Может ли гуманитарий стать технарем. Гуманитарий и технарь: а кто ваш ребенок? Чек-лист по выживанию

Что значит «технарь» или «гуманитарий», наверное, объяснять не нужно. Грубо говоря, это деление на считающих и читающих.

Первые лучше ориентируются в мире цифр и формул, вторые предпочитают размышлять над литературой, писать сочинения и быстро осваивают языки. Значит ли это, что гуманитариям закрыт вход в математику и наоборот? Разумеется, нет. Это деление не имеет к психологии никакого отношения, оно придумано родителями и учителями. Дети и сами часто подхватывают эти ярлыки. Зачем? Да хотя бы для объяснения трудностей в математике или в грамматике. Я плохо пишу сочинения, потому что я технарь. Очень удобно, не правда ли?

Но дело в том, что в процессе учебы и взросления многие вещи в жизни меняются. То, что казалось не особенно интересным, можно внезапно открыть для себя в старших классах. В этом случае ярлыки только мешают.

Представьте, что ваш победитель олимпиад по математике и отличник Петенька вдруг заявляет, что хочет стать историком или филологом. Но как? Он же всегда был «технарем» и делал по двадцать ошибок в диктантах!

Просто вы не обращали внимания, вероятно, что в то же самое время сын зачитывался историческими романами и рыскал по интернету в поисках фактов о Войне Алой и Белой Розы. Вы думали, что ваша прелестная Анечка будет поступать в Институт иностранных языков, а она, оказывается, хочет на факультет информатики.

Дело в том, что все-таки чистых технарей или гуманитариев не бывает.

Если человек делает успехи в математике, значит, он сможет осилить и другие науки, хоть точные, хоть гуманитарные.

Конечно, склонность к одному типу наук часто более выражена, чем к другому. И все же интерес может повернуться и в обратную сторону. Это, кстати, может быть связано с особенностями развития мозга подростка. Оно неравномерно, одна зона догоняет другую, так что даже если в пятом классе ребенок был увлечен исключительно математикой, это еще не значит, что к одиннадцатому он не переключится на лингвистику.

Сужение угла зрения

Вред шаблона технарь-гуманитарий в том, что ребенок начинает однобоко смотреть на выбор карьеры. В мире огромное количество профессий, которые трудно причислить к исключительно техническим или гуманитарным. Вот, например, юрист. С одной стороны, он должен вдумчиво читать материалы дела, общаться с фигурантами, писать речи для судебных заседаний. Вроде бы гуманитарий.

С другой стороны, юристы должны обладать прекрасным логическим мышлением, чтобы раскрыть дело или найти аргументы в пользу защиты и обвинения. А логика относится уже к области математической. Куда отнести творческие профессии? А естественнонаучные? Чем больше мы ограничиваем угол зрения ребенка причислением его к четко определенному типу, тем уже становится его профессиональный выбор.


Тем более, часто неспособность наших детей к каким-то предметам напрямую зависит от понимания и интереса. Причин вообще может быть несколько. Возможно, не повезло с учителем, который плохо и недоходчиво объясняет предмет. Может быть, ребенок проболел какую-то важную тему и упустил основы. Вероятно, ему нужно было помочь в самых простых вещах, чтобы он легче усваивал сложные.

И здесь появляется прямая связь – если я не понимаю, значит, мне уже неинтересно.

В этом случае внимание переключается на более понятные предметы, и окружающие думают, что перед ними типичный гуманитарий.

А «гуманитарий» просто задвинул математику в угол. Зачем ее оттуда вытаскивать, спросите вы. Если ребенок уже углубился в гуманитарную область, может, и ладно, бог с ней, с математикой? Возможно, так и будет, но что если именно в области точных наук ребенок найдет профессию своей мечты? Просто нужно дать ему выбор, чтобы он точно понял – это мое, а это нет. А без понимания выбор сделать не так просто.

Как быть родителю?

Задача родителей в том, чтобы увидеть интересы и способности ребенка и постараться добиться их совпадения. Хорошо, если ребенок уже со школьной скамьи знает, кем хочет быть, да еще и проявляет в выбранном предмете недюжинный талант. Но, как показывает практика, чаще всего не все так идеально. Есть интерес, но нет способностей, есть способности – нет интереса…

И что же делать?

Если ребенок проявляет явный талант в одном из направлений (неважно – техническом, гуманитарном, естественнонаучном, творческом), но при этом ему скучно, нужно присмотреться к учителям. Очень может быть, что ваш талантливый юный физик терпеть не может занудного Иван Иваныча, который монотонно бубнит урок за уроком без всякого желания увлечь класс темой. Попробуйте найти интересные дополнительные занятия, дельного репетитора. А вдруг ребенок загорится и поймет, что физика – это его будущее?


Если же школьник очень хочет стать, например, журналистом, но с трудом формулирует мысли, подождите записывать его в технари и рушить надежды. В этом случае дополнительные занятия тоже могут помочь. Люди не сразу становятся профессионалами, к этому ведут долгие годы труда и учебы. Известно, что упорное желание и труд сделали из обезьяны человека, а из человека обязательно получится хороший специалист.

Жизнь предлагает человеку много путей, в том числе и профессиональных. Лучше избавиться от шаблонов и ярлыков, посмотреть на возможности шире. И смело выбирать то, что нравится.


Недавно мне попалась новость на портале Zelenograd . ru «Лицей 1557 и школа 853 открывают инженерные 10-е классы» . В заметке рассказывают, как две школы Зеленограда открывают два инженерных класса (до этого они были физико-математическими) и еще планируют открыть медицинские классы. Речь идет о десятых классах.

Вот вроде бы ничего плохого. Спрос на эти классы у учеников и родителей, очевидно, будет. Этот спрос порожден современным отношением к школьному образованию. Если когда-то в далекие советские времена целью школьного образования была передача детям широкого спектра фундаментальных знаний, то сегодня школьное образование нужно исключительно для того, чтобы поступить в ВУЗ. Ну, или как придется, но поступить. Часто даже от вполне взрослых людей можно услышать рассуждения о зря потраченных школьных годах на изучение ненужной им физики с химией или других предметов, которые в дальнейшей профессиональной жизни им не понадобились. Слушая это, берет оторопь, но такова реальность.

Вот и в Зеленограде открываются инженерные классы согласно именно такому подходу – зачем тратить время на ненужную литературу и историю, когда можно «знакомить учеников с практикой и исследовательской работой, готовить выпускников к поступлению в технические вузы» ?

Прошу прощения за грубость, но я обязана назвать вещи своими именами и пояснить, что такой подход к образованию не является сколько-нибудь уникальным (именно это слово используется в зеленоградской заметке). Это способ обучения в лучшем случае ремесленников, а если точнее, то рабов. Сапожнику ни к чему литература, ему достаточно с детства дать в руки нож для кожи и обучать кроить и шить. Он будет хорошим сапожником. Медсестре ни к чему знать о том, что Земля круглая, пусть учится ставить уколы и зеленкой ссадины мазать. А инженеру совершенно не нужно задумываться о значении завоеваний Александра Невского для отечественной истории, пусть молча паяет свои платы.
Иллюзии о том, что это все будет восполнено в ВУЗах, беспочвенны.

Конечно, везде учат по-разному, но автор этих строк постоянно обнаруживает в своей голове пустоты в знании, например, истории, не смотря на то, что отечественная история в ВУЗе была сдана на 5.

А тут я хочу впасть в ностальгию и, наконец, раскрыть содержание заголовка заметки. Как я стала технарем. Технарем я себя обозначила еще в школьные годы. Сами учителя нас все время пытались поделить – кто-то технарь, кто-то гуманитарий, а кто-то биолог-медик.

Учителя биологии почему-то считали, что я подаю надежды в этой области. Мне действительно было интересно, но как-то я свою жизнь с этим связывать не хотела. А может не попался мне такой авторитетный человек, который перетянул бы меня на эту сторону. Думаю, что это было возможно. То есть биологическая составляющая обучения всегда воспринималась мною как интересное хобби.

Другое дело с гуманитарными науками: русский язык, литература, история. В виду того, что я читала много книг, русский язык мною воспринимался интуитивно, и эта интуиция давала мне стабильную 4, а если немного напрячься, то и 5. Уроки литературы были чем-то тяжким. Хоть книги я и читала, но почти все они не были связаны со школьной программой. Поэтому в обсуждения на литературе я старалась не вступать. Писать сочинения нас особенно не учили. Да, собственно, совсем не учили. Говорили, что надо описать, как я провел лето или, что Катерина луч света в темном царстве. И дальше пиши, как на душу ляжет. Естественно, получалось плохо. Самые плохие и самые хорошие сочинения обычно зачитывались. Мои не читали.

С историей было совсем плохо. При чтении учебников истории я испытывала страшные муки и комплексы, так как совершенно ничего не могла понять. Смысла запоминания дат не видела. Теперь я понимаю, что из этих учебников действительно ничего нельзя было понять. Можно было только тупо запоминать. К истории это вообще мало относится. Это были не учебники истории, а сборники несвязных событий и информации.
И вот среди всего этого возвышалась математика! В учебниках можно было проследить логику. Решение задач и примеров имели ощутимый результат, который можно было проверить. Все это не смотря на то, что к учебникам математики тоже есть много претензий. К тому же мне просто повезло, что в 10-11 классах к нам пришла действительно хорошая учитель математики. Галина Андреевна. Она стала ставить нашим отличницам двойки и тройки. И мне досталось. Отличницы плакали, их мамы бегали в школу и устраивали скандал. Но авторитет учителя возобладал. Мы действительно ничего не знали. И она принялась нас учить. И научила. И это было то немногое, что я из школы таки вынесла.

Так я и стала технарем.

Был один эпизод в 11м классе. К нам в школу пришла молодая режиссер и стала вести театральный кружок. Через пару месяцев мы поставили спектакль. Спектакль представлял из себя стеб на тему медицины. Ничего выдающегося. Но посмотрев спектакль, вышеупомянутая учитель математики Галина Андреевна сказал: «И все-таки вы гуманитарии».

Не берусь утверждать, что Галина Андреевна была права. Но фактом является то, что на сегодняшний день я ощущаю нехватку гуманитарных знаний, а также горькое чувство от того, что упущена уйма времени.

Не может человек быть только сапожником, инженером, медиком. Где тогда человек? Как ему пробиваться через философские вопросы, которые ставит перед ним жизнь? Как без широты знания решать эти вопросы?

И не так уж был прямолинеен Фурсенко, когда говорил, что его задача воспитывать квалифицированных потребителей. Его задача - воспитать раба.

Откуда берутся технари и гуманитарии и правда ли, что первые умнее вторых.

Недавно группа исследователей из Франции обнаружила в мозге особые зоны, отвечающие за способности к математике. Ученые выяснили, что при решении задач по алгебре, математическому анализу и геометрии включаются ранее не известные им нейронные сети. Кроме того, мозг значительно активирует участки в теменной, нижневисочной и префронтальной коре. Но только у технарей. У гуманитариев в этом случае - полное “зеро”. Почему так происходит?

pressmans.com

Изначально ученых волновал весьма конкретный вопрос - откуда берутся врожденные математические способности? Они пригласили 15 профессиональных математиков и 15 гуманитариев. Группам были озвучены как сложные утверждения в области алгебры, математического анализа и геометрии, так и различные тезисы по гуманитарным наукам - литературе и истории. Каждый вопрос нужно было оценить как истинный, ложный или бессмысленный. Во время эксперимента мозг испытуемых сканировали с помощью функциональной томографии - метода, позволяющего определить, какие участки мозга включаются в работу во время конкретного мыслительного процесса.

В итоге оказалось, что при оценке исторических утверждений мозг технарей и гуманитариев реагировал одинаково и предсказуемо. А вот математические задачи активировали определенные участки коры только у математиков. У остальных они не были задействованы вообще - заумные задачи мозг гуманитариев не воспринимал. Ученые пришли к выводу, что за математическое мышление отвечает не просто левое полушарие, как принято считать, а отдельная и совершенно особая нейронная сеть. Однако выяснился и нюанс: в то время, когда она активно работает, у большинства технарей автоматически снижается активность центров, отвечающих за восприятие и передачу слуховой и зрительной информации. Проще говоря, человек буквально не слышит и не видит ничего вокруг, кроме листочка с формулами.

“Соображалка” у гуманитариев и технарей работает по-разному и в других случаях. Память мозга ассоциативна. То есть запись новой информации производится не случайным образом, а в определенную его часть. Можно сказать, забрасывается на тематическую полку. У гуманитария этот процесс носит приблизительный характер - для запоминания достаточно частичного совпадения по одной или нескольким характеристикам. Если же люди занимаются техническими дисциплинами, где из-за одной неточности весь результат может оказаться неверным, то запись информации не производится до полного совпадения всех признаков. Иными словами, мозг технаря, перед тем как что-то запомнить, сто раз все перепроверит, да еще будет при этом сомневаться. Именно поэтому считается, что гуманитарии обладают более быстрой и гибкой памятью, а технари - медленной и основательной. Гуманитарий вполне может забыть то, что ему не нужно, технарь - никогда. Как говорится, что в этот мозг записано, топором не вырубишь.


Математические нейронные сети, которые “засветились” во время эксперимента, ученые хотят изучить более подробно. Вполне возможно, что это даст возможность определять врожденные способности (или отсутствие таковых) у детей. В этом случае можно будет уже с раннего возраста рекомендовать родителям развивать ребенка либо в одном, либо в другом направлении. Пока что такой методики не существует. И вопрос, кем является человек - физиком или лириком, может решиться разве что в школе. И то не всегда. История знает примеры того, как люди в середине жизни резко меняли чисто технические профессии на творческие. Например, дипломированный медик Александр Розенбаум стал поэтом и певцом, а знаменитый художник Поль Гоген до того, как решил резко изменить свою жизнь, работал биржевым брокером.

В отличие от вопроса с левшами и правшами, где наблюдается явный перевес в одну сторону (леворуких меньше), технарей и гуманитариев примерно поровну. Причем подавляющее большинство из них занимаются не своим делом. То есть вполне возможно, что какой-нибудь скромный бухгалтер или не хватающий звезд с неба инженер по задаткам был рожден, чтобы стать гениальным писателем. Но, как говорится, не сложилось. Впрочем, в очень редких случаях гениальные способности могут пробиваться сами. Например, выдающийся ученый Дмитрий Менделеев в школе абсолютно не проявлял способностей к точным наукам. Более того, он два года сидел в первом классе, а по прославившей его впоследствии химии имел жалкую тройку.

КОМПЕТЕНТНО


Владимир Кульчицкий, заместитель директора по научной работе Института физиологии НАН, член-корреспондент, профессор, доктор медицинских наук:

Среди обывателей уже давно прижился стереотип, что технари умнее гуманитариев. Причем с развитием научно-технического прогресса это мнение укореняется все глубже. Действительно, в век квантовой физики и ИТ-технологий создается впечатление, что востребованность гуманитариев в разы меньше. Но так ли это на самом деле?

С точки зрения науки ставить вопрос о превосходстве того или иного склада ума по меньшей мере некорректно. Кстати, уровень коэффициента умственного развития у гуманитариев (например, писателей или ученых-лингвистов), как правило, очень высок. Оба типа интеллекта не только взаимно дополняют друг друга, но и работают на общее благо - развитие человечества. Не секрет, что многие современные ученые (например, физики, представители космической отрасли) пришли в науку благодаря художественной литературе, вдохновившись творчеством выдающихся писателей-фантастов. То есть все мы существуем в тесной взаимосвязи и нуждаемся друг в друге.

Существует множество теорий о том, почему люди рождаются с определенным набором способностей. С моей точки зрения, наиболее вероятна генетическая составляющая. Сложные комбинации генов закладываются в нас поколениями предков. Любопытно, что предугадать, как именно сложится эта мозаика, нам не дано. По крайней мере, на данном этапе развития науки. Например, в семье музыкантов может родиться ребенок с выдающимися математическими способностями и наоборот. Точно так же дети гения могут и не унаследовать его уникальный дар. То есть, по сути дела, наше внутреннее содержание от нас никоим образом не зависит. Более того, попытки родителей настаивать на выборе определенной, но не подходящей их сыну или дочери профессии могут закончиться весьма плачевно, вплоть до нарушений психики и соматических патологий.

Есть еще один момент - любые врожденные данные могут раскрыться полностью только при определенных условиях. Это и воспитание, и среда, и самое главное - вовремя встреченный грамотный учитель. В конце концов, если бы отец Моцарта не развивал его дар фактически с младенческого возраста, мир никогда не узнал бы его в качестве гениального музыканта.

ЛЮБОПЫТНО

Гены пальцем не раздавишь

На данный момент существует несколько теорий, которые объясняют, почему одни из нас становятся технарями, а другие - гуманитариями.

Наиболее правдоподобная - наследственная. Действительно, известны случаи, когда представители целого рода проявляли особые способности в той или иной сфере.

Так, швейцарская семья Бернулли в XVII-XVIII веках внесла огромный вклад в науку. Среди ее членов - 9 известнейших математиков и физиков. В течение 105 лет то один, то другой Бернулли возглавлял кафедру математики Базельского университета.

Еще сидя на школьной скамье, многие молодые люди задумываются над своим будущим, планируют карьеру, мечтают о достижении каких-то высот. Но еще больше переживают их родители, не зная, что посоветовать своему чаду. В некоторых случаях определиться с будущей профессией помогает тип мышления (в том случае, если он четко выражен). Педагоги, хорошо знающие способности ученика, без проблем могут определить, технарь он или гуманитарий. Что это значит, понимают многие.

Существует определенный стереотип - если нравится математика и физика, человек разбирается в технике, значит, он технарь, а вот если наблюдается расположенность к литературе, языкам, истории, нравится писать сочинения - 100% гуманитарий. Но все не так просто, существуют и смешанные типы, поэтому в выборе профессии всегда нужно прислушиваться к своей интуиции.

Кто такие гуманитарии?

Что-то кому-то доказывать, делать новые открытия в области науки и техники, вписывая свое имя в историю, - это задача технарей. Гуманитарий - это человек, привыкший созерцать окружающий мир, не вмешиваясь в происходящее, если нет такой необходимости. Он не стремится сделать нечто экстраординарное, выделиться, войти в историю, он сам изучает эту историю, работы других ученых, при этом оперируя знаниями, собиравшимися по крупицам на протяжении многих веков. Гуманитарии, в отличие от технарей, прекрасно понимают, что их мнение не является единственно верным. Им может не нравиться мышление других людей, но при этом они понимают, что иное понимание ситуации существует, и никогда не навязывают свои доводы. Гуманитарии - хорошие коммуникаторы, они легко находят общий язык даже с незнакомцами, подбирают нужные слова в любой ситуации.

Гуманитарный тип мышления

Иногда люди ошибочно причисляют себя к тому или иному типу. Например, если человек любит читать литературу, интересуется живописью, музыкой, кинематографом, то он уже гуманитарий. На самом деле это совершенно не так, потому как увлечения не всегда могут соответствовать складу ума. Также не стоит забывать о смешанных типах, которым в равной степени даются все науки. Кто такой гуманитарий? Это человек, осознающий существование другой интерпретации, опыта, смысла, мышления, мировоззрения и т. д. При этом ему не обязательно соглашаться с этим, он не обязан толерантно относиться к людям с противоположным мнением. Главное - понимать, что его слово не является законом, последней инстанцией.

Красивая речь - главное оружие

Гуманитарии - отличные коммуникаторы, из них получаются превосходные ораторы, преподаватели, психологи. Они легко устанавливают контакт с малознакомым человеком, способны поддержать любую беседу, даже если тема им не интересна. Вражда тоже является способом коммуникации, хотя те, кто в нее ввязан, заведомо отодвигают себя на самый край гуманитарного мира. Гуманитарии в большинстве случаев признают несовершенство своих мыслей, зависимость от различных обстоятельств извне.

Каким бывает гуманитарное образование?

Существует две совершенно разные «гуманитаристики». Одна не акцентирует внимание на теоретизации бытия, а реально его преображает. Из-за этого человек начинает совершенно новую жизнь. Другая, наоборот, музеефицирует старые знания, изучает многовековые труды. Именно такую гуманитаристику преподают в большинстве вузов. Соответствующее образование условно можно разделить на три типа. Первое подходит для «исследовательских» специальностей. Преподаватели основываются на концепции уча студентов так, словно те в будущем станут великими учеными. Второй тип подходит для массовых профессий, которые может себе выбрать гуманитарий. Что это за специальности? Сюда стоит отнести учителей, библиотекарей, пиарщиков, журналистов и т. д. Третий тип гуманитарного образования представляет собой различные курсы, рассчитанные на технарей.

Профессии для гуманитариев

К общественным наукам относятся история, журналистика, филология, психология, лингвистика, политология, юриспруденция. Гуманитарии хорошо в них разбираются, потому как особый позволяет им свободно владеть языком букв и слов. Люди, хорошо чувствующие себя в социальной среде, могут выбирать Большой популярностью пользуется психология. Люди на протяжении многих веков изучали биологическую природу человека, историю, обычаи, происхождение. Все это формировалось в определенные психологические закономерности, позволяющие лучше разбираться в медицине, преподавании, науке, торговле и других сферах деятельности.

Если вы - гуманитарий, то вам подойдет деятельность, связанная с культурологическими, философскими, религиоведческими, политологическими знаниями. Если нравится копаться в прошлом, можно стать историком. Власть и деньги привлекают многих, поэтому люди с гуманитарным складом ума занимаются политической деятельностью, организовывают партии, ведут переговоры, собирают митинги. Нравится писать, первым узнавать о разных происшествиях, вести расследования? Подойдет профессия журналиста. Сегодня много печатных и интернет-изданий нуждаются в квалифицированных кадрах.

Различия между технарем и гуманитарием

В некоторых случаях определить склад ума очень тяжело, потому как конкретные способности слабо выражены. Понять, человек технарь или гуманитарий, можно не по оценкам, получаемым в школе, а по мировоззрению, мышлению. Очень часто успеваемость по конкретной дисциплине зависит вовсе не от способностей ученика, а от каких-то других факторов, например умения учителя заинтересовать предметом.

Гуманитарии красиво разговаривают, очень эмоциональны, ранимы, любят изучать языки, писать сочинения и даже стихи. Они немного неуверены в себе, у таких людей развито и воображение. Технари энергичные, самоуверенные, целеустремленные. Мысли в их голове проносятся со скоростью света, такие люди хорошо разбираются в технике, любимыми их предметами являются физика и математика. Они малообщительные, не любят разговаривать ни о чем.

Логика карьеры

Ничего экстраординарного от жизни не требует гуманитарий. Что это такое - жить на сущие копейки - прекрасно знают педагоги, работники архивов, библиотекари. Технарь всегда стремится построить блистательную карьеру, показать, какой он умный и незаменимый. У историков, психологов, журналистов нет завышенных рыночных ожиданий, зато хорошим образованием, формирующим элитную идентичность, может похвастаться каждый гуманитарий. Что это такое - зарабатывать умением думать, знают многие люди с гуманитарным складом ума. Они прекрасно осведомлены о низкой рыночной востребованности, поэтому начинают зарабатывать на жизнь уже с 3-4 курса университета. К сожалению, сегодня социум живет по законам рынка, молодые люди выбирают профессию в зависимости от уровня зарплат, престижности. Хотя нужно опираться на собственную интуицию и строить карьеру по зову сердца.

Гуманитарии - это те, кто дружит со словами, образами и часто совсем не в ладах с материальным миром. Это такие восторженные люди, которые могут цитировать Данте в оригинале, но даже устройство стремянки способно поставить их в тупик. То есть никакой практической пользы их знания будто бы не несут. Именно это и даёт технарям обширное поле для шуток и всяческих подколов. Но если разобраться, гуманитарные навыки не менее важны, чем технические.

Используйте свои сильные стороны

Коммуникабельность

Причём на любом уровне и в любом масштабе. Если вы ищете работу, вам будет проще её найти, потому что вы знаете подход к людям. Даже если вы не в поиске, вам могут предложить перспективное место, потому что вы много общаетесь и знаете, как это делать правильно. Если же вы представляете какую-то компанию, ваше умение наладить контакт с клиентом будет оценено так же высоко, как и разработка качественного продукта.

Язык

Гуманитарии знают, как говорить и писать так, чтобы было понятно всем. В постоянно усложняющемся мире это умение выходит на первый план. Объяснять многоуровневые алгоритмы и технические термины доступным языком становится всё труднее, значит, такой навык приобретает значительный вес на рынке труда.

Высокий EQ

EQ - это , умение распознавать эмоции других людей. В паре с увесистым IQ он наделяет вас суперспособностями. Прокачивать его легче тем, кто знает психологию и может понять мотивацию. Как правило, это люди с гуманитарным складом ума. Им не составляет труда сколотить крепкую команду и поддерживать дружелюбную атмосферу в коллективе.

Конечно, это далеко не все сильные стороны, но даже этого достаточно, чтобы гуманитарий смог выжить в современном мире.

Всегда продолжайте развиваться

Важно при этом развивать все качества в комплексе. Если представители технических профессий могут сконцентрироваться на какой-то одной узкоспециальной области, для гуманитариев это непозволительная роскошь.

Даже самый высокий EQ никому не пригодится, когда ваши коммуникативные навыки на нуле. Лучше всего, если вы будете совмещать свои гуманитарные знания и некоторые технические умения. Например, научитесь программировать хотя бы на самом элементарном уровне или пройдёте курсы веб-дизайна.

Смело осваивайте сферу высоких технологий

Именно в IT-сфере больше всего нужны сочетания гуманитарных и технических навыков. Сложный код должен превратиться в понятный и приятный пользовательский интерфейс, а для этого нужно совместить компьютерные знания с пониманием, чего хочет обычный человек. Первым это осознал Стив Джобс. Успех Apple - яркое тому доказательство.

Сейчас уже и остальные боссы Кремниевой долины осознали значимость проводников между технологиями и людьми. Рекрутеры Facebook разыскивают специалистов нетехнических и технических специальностей в пропорции 3: 2. В Uber летом 2015 года на одну инженерную вакансию приходилось три гуманитарных.

Предприниматель и миллиардер Марк Кьюбан (Mark Cuban) считает, что через 10 лет спрос на специалистов по гуманитарным наукам будет больше, чем спрос на программистов или даже инженеров.

Он же добавляет, что работу с алгоритмами и данными возьмут на себя машины, поэтому филологи и философы станут гораздо более востребованы. Если вы гуманитарий и по каким-то причинам решили переквалифицироваться, задумайтесь, не пожалеете ли об этом шаге через несколько лет.

Чек-лист по выживанию

  • Определите свои лучшие качества.
  • Развивайте их в комплексе с техническими навыками.
  • Сделайте крутое и разместите его в соцсетях.
  • Общайтесь с людьми. Обаяние - ваш главный помощник.
  • Не стесняйтесь, что вы гуманитарий, а гордитесь этим. Мама вас скорее всего любит таким, какой вы есть. Но это не точно.

 

Возможно, будет полезно почитать: