматривается как каннибализм; то же относится к глотанию собственной крови при ненамеренных травмах, таких как носовое кровотечение , глотанию жидкостей человеческого происхождения, таких как сперма или моча.

Знаменитости

Известные каннибалы

  • Иди Амин - президент Уганды в 1971-1979 гг., творец одного из самых жестоких авторитарных режимов в Африке.
  • Джеффри Дамер - (1960-1994) - известный американский серийный убийца и каннибал.
  • Александр Спесивцев (р.1970) - российский серийный убийца и каннибал.
  • Владимир Николаев - российский серийный убийца и каннибал.
  • Алексей Суклетин - (1943-1987) - советский серийный убийца и каннибал.
  • Альберт Фиш - (1870-1936) - американский серийный убийца и каннибал.
  • Армин Майвес (нем. Armin Meiwes; р. 1961) - немецкий гомосексуалист и каннибал, который в 2001 году съел своего любовника Бернда Юргена Брандеса.
  • Бокасса, Жан-Бедель - (1921-1996) - президент (позднее - император) Центрально-Африканской Республики (позже - империи), один из самых эксцентричных диктаторов XX века.
  • Филиппо Цаппи - участник экспедиции У. Нобиле , которого обвиняли в съедении другого участника экспедиции, Ф. Мальмгрена.
  • Иссеи Сагава - японец, убийца-каннибал, убивший и съевший свою однокурсницу Рене Хартевельт.
  • Джумагалиев, Николай Есполович (р. 1952, пос. Узунагач, Алма-Атинская область, Казахская ССР) - советский и казахский серийный убийца-каннибал, убил 9 женщин.
  • Александр Пирс - (1790-1824) - ирландский заключённый, дважды сбегавший из тюрьмы. Чтобы не умереть с голоду, Пирс убивал других заключённых, бежавших вместе с ним, и занимался каннибализмом.

Известные жертвы каннибалов

  • Джеймс Кук - (1728-1779) - английский мореплаватель.
  • Педро де Вальдивия - (1500-1554) - испанский конкистадор.

Другие использования термина людоедство

  • В эпитетах, характеризующих жестокость со стороны властей, чиновников, начальства и соответствующих поддерживающих их законов (людоедские законы ).
  • В разных производственных интригах. Например, если кто-то, двигаясь по служебной лестнице, становится начальником своего бывшего начальника, то говорят, что он его съел .
  • Иногда по отношению к банкам, берущим высокий процент под предоставляемые ссуды, говорят, что эти проценты людоедские .

Людоедство в культуре и искусстве

В музыке

Литература

  • Воеводский, «Каннибализм в греческих мифах» (СПб., ).
  • Schaffhausen в «Archiv für Anthropologie» (т. IV).
  • Bergemann, «Die Verbreitung der Anthropophagie» ().
  • Frazer, «The Golden Rough. A study in comparative Religion» (London, ) (Vol. - ).
  • Лев Каневский, «Каннибализм», М., «Крон-пресс», 1998.
  • путешествия и общие этнологические сочинения Леббока, Тэйлора, Летурно, Бастиана и др.
  • Богданов К., «Каннибализм: История одного табу» // Пограничное сознание (Альманах «Канун». Вып. 5). СПб., 1999, с. 198-233.
  • Борис Диденко «Цивилизация каннибалов. Человечество как оно есть», М., 1996 г., 1999 г.

Ссылки

  • Алексей Иванов «Языческие боги больше всего любят в человеке сердце и печень»

См. также

  • Самоканнибализм

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  2. «От голода неандертальцы творили жуткие вещи»
  3. Brief history of cannibal controversies; David F. Salisbury, August 15, 2001
  4. Anthropophagy .
  5. Cannibalistic Celts discovered in South Gloucestershire 7 March 2001
  6. Ibn Ishaq (1955), 380-388, cited in Peters (1994) p. 218
  7. Amin Maalouf, The Crusades through Arab Eyes. Schocken, 1989, ISBN 0-8052-0898-4).
  8. Матфей Парижский «Великая хроника» (ок. 1200-1259)
  9. X. Л. Борхес - Девять эссе о Данте
  10. История Востока В 6 т. / Отв. ред. Л. Б. Алаев, К. З. Ашрафян, Н. И. Иванов. Т. III. Восток на рубеже Средневековья и Нового времени. XVI-XVIII вв. М.: Издат. фирма «Восточ. лит-ра» РАН, 2000. С. 101.
  11. «Юкатан до и после Завоевания», перевод с Relación de las cosas de Yucatan, 1566 (New York: Dover Publications, 1978: 4)
  12. (Alanna King, ed., Robert Louis Stevenson in the South Seas, London: Luzac Paragon House, 1987: 45-50)
  13. Е. Боун, 1747: 532.
  14. К. Валишевский. «Смутное время». М., 1993. С. 293-294. ISBN 5-8498-0037-9
  15. Dixon, Never Come to Peace , 111-114.
  16. The Wreck of the Whaleship Essex
  17. The Acadian Recorder , Saturday, May 27, 1826
  18. Beattie, Owen and Geiger, John (2004). Frozen in Time. ISBN 1-55365-060-3 .

Просто задуматься- съесть человека... нееее, мне даже в страшном сне не привидится.. смотрела как-то кино про таких, но они "в кино" .. а что, были на самом деле? или есть, не дай Бог???

Каннибализм практиковался людьми еще со времен каменного века. Ведь пищи было не так много, вот и питались неандертальцы себе подобными. Позже это явление стало носить религиозный или сексуальный характер. С развитием цивилизации каннибализм практически исчез, хотя в истории порой всплывают факты поедания тел или их частей другими людьми.

Сегодня такое явление ассоциируется или с маньяками, или же с дикарями, которые так и остались на зачаточном культурном уровне. Каннибалы же становятся презираемыми всем цивилизованным обществом, их боятся, а на основе таких историй впору снимать фильмы ужасов. Расскажем ниже о самых известных поедателей людской плоти.

Иссеи Сагава. Сегодня этот почтенный японец является ресторанным критиком, чьи очерки часто появляются в токийских газетах и журналах. А ведь прошлое этого человека несет страшный отпечаток каннибализма. Сагава обучался в Сорбонне, его отметки были прекрасными. Только вот японца не покидала странная тяга к высоким женщинам. 1 июня 1981 года изучавший английскую литературу Сагава пригласил к себе сокурсницу, голландку Рене Хартвельт. Дома японец убил девушку, а затем поедал ее в течение двух последующих дней. Сагава рассчитывал поглотить энергию красивого и здорового человека. При попытке избавиться от изуродованного тела каннибал был замечен. Через пять дней его арестовала французская полиция. Медэксперты вынесли решение о невменяемости японца и того экстрадировали на Родину. Всего через полтора года пребывания в психической лечебнице каннибал вышел на свободу. Возможно, повлиял на это его богатый и влиятельный отец. Сейчас Сагава живет в Токио, являясь местной знаменитостью. Его часто приглашают на ток-шоу и консультации. Сам каннибал утверждает, что его все еще посещают подобные дикие фантазии, однако он уже никогда не захочет их воплотить.

Армин Майвес. Детство этого человека тяжело назвать счастливым - в 8 лет развелись его родители, а мать чрезмерно опекала своего сына. После ее смерти Армин жил уединенно, занимаясь системным администрированием и встречаясь с мужчинами. В 2001 41-летний мужчина дал в Интернете объявление, в котором было сказано о поисках молодого парня в возрасте от 18 до 25 лет, желающим быть съеденным. Как ни странно, такой запрос получил положительный ответ. На объявление откликнулся 43-летний гомосексуалист Бернд Брандес, также системный администратор. Любовники стали снимать на видео свою встречу. После очередного занятия сексом Майвес отрезал Брандесу половой орган, который они затем вместе и съели. Жертва была вынуждена принять большую дозу обезболивающих средств вместе с алкоголем. Затем Майвес убил своего любовника, положив его мясо в морозильную камеру. Несколько последующих месяцев немец питался своим бывшим возлюбленным. Когда каннибала арестовали в декабре 2002 года, он успел съесть около 20 килограмм человечины. В частности, ребра поджаривались на барбекю. Суд сперва приговорил Майвеса к 8,5 годам лишения свободы, так как убийство было признано непредумышленным. Но в мае 2006 года дело было пересмотрено, новый приговор означал пожизненное заключение. Интересно, что в тюрьме Майвес стал вегетарианцем и возглавил отделение партии «зеленых».

Джеффри Дамер. Этот американец прославился тем, что в период между 1978 и 1991 годами убил 17 юношей и мужчин. При этом преступления отличались жестокостью, а трупы своих жертв Дамер насиловал и ел. Детство будущего каннибала было тяжелым. Друзей у Джеффри практически не было, а семья постоянно переезжала с места на место. С 13 лет Дамер осознал, что является гомосексуалистом. В школе подросток проявил тягу к мертвым животным, он начинает представлять себя участником сцен некрофилии и расчленения тел. Первое убийство состоялось в 1978 году, когда маньяку было всего 18 лет. Со временем у Дамера развилась целая тактика поиска жертв. Это были обычно сексуальные меньшинства, которым парень предлагал продолжить знакомство вне стен бара. Дамер хотел, чтобы его жертвы стали послушными зомби, с этой целью он делал им отверстия в голове с помощью дрели и кислоты. Некоторые несчастные проживали после этого до двух дней. Маньяк практиковал некрофилию и ел тела своих жертв. В 1988 году от Дамера сбежала его очередная жертва - 13-летний лаосский мальчик. Полиция арестовала маньяка, однако суд приговорил его только к году исправительных работ. Даже находясь под следствием, убийца продолжал убивать людей. Летом 1991 года Дамер стал убивать раз в неделю. В итоге очередной его любовник сумел сбежать, а в квартиру маньяка нагрянула полиция. В холодильнике каннибала были найдены три головы, сердце и внутренности. В туалете Дамер хранил кастрюлю с кистями рук и пенисами, части тела были повсюду. Всего в квартире обнаружили останки 11 человек. Слушание дела стало весьма резонансным - маньяка держали за пуленепробиваемым стеклом, дежурили овчарки, в зале суда были установлены металлоискатели. Кара настигла каннибала уже в тюрьме - другие заключенные в 1994 году убили его металлической трубой. Тело маньяка пролежало в холодильнике около года, а затем было кремировано.

Альберт Фиш. Этот американский убийца, маньяк и каннибал известен под многими прозвищами - «Серый человек», «Бруклинский вампир», «Буги-мен», «Лунный маньяк». Альберт родился в 1870 году и был самым младшим в непростой семье. Многие родные имели психологические проблемы, страдая от религиозной мании. В 5 лет оставшийся без отца Фиш попал в приют, где стал объектом частых побоев. Неожиданно Альберт выяснил, что физическая боль приносит ему удовольствие. Пребывание в приюте и пережитое там оставило неизгладимый след в психике Фиша. В 12 лет он вступил в гомосексуальную связь с мальчиком-почтальоном. С 1890 году Фиш живет в Нью-Йорке, где занимается проституцией и изнасилованием маленьких мальчиков. В 1898 году маньяк женился на особе, старше его на 9 лет. У пары родилось шесть детей. В 1903 году за хищения Фиш попал в тюрьму, где регулярно занимался сексом с мужчинами. Первые убийства маньяк начал совершать по достижению 40-летнего возраста. Жертвами стали несовершеннолетние дети. Выдала каннибала история с девочкой Грейс Бадд. Фиш проник в ее семью, представившись фермером, и увел девочку якобы на день рождения родственницы. Больше Грейс никто не видел. Через 6 лет семья получила анонимное письмо, которое и привело в итоге полицию к Альберту Фишу. Текст рассказывал, как происходило становление каннибала, а также историю гибели бедной девочки. Маньяк в подробностях рассказал, как съел свою жертву. Полиция схватила Фиша. На суде он заявил, что имел сексуальные отношения с 400 детьми, хотя официально было заявлено о ста случаях. Неизвестно и точное количество жертв каннибала, их было от 7 до 15. 16 января 1936 года маньяк был казнен на электрическом стуле.

Андрей Чикатило. Трудно поверить, что этот маньяк и каннибал был школьным учителем. Чикатило считался образцовым мужем, у него было двое детей, он состоял в КПСС. Тем не менее на счету самого известного российского маньяка, садиста, потрошителя и каннибала 53 только доказанных убийства. Большинство своих преступлений Чикатило совершил в лесополосах, прилегающих к городам Шахты, Новочеркасск, Новошахтинск. Наведываясь в командировки в Ростов-на-Дону, в Ленинград, Москву и Ташкент, Чикатило убивал людей и там. Только в июле-августе 1984 года его жертвами стало 8 женщин и детей. Обычно маньяк выбирал тех, кто казался ему обиженным судьбой и несчастными. Это были и женщины-алкоголички, и просто умственно отсталые. Предлог при этом выдвигался довольно просто - разделить выпивку. Детей же в лес Чикатило заманивал компьютерами, видеомагнитофонами, щенками и редкими марками. Убив свою жертву, маньяк уродовал тела - отрезал или откусывал языки, половые органы, соски, носы, пальцы. Каннибал вскрывал брюшную полость, грыз и ел внутренние органы. Самое страшное, что многие жертвы при этом все еще были живы. Практически у всех убитых были выколоты глаза, сам маньяк рассказывал, что суеверно боялся остатков своего образа на их сетчатках. Скорее всего Чикатило просто боялся взгляда своих жертв. Отрезанные части тела маньяк уносил с собой, съедая потом. На это указывало и то, что в «поездки» по словам жены он брал с собой кастрюльку. В прямой половой контакт со своими жертвами Чикатило вступал нечасто, так как был импотентом. Его сексуальное удовлетворение достигалось убийством. Поимка маньяка заняла долгое время. Сам Чикатило в качестве дружинника даже помогал милиции. В итоге убийца все же был схвачен, на суде он пытался изображать сумасшедшего. В 1994 году маньяк был казнен.

Александр Пирс. Ирландец появился на свет в 1790 году, а в 1819 году его за кражу нескольких пар обуви приговорили к 7 годам ссылки. Свой срок Пирс стал отбывать на Тасмании. Там он проявил мятежный характер - за ним числились два побега, воровства тележки, пьянство. 20 сентября 1822 года Пирс и 7 других заключенных снова бежали. Они углубились в густые труднопроходимые леса Тасмании. Через 8 дней чувство голода стало настолько сильным, что беглецы убили Александра Долтона. Пирс рассказывал, что того и так не любили, за его добровольное участие в порках. После этого двое беглецов покинули группу, опасаясь подобной участи. Путешествие беглецов заняло пять недель, за это время еще двое ослабевших товарища было съедено. В итоге в живых остался бывший моряк и проводник Гринхилл, его друг Трэверс и сам Пирс. Казалось бы, судьба ирландца предрешена. Однако Трэверса укусила змея, началась гангрена. Оголодавшие беглецы съели и этого своего товарища. Так как Пирс и Гринхилл не достигли еще населенных мест, было ясно, что один из них станет жертвой другого. Восемь дней мужчины не спали, опасаясь друг друга. В итоге заснул Гринхилл, и Пирс тут же убил его топором. Добравшись до заселенных земель, каннибал прожил на свободе всего несколько месяцев. Судьи не поверили истории Пирса, посчитав, что так он выгораживает своих скрывающихся товарищей. В ноябре 1823 года ирландец вновь бежал, в этот раз с одним молодым спутником, уговорившим взять его с собой. Когда Пирса поймали через несколько дней, у него в карманах нашли человеческое мясо, хотя другой еды было достаточно. Каннибал рассказал, что убил и этого своего товарища, расчленив его тело. За свои преступления маньяк был приговорен к казни через повешение. Последние его слова были о том, что человеческое мясо гораздо вкуснее рыбы или свинины.

Иди Амин. Молодые годы будущий диктатор провел в армии, где проявил себя жестоким и беспощадным по отношению к врагам. С обретением Угандой независимости карьера Амина стремительно развивается. После государственного переворота он становится главнокомандующим вооруженными силами, а в 1971 году вообще захватил власть в стране. Первые шаги диктаторы оказались весьма демократичными, они были призваны расположить населения и иностранные государства. Амин обещал отдать власть гражданским после выборов, отпустил политзаключенных. Но уже в 1976 году диктатор объявил себя пожизненным президентом государства. В стране начался массовый террор. Голову одного из своих главных противников, Сулеймана Хуссейна, диктатор хранил в своем сейфе. В итоге убийств стало столько, что тела не успевали хоронить, попросту сбрасывая их в Нил крокодилам. Кровавое правление окончилось в 1979 году, когда Амин бежал из страны. Скончался он в 2003 году в Саудовской Аравии. После окончания правления выяснилось, что жестокий правитель был ко всему прочему еще и каннибалом. Да он и сам не отрицал этого. Амин рассказывал, что съедал своих убитых противников. В резиденции диктатора обнаружился холодильник с частями тел людей. А ведь рядом принимались делегации иностранных государств, послы и не подозревали о дикой сущности Амина.

Алексей Суклетин. Этот мужчина работал сторожем в садоводческом обществе под Казанью. Вместе со своими подельниками, Мадиной Шариповой и Анатолием Никитиным, Суклетин создал банду, которая занималась вымогательствами. Именно это часть их незаконной деятельности и повлекла в 1985 году арест и обыск дома маньяка. При раскопках сада Суклетина было найдено множество человеческих костей, следователи собрали целых 4 мешка. В сторожке нашли вещи убитых жертв и неопровержимые доказательства каннибализма, в частности, полведра топленого человеческого сала. Оказалось, что преступники даже продавали соседям человеческое мясо под видом парной вырезки. Людоеды Суклетин угощал своих не подозревавших ни о чем друзей и гостей человеческой печенью. Всего жертвами маньяка в период с 1979 по 1985 год стало 7 женщин. Самой младшей жертве было всего 11 лет. Тела убитых Суклетин разделывал кухонным ножом, кровь сливал в таз, заставляя пить свою сожительницу. Выбирая потенциальных жертв, маньяк приценивался, сколько будет мяса или печени. Экспертиза в итоге доказала вменяемость Суклетина, он был расстрелян в 1987 году по приговору суда.

Николай Джумагалиев. Маньяк появился на свет в 1952 году. С молодости он относился к женщинам, как ко второсортным существам. Путешествие по стране только укрепили ненависть к слабому полу за распущенные нравы. В итоге именно таких женщин маньяк потом и убивал. К своему первому убийству Джумагалиев подошел весьма ответственно. Это была женщина-сектант. Маньяк перерезал ей горло ножом и начал пить ее кровь. Замерзшие руки убийца отогрел о тело женины, затем разделал тело и дома съел. Джумагалиев рассказывает, что человечина была жесткой, но затем он привык питаться такой пищей. В 1979 году маньяк убил еще 5 человек, каждый раз сценарий с расчленением и поеданием трупного мяса повторялся. За пьяное убийство своего коллегу Джумагалиев был арестован, однако его с диагнозом шизофрения отпустили на свободу. Вернувшись домой, каннибал совершил еще три убийства. Роковым стало девятое по счету. Пригласив к себе друзей и подруг в гости, одну из них убийца стал расчленять прямо в соседней комнате. Увидев это, люди в ужасе сбежали, заявив обо всем в милицию. Шок у всех был настолько велик, что арестовали бежавшего убийцу только на следующий день. Однако вместо тюрьмы маньяка ждала психбольница, откуда он и сбежал в 1989 году. Говорят, что он совершил еще несколько убийств в Москве и Казахстане. Сейчас каннибал-убийца содержится вновь в строгой психиатрической больнице. Медики утверждают, что теперь Джумагалиев излечился и опасности не предоставляет. Отпуская его временно на свободу, в окрестностях вновь находили расчлененные тела.

Экипаж Медузы. Этот случай каннибализма вошел в историю в том числе и живописи. Теодор Жерико создал полотно «Плот Медузы», которое запечатлело скандальные события. 5 июля 1816 года фрегат «Медуза», направлявшийся в Сенегал с целью утверждения французского господства потерпел крушение. Гибель корабля сопровождалась ужасными сценами. Дисциплины изначально на судне не было, все это проявилось в критический момент. Часть команды во главе с командиром уплыли на шести лодках, а 150 человек расположились на плоту, созданном в спешке. В море оказалось, что тот был настолько плохо сделан, что не защищал от волн, к тому же не было ни парусов, ни весел. А самое главное - провизии в виде сухарей хватало всего на один день, несколько бочек вина не могли исправить ситуацию. 13 дней плот боролся с волнами. Люди начали ссориться и драться, озлобившись от несчастий. Кто-то сам выпрыгивал в море с плота, желая погибнуть так, нежели умереть в поножовщине и быть съеденным товарищами. На пятый день на плоту осталось только тридцать человек, трех тут же выбросили за борт за попытку воровства. Оставшиеся же стали думать о том, как продлить свое существование. Двенадцать из них были объявлены слишком слабыми, чтобы жить в мучениях дальше. Их решили сбросить за борт, чтобы сохранить оставшуюся провизию из человеческого мяча и случайно запрыгнувшей на лот рыбы. В итоге судно «Аргус» подобрало плот, представшая картина шокировала всех - на веревках сушились куски человеческой плоти, а оставшиеся люди буквально обезумели.

Часто в нашем представлении каннибал - это человек, существовавший далеко в прошлом, когда планету населяли дикие первобытные племена. Так ли это? Могут ли в нашем цивилизованном мире существовать безжалостные пожиратели себе подобных?

Каннибал - это кто? Значение и толкование слова

Очень часто каннибализм называют людоедством, хотя это и не совсем верно. В чем же разница? Людоедом может быть любое существо, которое употребляет в пищу людей. В основном это крупные хищные животные, которые способны напасть на человека и съесть, например, бурый и белый медведь, акулы, волки и другие.

Каннибал - это существо, которое поедает представителей своего вида. То есть термины "каннибализм" и "людоедство" равны только тогда, когда дело касается человека. К сожалению, такое возможно и в современных реалиях. Истории известно много случаев, когда люди ели друг друга.

Слово образовалось от названия «каниба». До открытия Колумбом Багамских островов таким именем называли жителей Гаити. Поедание людей для аборигенов было обычным делом. На племен гереро canibal означает «храбрый». В русском языке в переносном значении оно толкуется как «грубый или жестокий человек».

Каннибализм у животных

В природе животное-каннибал - это не редкость. Больше тысячи видов млекопитающих, рыб, насекомых и паукообразных поедают своих собратьев. Странное поведение объясняется как проявление Так происходит регулирование численности популяции.

Каннибализм усиливается, когда условия существования становятся слишком суровыми и животные страдают от нехватки каких-либо ресурсов, в особенности пищи. В таком случае поедание «своих» помогает выжить остальным и сохранить популяцию.

Самки обычно более склонны к каннибализму, чем самцы. Например, самки съедают партнеров сразу после спаривания. Подобное наблюдается у богомолов, некоторых видов комаров, мух. Чтобы избежать гибели, самцы иногда приносят самке других насекомых, в качестве своей замены.

Каннибалы встречаются среди ящериц, змей, черепах, грызунов и приматов. Некоторые рыбы поедают всех мелких особей подряд не различая порой и собственное потомство. Молодой лев, сместив постаревшего главаря прайда, поедает его потомство. Своих детенышей способны съедать также волки и рыси.

Каннибализм у человека

Раньше люди были менее разборчивы в еде, и практиковать каннибализм начали ещё с каменного века. Поначалу это было связано с нехваткой пищи, но со временем стало приобретать и религиозное значение. Многие людоеды верили, что поедание мозга, сердца и других частей врага придаст силу и храбрость. Из-за отсутствия термической обработки у них нередко развивались различные болезни.

Средневековые мореплаватели периодически обнаруживали племена каннибалов. Одним из них предположительно был съеден Джеймс Кук. Людоедство обнаруживали на Малайском архипелаге, в Азии, Африке, в Северной Америке. Некоторые исследователи утверждают, что оно распространялось и в Европе.

О каннибализме рассказывают греческие, скандинавские и другие мифы. Греческий бог Кронос, например, пожирал своих детей. У древних племен каннибализм был частью обряда жертвоприношения, который позже заменили убийством животного, а не человека.

Современные племена каннибалов

Не все люди избавились от данной традиции. В настоящее время осталось довольно много племен, которых не коснулась цивилизация. Некоторые из них до сих пор практикуют людоедство. Члены сообщества агхори в северной части Индии верят, что поедание людей замедляет старение, правда, питаются они пока только добровольцами.

Каннибалы Гвинеи верят в темную магию и колдовство, избавиться от которого можно только при помощи людоедства. В новостях периодически публикуются сообщения о пропаже туристов на юге Папуа-Новой Гвинеи. Один раз даже похитили и съели избирателей на выборах.

Племена используют людоедство в качестве мести врагам. Примеры каннибализма встречаются у племен Бразилии и Конго. В конце XX века в странах Западной Африки было обнаружено племя, носившее шкуры леопардов, которое считало, что людоедство придает силу и скорость. Позже их стало наследовать сообщество Human Alligator.

Заключение

Каннибализм представляет собой поедание подобных себе существ. В дикой природе он широко распространен и является основным механизмом, который контролирует численность популяции. Дикие человеческие племена поедают людей не только для пропитания, своим действиям они часто придают духовный или религиозный смысл.

К сожалению, люди-каннибалы встречаются не только среди дикарей. Существует целый список маньяков, убивавших и поедающих своих жертв. Многие из них не отличались от остальных людей ни внешностью, ни поведением. Известный российский маньяк-каннибал Андрей Чикатило имел семью, работал преподавателем и не раз помогал милиции в качестве дружинника.

Каннибализм - абсолютное табу для людей. Никто не хочет о нем говорить, но его достаточно много в истории человечества. Мысль о том, чтобы съесть другого человека заставила бы большинство людей, по меньшей мере, почувствовать себя плохо. И не удивительно.

Каннибализм - это извращенная, отвратительная и мерзкая практика. Однако, как мы скоро увидим, существует множество исключений из этого правила, и некоторые люди были вынуждены прибегнуть к насилию, чтобы выжить. Полагаете, вас не стошнит, когда вы об этом услышите? Вот 25 тревожных фактов о каннибализме.

25. Люди и их предки регулярно практиковали каннибализм

Возможно, это сложно переварить, но тысячи лет назад люди и их предки регулярно практиковали каннибализм. Например, представители Homo antecessor употребляли себе подобных в пищу, даже если вокруг было полно представителей дикой природы. Они проводили застолья каннибалов, в меню которых были их соперники. Когда люди и неандертальцы одновременно бродили по Земле, они разнообразили свое меню, поедая друг друга.

24. Люди не очень питательны

Хотя наши ранние предки питались друг другом, человечина не представляла особой ценности. Мертвым мамонтом деревня неандертальцев могла питаться в течение месяца, в то время как человека хватало на полноценный обед. По своей калорийности люди не могли соперничать с другими источниками питания.

23. Эндоканнибализм - это лишь одна из множества форм каннибализма


Фото: Wikipedia Commons.com

Эндоканнибализм - всего лишь одна из многих форм каннибализма. Это ритуал поедания членов своей семьи после их смерти. В племени Форе из Папуа-Новой Гвинеи этот ритуал передавался из поколения в поколение. Ритуал был очень специфическим и включал в себя поедание определенных частей тела определенными членами семьи. Например, сестра должна была съесть мозг своего брата или руки своего шурина.

22. Каннибализм распространен в животном мире


Фото: commons.wikimedia.org

Хотя для людей каннибализм является табу, он широко распространен в животном мире. Самки паука Черная вдова часто после спаривания съедают самцов. Известно, что матери едят своих детей. Более того, некоторые дети едят своих матерей.

21. Известно, что шимпанзе являются каннибалами


Фото: commons.wikimedia.org

Шимпанзе – самые близкие к людям приматы, и известно, что в редких случаях они убивают и едят друг друга. В одном случае группа из тридцати шимпанзе восстала, убила и съела своего лидера. Исследователи считают, что конфликт мог возникнуть из-за секса.

20. Употребление в пищу чужаков называется эксоканнибализм

В то время как эндоканнибализм представляет собой обряд поедания члена семьи, эксоканнибализм подразумевает убийство и поедание чужаков. Как правило, эксоканнибализм не является ритуальным, он практикуется для того, чтобы навести ужас на противника, забрать его жизненную силу, или просто поесть. Племя Манмин в Папуа-Новой Гвинее известно своей практикой эксоканнибализма во время рейдов по деревням.

19. Японские каннибалы чуть не съели Джорджа Буша-старшего


Фото: Wikipedia Commons.com

Другим ярким примером эксоканнибализма является случай с Джорджем Бушем–старшим, который чудом избежал того, чтобы быть убитым и съеденным японскими каннибалами. Во время Второй Мировой войны он был сбит во время бомбежки над Чичи-жима (Chichi Jima). В отличие от своих коллег-летчиков, он катапультировался из своего самолета подальше от острова и вскарабкался на спасательный . Остальные были убиты и съедены во время пира, устроенного майором Суэо Матоба (Sueo Matoba).

18. На вкус человечина напоминает свинину


Фото: commons.wikimedia.org

Единственный способ узнать вкус человеческой плоти - это спросить у каннибалов. Именно так и поступили некоторые исследователи. В то время как результаты были различными, поскольку говорили, что на человечина похожа на говядину, свинину или телятину, большинство, все же, склонялось к свинине. Становится понятным, почему на Тихоокеанском острове человеческую плоть называют «длинная свинья».

17. В 19 веке миссионеры Методисты были убиты и съедены каннибалами


Фото: Wikipedia Commons.com

В 1878 году четыре миссионера Методиста проповедовали Евангелие в Папуа-Новой Гвинее под руководством преподобного Джорджа Брауна (George Brown). Тогда вождь одного из местных племен, Талели, отдал приказ убить и съесть миссионеров потому, что они были иностранцами. В 2007 году племя принесло извинения за действия своего предка.

16. Вкус человеческой плоти зависит от ряда факторов

Хотя мы знаем, что, скорее всего, люди на вкус, как свинина, есть ряд других факторов, которые следует учитывать. Например, пол, возраст, часть съеденного тела и способ приготовления могут изменить вкус человечины.

15. Обычно люди не станут есть друг друга, если только речь не идет о выживании


Фото: Wikipedia Commons.com

В наше время люди не едят других людей, и им становится противно даже от одной мысли об этом. Однако есть одно исключение, и оно называется «каннибализм выживания». Этому не учат, это у нас врожденное. Когда человек становится зверски голодным, просыпается инстинкт выживания, заставляющий нас преодолеть моральные барьеры и сделать все возможное, чтобы выжить. Как правило, такое случается только в крайнем случае, когда все другие варианты были полностью исчерпаны.

14. Авиакатастрофа, случившаяся в 1972 в Андах, привела к каннибализму выживания


Фото: Wikipedia Commons.com

В 1972 году Уругвайский рейс 571 разбился в холодных Андах. После нескольких недель, проведенных в этой ловушке, выжившим пришлось сделать нелегкий : съесть своих друзей, которые умерли, или умереть самим. Они решили съесть своих друзей. Через 72 дня оставшиеся в живых были спасены.

13. В ранней европейской культуре был довольно популярен лечебный каннибализм

В ранней европейской культуре считалось, что употребление мумифицированных тел или частей тела умершего человека может помочь в излечении от различных болезней. Большая часть этих верований сохранялась в Средние Века вплоть до 18-го века. Эта вера запустила своего рода экономический бум, связанный с деятельностью грабителей, крадущих в 11 веке египетские мумии.

12. Каннибализм вызывает привыкание


Фото: flickr

Карен Хайлен (Karen Hylen), терапевт из центра Summit Malibu Treatment Center, заявляет, что каннибализм активирует центр удовольствия мозга, в результате чего выделяется большое количество допамина. Она сравнила это с тем, что происходит, когда кто-то употребляет кокаин. Как только это происходит, человек хочет продолжения, запуская цикл.

11. Партия Доннера была трагическим случаем каннибализма


Фото: commons.wikimedia.org

В 1846 году группа из 90 эмигрантов покинула Спрингфилд, штат Иллинойс, отправившись на запад в Калифорнию. Когда лидеры Джейкоб (Jacob) и Джордж Доннер (George Donner) решили провести свою группу по новому маршруту в Калифорнию, они оказались в ловушке в горах Сьерра-Невада. Результаты были катастрофическими, поскольку группе пришлось прибегнуть к каннибализму выживания, чтобы пережить зиму. Калифорнии достигла только половина группы. Когда эта история получила огласку, «партию Доннера» стали связывать с каннибализмом.

10. Каннибализм привел к появлению болезни под названием «Куру»


Фото: commons.wikimedia.org

Когда люди племени Форе в Папуа-Новой Гвинее ели своих умерших, у них развивалось странное новое заболевание, позже названное «Куру» или «Прионная болезнь». Ее симптомами были паралич, неконтролируемый смех и неспособность контролировать функции организма. Некоторые называли ее «Смеющейся смертью». Исследователи обнаружили, что болезнь возникает из-за скрученного белка, который медленно создает дыры в мозге человека; вы можете получить этот белок, только если съедите умершего.

9. Во время голода в колониальном Джеймстауне прибегали к каннибализму


Фото: Wikipedia Commons.com

Жизнь в ранней колониальной Америке была суровой и жестокой, и никто не почувствовал это на себе лучше, чем колониальный Джеймстаун в 1609 году в «голодное время». В ранних записях этого периода упоминался каннибализм, но они были оспорены. Однако исследователи обнаружили новое доказательство: череп 14-летнего подростка, которого убили и съели.

8. Большинство людей практикуют легкие формы каннибализма



Фото: commons.wikimedia.org

В какой-то степени большинство людей практикуют мягкие формы автоканнибализма или поедания собственного тела. Это может включать в себя употребление корочек, сухой кожи или ногтей и, как правило, такое поведение не является чем-то ненормальным.

7. Некоторые люди заходят в автоканнибализме слишком далеко

Автоканнибализм может стать извращенной практикой, приводя к серьезным повреждениям собственного тела. Например, один человек, у которого развилась привычка кусать ногти, начал откусывать свои пальцы. В результате он потерял кончики пальцев. Врачи связали такое поведение с тяжелой диабетической невропатией и социальной изоляцией.

6. Автоканнибализм может передаваться по наследству


Фото: Pixabay.com

Что еще хуже, автоканнибализм может передаваться по наследству. Это называется «синдромом Леша-Нихена» (Lesch-Nyhan syndrome) и происходит из - за одного дефектного гена на Х-хромосоме. Известно, что люди с таким синдромом жуют свои языки и другие части своего тела. Врачи не уверены, почему пациенты это делают, но некоторые из них предположили, что это связано с потерей двигательного контроля. Если пациент подумает о том, чтобы укусить себя, он сделает это, даже если не хочет.

5. Европейцы 17 века считали, что кровь умерших может исцелить их



Фото: commons.wikimedia.org

Полагая, что кровь может лечить эпилепсию, часто во время казни европейцы 17-го века выстраивались в очередь с чашками в руках, чтобы собрать кровь умершего. Чем более жестокой была смерть, тем более ценной считалась кровь.

4. Голод в Украине во времена правления Иосифа Сталина заставил украинцев прибегнуть к каннибализму

Когда Иосиф Сталин занимался реорганизацией сельского хозяйства, в России и Украине возник голод. Миллионы умерли, а многие прибегли к каннибализму, чтобы выжить.

3. Все большую популярность набирает новая в каннибализме тенденция - плацентофагия

Благодаря различным знаменитостям, продвигающим данную практику, плацентофагия, или практика матерей, поедающих свою собственную плаценту, становится все более популярной в наше время. В то время как адвокаты утверждают, что она приносит пользу здоровью, врачи вышли с противоположным утверждением, что нет никаких причин говорить о подобном. Они даже пошли еще дальше, заявив, что такая практика может быть опасной для матери и ее ребенка, если плацента инфицирована или поражена. Инфекция может попасть через грудное молоко и заразить ребенка.

2. Известно, что люди с психическими расстройствами, такими как шизофрения, становились каннибалами


Фото: commons.wikimedia.org

Психические расстройства, такие как шизофрения или психопатия, которые снижают сострадательность и нравственность человека, также становились причиной каннибализма. В одном конкретном случае параноидальный шизофреник по прозвищу «людоед» подробно рассказал о том, как он убивает и готовит своих жертв, прежде чем съесть их. Вместо того, чтобы отвергнуть эту часть своей личности, он с готовностью принял ее.

1. Каннибал Армин Майвес написал объявление о том, что ищет желающих стать его следующим блюдом


Фото: Pixabay.com

Армин Майвес (Armin Meiwes) был 42-летним инженером-компьютерщиком из Германии и по совместительству каннибалом. Он вел двойную жизнь в интернете, где обнаружил чаты о каннибализме, участники которых утверждали, что хотят быть съеденными. Он встречался со многими из них в гостиничных номерах, но никто так и не был съеденным. Тем не менее, жертва и любовник Майвеса Бернд Брандес (Bernd Brandes) ответил на одно из его объявлений, и Майвес в конечном итоге убил и съел его. Он был признан виновным в убийстве и приговорен к пожизненному заключению.

 

Возможно, будет полезно почитать: