Золотое сечение. Все, что нужно знать о том, как изменить соотношение сторон видео Пропорции фотографии 10 на 15

Что такое соотношение сторон?

Соотношение сторон видео, – это пропорция ширины к высоте кадра. Наиболее часто используемые для видео соотношения сторон – 4:3, используемое в основном для аналогового телевещания, и 16:9, наиболее распространенное для цифрового видео.

Визуальное сопоставление двух типов соотношения сторон

Как узнать соотношение сторон видео:

1. Добавьте файл в Movavi Video Suite. Выберите добавленный файл в списке.

2. Откройте меню Файл и выберите Свойства файла . Откроется окно с информацией о выбранном файле. Соотношение сторон вы можете найти в разделе Видеопоток .

В данном примере, соотношение сторон видео – 4:3

Как изменить соотношение сторон?

I. С помощью эффекта кадрирования

(для любого соотношения сторон)

1. В списке файлов, выберите видео, которые нужно обрезать. Вы можете обрезать несколько видео под один и тот же размер кадра.

2. На панели эффектов, нажмите кнопку Кадрирование : . Откроется панель настроек, а в плеере появится рамка кадрирования.

3. На панели настроек, найдите опцию Сохранять пропорции . Когда она включена, область кадрирования будет сохранять выбранное в списке под ней соотношение сторон.

Если вам необходимо сконвертировать видео с соотношением сторон 16:9 , 4:3 , или 3:2 – просто выберите нужное из списка. Вариант Исходные сохраняет пропорции оригинала.

Если вам необходимо другое соотношение сторон, вы можете указать размеры кадра вручную. Для этого, отключите опцию Сохранять пропорции и введите нужный размер в поля Ширина и Высота .

II. Сконвертировать в другое соотношение сторон

(для конвертации соотношения сторон 4:3 в 16:9)

1. Откройте список профилей, выберите Видео и аудио и выберите формат для конвертации. Если вас устраивает формат оригинала, выберите такой же формат, как у исходного видео.

2. Внутри группы профилей для выбранного формата, выберите наиболее близкое к оригиналу разрешение. Вокруг видео в плеере появятся черные полосы, так как некоторая часть кадра остается незаполненной. Чтобы избавиться от черных полос, выберите метод заполнения кадра в настройках выбранного профиля:

2.1 Чтобы открыть настройки профиля, нажмите кнопку Настройки рядом с полем Конвертировать в .

2.2 В списке Изменение размера выберите подходящий для вашего видео режим: Растянуть , Кадрировать , или Авто , руководствуясь примером в настройках, либо режимом предварительного просмотра в плеере.

2.3 Нажмите OK , чтобы применить изменения.

После того, как вы настроите соотношение сторон, нажмите кнопку Старт , чтобы запустить обработку видео.

Какое соотношение кадра у стандартных разрешений?

Нижеследующая таблица содержит список наиболее частых размеров кадра и их соотношения сторон.

Стандартное разрешение (SD)

Высокое разрешение (HD)

При работе над фотопейзажем очень важное значение имеет правильный выбор соотношения сторон «картины». Грамотно подобранные пропорции ширины и высоты снимка способны существенно улучшить даже посредственный пейзаж. А если эти пропорции будут неправильными, то «рассыплется» композиция и отлично снятого пейзажа. Вот поэтому мы считаем, что на эту тему стоит порассуждать, и посвящаем ей сегодняшнюю статью, в которой постараемся дать вам несколько советов о том, как правильно выбирать соотношения сторон пейзажного снимка.

Композицию можно смело назвать главным, ключевым фактором, основой всего фотоискусства. Именно композиция делает фотографию значимой и хорошей. И это совершенно не зависит от жанра снимка - пейзаж это, портрет, натюрморт или репортаж. Композиция всегда и везде, в любом кадре должна быть идеальной. Ну, или, хотя бы, к этому нужно всегда стремиться. И немалую роль в построении композиции играют пропорции кадра, соотношение размеров его сторон относительно друг друга.

В фотографии, как и в любом другом виде изобразительного искусства, существует множество правил и законов. Эти правила и законы принято знать (но не всегда - соблюдать. Это незаконы физики или математики. Как говорили старые мастера фотографии, законы композиции нужно знать для того, чтобы их нарушать). Речь о правиле третей, например, или о так называемом «золотом сечении», или законе ведущих линий… Но вот беда. Когда мы непосредственно берем в руки фотокамеру и начинаем снимать, мы зачастую забываем о самом снимке. О том, что мы получим на нашей фотокартинке в конечном итоге.

Если мы правильно подберем соотношение сторон этой картинки, то композиция нашего снимка значительно улучшится. Например, таким образом можно подчеркнуть в кадре что-то важное, и в то же время отсечь ненужные, незначимые, отвлекающие внимание зрителя от главного детали и элементы. Если же соотношение сторон будет неточным, неправильным, то это может разрушить композиционный баланс всей фотографии. Вот почему мы настоятельно рекомендуем вам думать о пропорциях кадра еще во время съемки. Научитесь представлять себе будущий снимок мысленно. Это умение даст вам возможность выбрать идеальную для конкретно этого снимка композицию.

К сожалению, о пропорциях сторон часто вспоминают на этапе постобработки снимка, при его кадрировании. Но это, чаще всего, есть не что иное, как стремление исправить неудачную композицию уже сделанного снимка.

Давайте подумаем о том, как же всё-таки конкретное соотношение сторон влияет на композицию снимка. Думаю, разобраться в этом будет совсем не сложно даже начинающему фотографу. Сегодня мы рассмотрим это на конкретных примерах. Из нашей статьи вы узнаете о нескольких распространенных вариантах соотношения сторон кадра, о достоинствах и недостатках каждого из них. Расскажем мы и о том, в каких конкретно случаях то или иное соотношение выгоднее использовать.

Некоторые фотографы и теоретики фотоискусства, между прочим, имеют на этот счет свое, особое мнение. Они считают, что кадрирование фотографий без учета устоявшихся пропорций размера сторон позволяет автору создавать своего рода уникальное соотношение, которое основано на его авторском видении композиции данного конкретного снимка, на его, автора, восприятии изображаемого пространства. Но этот подход имеет один минус. Он заключатся в том, что при работе с нестандартными форматами возникают порой серьезные проблемы с печатью и оформлением снимков. Вот поэтому мы и расскажем вам о стандартных, общепринятых форматах, форматах, знакомых большинству.

Формат 1:1 (квадрат)

При помощи такого формата фотографы обычно упрощают картинку с целью расположения главного объекта в геометрическом центре кадра. Так комфортнее глазу зрителя. Дело тут заключается в том, что так уж устроено человеческое мышление. Если ширина изображения равна его высоте, то меняется сам способ «чтения» фотографии. У зрителя практически исчезает необходимость перемещать взгляд по плоскости картинки справа налево и сверху вниз. При квадратном формате кадра фотограф получает великолепную возможность отойти от правила, которое многие начитанные дилетанты считают незыблемым. Речь идет о линии горизонта. В квадратном формате кадра эту линию мы можем совершенно смело, ничего не опасаясь, разместить строго по центру. А главный объект «воткнуть» четко в ее центр. Не бойтесь, композиция кадра от этого только выиграет! Кстати, квадратный формат очень любят приверженцы минимализма в фотискусстве.

Формат 4:3

4:3 - стандартное соотношение, пропорции кадра для фотокамер, которые оборудованы матрицей 4/3. Высота кадра меньше чем его ширина. Что это означает? Это означает, что взгляд зрителя, подчиняясь законам психологии, естественным образом движется по изображению слева направо. Человек «читает» картинку как книгу, как написанный на бумаге текст. Но, если учесть тот факт, что изображение в этом формате пока еще довольно высокое по сравнению с шириной, такие пропорции картинки очень хороши для того, чтобы направить взгляд зрителя в нужном направлении, к главному смысловому или геометрическому центру снимка. Обычно это делается при помощи двух так называемых ведущих линий, которые от переднего плана картинки идут к главному объекту, увлекая за собой внимание рассматривающего фотографию человека. При таких пропорциях хорошо снимать широкоугольными объективами. В этом случае на изображении прекрасно передается глубина пространства, картинка становится объемной. Но, при всём при том, лишние, отвлекающие внимание детали в кадр не попадают.

Формат 6:4

Это классические пропорции кадра 35-мм фотопленки практически всех фотокамер второй половины прошлого века. Сейчас его иногда называют форматом 3:2 и он является стандартным для фотокамер с полнокадровыми матрицами и матрицами APS-C. Проще говоря, это практически все модели зеркальных аппаратов Nikon и Canon. Как и в формате 4:3, ширина этого кадра с такими пропорциями заметно отличается от его высоты. Это, как мы уже говорили выше, заставляет зрителя «читать» картинку слева направо. Хорошим решением композиции в таких пропорциях кадра является введение в картинку ведущих линий, идущих по диагонали.

У кадра 6:4 высота намного меньше ширины. И это создает фотографу при работе некоторые сложности. Дело в том, что вертикальное пространство, с которым можно работать, в нём существенно ограничено. Если вы снимаете широкоугольным объективом, то детали, которые находятся на переднем плане, ввести в кадр будет весьма проблематично. А это приведет к тому, что все объекты, находящиеся на фотографии, будут казаться несколько разрозненными и композиция снимка может попросту развалиться.

Пропорции кадра 6:4 очень хорошо подходят для съемки таких пейзажей, на переднем плане которых немного или вообще нет значимых деталей. Если выстроить композицию кадра, учитывая эту закономерность, то пейзаж у вас будет очень хорошим.

Формат 16:9

Панорамный широкоэкранный формат. Этот формат поддерживался плёнкой Advanced Photo System (APS) в самом начале ее производства. Большую популярность тогда он не получил, и о нем на время подзабыли. Но несколько лет назад, когда в мире появились телевизоры и компьютерные мониторы, а также мобильные устройства с пропорциями 16:9, этот формат кадра вновь стал популярным.

Ширина кадра в этом формате намного больше высоты. Что из этого вытекает? А вот что. Работая с такими пропорциями, фотографу будет намного сложнее обратить внимание зрителя на передний план картинки, нежели снимая на форматы, описанными нами выше. Но для пейзажей это формат, тем не менее, подходит очень хорошо. Особенно если вы снимаете пейзаж с значительного удаления, используя при этом объектив с большим фокусным расстоянием.

Формат 12:6

Или - 18:6, 2:1, 3:1. Проще говоря, панорамный формат. Формат этот для съемки панорам является довольно-таки распространенным. Многими среднеформатными пленочными фотокамерами он тоже поддерживается. Иногда поддерживается и APS. Такое соотношение сторон кадра обычно получается и при склейке двух или более изображений в единое целое, в одну панораму, в один пейзаж. Фотографию такого формата в один кадр сделать очень сложно. Особенно если предполагается её крупноформатная печать. Обычно кадры, которые должны стать частью такой панорамы снимаются объективами с большим фокусным расстоянием. Почему именно так? Для того чтобы «вытащить» те детали пейзажа, которые находятся на достаточном отдалении.

В таком формате практически исключается передний план. Его просто невозможно ввести в кадр.

«Портретный» режим

Сегодня мы намеренно рассказали вам в этой статье о том, какие существуют варианты соотношения сторон фотографического кадра в «пейзажном» формате. А вот в «портретном» формате, как нам кажется, вариантов для создания удачного пейзажа в несколько раз меньше. Для того, чтобы пейзаж, созданный в формате портрета, выглядел прилично, необходимо, прежде всего, сбалансировать композицию кадра. Соотношение сторон, близкое к 6:4, строит нам в этом деле серьезные препятствия. И всё потому, что высота снимка в этом формате значительно больше его ширины. Если вы хотите добиться, чтобы вертикальный пейзаж был по настоящему хорошим, то постарайтесь «заключить» его в более широкий кадр. Ну, например, 3х4, 6х7 или лучше всего 4х5. Последний из упомянутых форматов обычно любят опытные профессионалы, которые работают среднеформатными и широкоформатными фотокамерами. Пропорции 4х5 оставляют в пейзаже довольно мало места для неба. А небо способно испортить в кадре композиционный баланс.

Резюме

В этой статье мы попробовали показать вам на некоторых реальных примерах варианты использования различных пропорций, соотношения сторон фотографического кадра. Конечно же, мы прекрасно понимаем, что эти наши сегодняшние рекомендации далеко не идеальны (идеальным в искусстве ничего быть не может в принципе). Конечно же, они не могут быть подходящими для всех сюжетов, для пейзажей любого вида. Для каких-то фотографий, возможно, лучшим будет соотношение сторон, коренным образом отличающееся от тех, которые мы сегодня описали. Но всё же, хочется думать, эти основы теории соотношения сторон любого изображения на плоскости (неважно, в какой технике оно выполнено - живопись, графика или фотография. Это не играет в данном случае никакой роли) заставят вас хотя бы немного задуматься во время работы над вашим очередным пейзажем. А думать об этом нужно еще до того, как вы нажали спусковую кнопку затвора вашей фотокамеры. Не нужно снимать пейзаж бездумно. Пейзаж никогда не получится красивым, если вы не будете думать над ним. Если вы будете снимать впопыхах, вытащив фотоаппарат из сумки, едва увидев перед собой красивую опушку леса или благоухающую цветочную поляну, вряд ли добьетесь успеха. Если вы усвоите для себя, что соотношение сторон фотографического кадра не намертво привязано к модели вашей фотокамеры, это даст вам возможность эффектно пользоваться знанием этих законов. И ваши пейзажи станут завораживающе красивыми и впечатляющими зрителя.

Любому человеку, которому хотя бы косвенно приходилось сталкиваться с геометрией пространственных объектов в интерьерном дизайне и архитектуре, наверняка хорошо известен принцип золотого сечения. Еще недавно, несколько десятков лет назад, популярность золотого сечения была настолько высокой, что многочисленные сторонники мистических теорий и устройства мира его называют универсальным гармоническим правилом.

Сущность универсальной пропорции

Удивительно другое. Причиной предвзятого, почти мистического отношения к столь простой числовой зависимости послужило несколько необычных свойств:

  • Большое количество объектов живого мира, от вируса до человека, имеют основные пропорции тела или конечностей, очень близкие к значению золотого сечения;
  • Зависимость 0,63 или 1,62 характерна только для биологических существ и некоторых разновидностей кристаллов, неживые объекты, от минералов до элементов ландшафта, обладают геометрией золотого сечения крайне редко;
  • Золотые пропорции в строении тела оказались наиболее оптимальными для выживания реальных биологических объектов.

Сегодня золотое сечение находят в строении тела животных, панцирей и раковин моллюсков, пропорций листьев, веток, стволов и корневых систем у достаточно большого числа кустарников и трав.

Многими последователями теории универсальности золотого сечения неоднократно предпринимались попытки доказать тот факт, что его пропорции являются наиболее оптимальными для биологических организмов в условиях их существования.

Обычно в качестве примера приводится устройство раковины Astreae Heliotropium, одного из морских моллюсков. Панцирь представляет собой свернутую спиралью кальцитовую оболочку с геометрией, практически совпадающей с пропорциями золотого сечения.

Более понятным и очевидным примером является обычное куриное яйцо.

Соотношение основных параметров, а именно, большого и малого фокуса, или расстояний от равноудаленных точек поверхности до центра тяжести, будет также соответствовать золотому сечению. При этом форма скорлупы птичьего яйца является наиболее оптимальной для выживания птицы, как биологического вида. При этом прочность скорлупы играет далеко не главную роль.

К сведению! Золотое сечение, называемое еще универсальной пропорцией геометрии, было получено в результате огромного количества практических измерений и сравнений размеров реальных растений, птиц, животных.

Происхождение универсальной пропорции

О золотой пропорции сечения знали древнегреческие математики Евклид и Пифагор. В одном из памятников древней архитектуры — пирамиде Хеопса соотношение сторон и основания, отдельные элементы и настенные барельефы выполнены в соответствии с универсальной пропорцией.

Методика золотого сечения широко использовалась в средние века художниками и архитекторами, при этом суть универсальной пропорции считалась одной из тайн вселенной и тщательно скрывалась от простого обывателя. Композиция многих картин, скульптур и зданий выстраивалась строго в соответствии с пропорциями золотого сечения.

Впервые суть универсальной пропорции документально была сформулирована в 1509 г монахом-францисканцем Лукой Пачоли, обладавшим блестящими математическими способностями. Но настоящее признание состоялось после проведения немецким ученым Цейзингом всестороннего изучения пропорций и геометрии человеческого тела, древних скульптур, произведений искусства, животных и растений.

У большинства живых объектов некоторые размеры тела подчиняются одним и тем же пропорциям. В 1855 г ученым был сделан вывод о том, что пропорции золотого сечения являются своеобразным стандартом гармонии тела и формы. Речь идет, прежде всего, о живых существах, для мертвой природы золотое сечение встречается значительно реже.

Как получили золотое сечение

Пропорцию золотого сечения проще всего представить, как отношение двух частей одного объекта разной длины, разделенных точкой.

Проще говоря, сколько длин маленького отрезка поместится внутри большого, или отношение самой большей из частей ко всей длине линейного объекта. В первом случае соотношение золотого сечения составляет 0,63, во втором варианте соотношение сторон равняется 1,618034.

На практике золотое сечение представляет собой всего лишь пропорцию, соотношение отрезков определенной длины, сторон прямоугольника или других геометрических форм, родственных или сопряженных размерных характеристик реальных объектов.

Первоначально золотые пропорции были выведены эмпирическим путем с помощью геометрических построений. Существует несколько способов построения или выведения гармонической пропорции:


К сведению! В отличие от классического золотого соотношения, архитектурная версия подразумевает соотношение сторон отрезка в пропорции 44:56.

Если стандартный вариант золотого сечения для живых существ, живописи, графики, скульптур и античных построек рассчитывался, как 37:63, то золотое сечение в архитектуре с конца XVII века все чаще стало использоваться 44:56. Большинство специалистов считают изменение в пользу более «квадратных» пропорций распространением высотного строительства.

Главный секрет золотого сечения

Если природные проявления универсального сечения в пропорциях тел животных и человека, стеблевой основы растений еще можно объяснить эволюцией и приспосабливаемостью к влиянию внешней среды, то открытие золотого сечения в строительстве домов XII-XIX века стало определенной неожиданностью. Мало того, знаменитый древнегреческий Парфенон был построен с соблюдением универсальной пропорции, многие дома и замки состоятельных вельмож и зажиточных людей в средние века строились сознательно с параметрами, очень близкими к золотому сечению.

Золотое сечение в архитектуре

Многие из построек, сохранившихся до сегодняшних дней, свидетельствуют, что архитекторы средневековья знали о существовании золотого сечения, и, конечно, при строительстве дома руководствовались своими примитивными расчетами и зависимостями, с помощью которых пытались добиться максимальной прочности. Особенно проявлялось желание строить максимально красивые и гармоничные дома в постройках резиденций царствующих особ, церквей, ратуш и зданий, имеющих особое социальное значение в обществе.

Например, знаменитый собор Парижской богоматери в своих пропорциях имеет немало участков и размерных цепей, соответствующих золотому сечению.

Еще до публикации своих исследований в 1855 году профессором Цейзингом, в конце XVIII века были построены знаменитые архитектурные комплексы Голицынской больницы и здания сената в Санкт-Петербурге, дома Пашкова и Петровского дворца в Москве с использованием пропорций золотого сечения.

Разумеется, дома с точным соблюдением правила золотого сечения строили и ранее. Стоит упомянуть памятник древней архитектуры церкви Покрова на Нерли, изображенный на схеме.

Всех их объединяет не только гармоничное сочетание форм и высокое качество строительства, но и, в первую очередь, наличие золотого сечения в пропорциях здания. Удивительная красота постройки становится еще более загадочной, если принять во внимание возраст, здание церкви Покрова датируется XIII веком, но современный архитектурный облик постройка получила на рубеже XVII века в результате реставрации и перестройки.

Особенность золотого сечения для человека

Старинная архитектура зданий и домов средневековья остается притягательной и интересной для современного человека по многим причинам:

  • Индивидуальный художественный стиль в оформлении фасадов позволяет избежать современного штампа и серости, каждое здание представляет собой произведение искусства;
  • Массовое использование для декорирования и украшения статуй, скульптур, лепнины, необычных сочетаний строительных решений разных эпох;
  • Пропорции и композиции здания притягивают взор к наиболее важным элементам постройки.

Важно! При проектировании дома и разработке внешнего вида средневековые архитекторы применяли правило золотого сечения, неосознанно используя особенности восприятия подсознания человека.

Современные психологи экспериментально доказали, что золотое сечение является проявлением неосознанного желания или реакции человека на гармоничное сочетание или пропорцию в размерах, формах и даже цветах. Был проведен эксперимент, в ходе которого группе людей, незнакомых между собой, не имеющих общих интересов, разных профессий и возрастных категорий, предложили ряд тестов, среди которых была задача согнуть лист бумаги в наиболее оптимальной пропорции сторон. По результатам тестирования было установлено, что в 85 случаях из 100 лист сгибался испытуемыми практически точно по золотому сечению.

Поэтому современная наука считает, что феномен универсальной пропорции является психологическим явлением, а не действием каких-либо метафизических сил.

Использование фактора универсального сечения в современном дизайне и архитектуре

Принципы применения золотой пропорции в последние несколько лет стали необыкновенно популярны в строительстве частных домов. На смену экологии и безопасности строительных материалов пришли гармоничность конструкции и правильное распределение энергии внутри дома.

Современная интерпретация правила всеобщей гармонии давно распространилась за пределы привычной геометрии и формы объекта. Сегодня правилу подчиняются не только размерные цепи длины портика и фронтона, отдельных элементов фасада и высоты здания, но и площадь комнат, оконных и дверных проемов, и даже цветовая гамма внутреннего интерьера помещения.

Проще всего построить гармоничный дом на модульной основе. В этом случае большинство отделений и комнат изготавливаются в виде самостоятельных блоков или модулей, спроектированных с соблюдением правила золотого сечения. Построить здание в виде набора гармоничных модулей значительно проще, чем строить одну коробку, в которой большая часть фасада и внутренних помещений должна быть в жестких рамках пропорций золотого сечения.

Немало строительных фирм, выполняющих проектирование частных домовладений, используют принципы и понятия золотого сечения для увеличения сметы и создания у клиентов впечатления глубокой проработки конструкции дома. Как правило, такой дом декларируется, как очень удобный и гармоничный в пользовании. Правильно подобранное соотношение площадей комнат гарантирует душевный комфорт и отменное здоровье хозяев.

Если дом был построен без учета оптимальных соотношений золотого сечения, можно выполнить перепланировку комнат так, чтобы пропорции помещения соответствовали соотношению стен в пропорции 1:1,61. Для этого может перемещаться мебель или устанавливаться дополнительные перегородки внутри комнат. Аналогичным образом меняются размеры оконных и дверных проемов так, чтобы ширина проема была меньше высоты дверного полотна в 1,61 раза. Таким же способом выполняется планирование мебели, бытовой техники, отделки стен и пола.

Сложнее выбрать цветовое оформление. В этом случае вместо привычного соотношения 63:37 последователями золотого правила принята упрощенная трактовка - 2/3. То есть основной цветовой фон должен занимать 60% пространства помещения, оттеняющему цвету отдают не более 30%, и остальное отводится под различные родственные тона, призванные усилить восприятие цветового решения.

Внутренние стены помещения делятся горизонтальным поясом или бордюром на высоте 70 см, установленная мебель должна соизмеряться с высотой потолков по соотношению золотого сечения. То же правило касается распределения длин, например, размер дивана не должен превышать 2/3 длины простенка, а общая площадь, занимаемая мебелью, относится к площади комнаты, как 1:1,61.

Золотую пропорцию сложно в массовом порядке применять на практике из-за всего лишь одного значения сечения, поэтому при проектировании гармоничных зданий нередко прибегают к ряду чисел Фибоначчи. Это позволяет расширить количество возможных вариантов пропорций и геометрических форм основных элементов дома. В этом случае ряд чисел Фибоначчи, связанных между собой четкой математической зависимостью, называют гармоническим или золотым.

В современной методике проектирования жилья на основе принципа золотого сечения, кроме ряда Фибоначчи, широко используется принцип, предложенный известным французским архитектором Ле Корбюзье. В этом случае в качестве отправной единицы измерения, по которой рассчитываются все параметры здания и внутреннего интерьера, выбирается рост будущего владельца или средняя высота человека. Такой подход позволяет спроектировать дом не только гармоничный, но и по-настоящему индивидуальный.

Заключение

На практике, по отзывам тех, кто решился на строительство дома по правилу золотого сечения, качественно построенное здание действительно оказывается достаточно удобным для проживания. Но стоимость строения из-за индивидуального проектирования и применения стройматериалов нестандартных размеров возрастает на 60-70%. И в этом подходе нет ничего нового, так как большинство зданий прошлого века строилось именно под индивидуальные особенности будущих хозяев.

Что такое соотношение сторон экрана?

Когда мы говорим о форматах экрана 4:3 и 16:9, то имеем в виду пропорции или соотношение между горизонтальной и вертикальной стороной прямоугольника экрана. Стандартный телевизор ранее имел экран с соотношением сторон 4:3. Это означает, на каждые четыре единицы в ширину приходится три единицы в высоту. В стандартных HDTV используется экран с соотношением сторон 16:9, поэтому на 16 единиц ширины приходится 9 единиц высоты. Поэтому HDTV с форматом 16:9 шире по горизонтали, чем обычной телевизор, экран которого выглядит почти квадратным.

Вот в чем проблема: любой проектор или телевизор имеют свой формат экрана, как правило, 4:3 или 16:9. С другой стороны, фильмы, видео и другой контент производятся и c иным форматом кадра изображения. Традиционные телепрограммы и видео сейчас чаще всего выполнены в формате 4:3, который обозначается еще как «1.33:1» . 4 поделенное на 3 равняется 1.33. Аналогично, материалы, созданные для HDTV в формате 16:9 обозначаются 1.78:1 (16 разделить на 9 = 1.78).

Тем не менее, не только в этих двух форматах производятся видеоматериалы. Для фильмов, музыки, видео и другого контента на оптических дисках используются такие соотношения как 1.33, 1.78, 1.85, 2.00, 2.35, 2.4, 2.5 и так далее. Материалы в HD разрешении с Blu-ray дисков представляются, как правило, в 1.78:1 или в суперширокоформатных форматах 2.35 и 2.4. Таким образом, для соотношения сторон изображения нет никакого универсального стандарта. Поэтому стоит понимать: не важно, какой формат будет у вашего проектора 4:3 или 16:9, он НЕ будет соответствовать всем видео материалам, которые вы захотите посмотреть в естественном формате кадра. Получается, что не существует идеального решения при выборе оптимального соотношения сторон для вашей системы домашнего театра?

Наиболее популярным выбором для домашнего кинотеатра сейчас является проектор и экран с поддержкой 16:9. Но некоторые зрители до сих пор остаются приверженцами классического формата 4:3, так как вся классика кино до 1953 г. была сделана именно в этом формате. Существует также большой интерес к системам в специальном суперширокоформатном соотношении сторон картинки 2.35:1. У каждой из этих трех конфигураций есть свои определенные уникальные преимущества, а также отдельные недостатки, которые следует рассмотреть, прежде чем сделать окончательный выбор.

Формат кадра 4:3: достоинства и недостатки

Достоинства: Если вы хотите смотреть преимущественно классические фильмы, телесериалы или специальные материалы подобные демонстрируемым в кинотеатрах IMAX, формат кадра 4:3 в данном случае наиболее удобен, в сравнении с 16:9. Используя вертикальное электронное маскирование, можно легко перекрыть верхнюю и нижнюю части экрана, когда кто-то захочет посмотреть материалы формата 16:9 или 2.35:1, и открыть экран на полную вертикальную высоту для просмотра материалов формата 4:3.

Недостатки: Большинство, если не все, продаваемые сегодня высококачественные проекторы для домашнего кинотеатра поддерживают естественный формат кадра 16:9. Достаточно трудно найти проектор кадрового формата 4:3, который в системе домашнего кинотеатра может посоперничать с проекторами 16:9 в качестве изображения. А поскольку большинство проекторов 4:3 поддерживают разрешения 800x600, 1024x768, 1400x1050 это означает, что все видеоматериалы должны масштабироваться в соответствии с естественным разрешением проектора.

Формат кадра 16:9: достоинства и недостатки

Достоинства: Для HDTV, широкоэкранных DVD, и Blu-ray фильмов логичным выбором является проектор с кадровым форматом 16:9. Все материалы с поддержкой HDTV вещания в формате 16:9 будут отображаться в полной красе, без черных полос сверху и снизу экранной картинки. Множество материалов сегодня выполнены именно в формате 16:9, наметилась тенденция перевода на этот формат кадра и телепрограмм. На полках магазинов много проекторов формата 16:9 и многие из них разработаны специально для высококачественных систем домашнего кинотеатра.

Недостатки: Хотя экран в формате 16:9 выглядит и великолепно, отображаемые на нем материалы формата 4:3 сосредоточены по центру и могут оказаться совсем маленькими, зажатыми с боков широкими черными вертикальными полосами. В более дорогих проекторах может быть использована система видеообработки, чтобы охватить всю поверхность экрана в любом демонстрируемом формате. Изображение при этом искусственно преобразовывается. Если вы не хотите проблем в виде такой электронной маскировки за дополнительные деньги, то должны смириться с черными полосами на экране во всех форматах кроме 16:9. К счастью, в современных проекторах для домашнего кинотеатра значительно снижен уровень черного, по сравнению с моделями прошлых лет, что делает эти черные полосы менее заметными в затемненном помещении и снижает потребность в электронной маскировке.

Формат кадра 2.40:1: достоинства и недостатки

Достоинства: Но есть фильмы и шире, чем 16:9. Сегодня многие из наиболее популярных фильмов на DVD и Blu-ray дисках сделаны в кадровом формате 2.35 или 2.40:1, а не 1.78:1. Если много ваших любимых картин сделано с соотношением сторон кадра 2.35:1, то хорошим выбором будет система 2.35:1 с постоянной высотой изображения. Традиционный метод проекции снятых в формате 2.35:1 фильмов предполагает использование с проектором 16:9 дополнительной анаморфной линзы x1.33, чтобы растянуть изображение 2.35:1 (1.78 умноженное на 1.33 =2.35). Для просмотра материалов 16:9 и 4:3, необходимо удалить анаморфную линзу из объектива. С другой стороны, хорошим бюджетным вариантом может стать покупка проектора с зум-объективом с увеличением 1.3:1 и экрана 2.35:1, с последующим использованием системы увеличения для переключения между проекциями 16:9 и 2.35:1. Автоматизировать этот процесс позволяет управляемый зум-объектив с системой памяти. Какой бы метод вы ни выбрали, такая система позволит наслаждиться широкоэкранным кино.

Недостатки: Вариант с отдельной линзой стоит дорого. Кроме того, для переключения между форматами фильмов 2.35 и материалами 16:9 или 4:3 необходимо использовать ручную или автоматическую систему управления анаморфной линзой. Наиболее легко это сделать с помощью моторизованной системы, но такой вариант может серьезно увеличить стоимость системы. Дешевые анаморфные линзы могут несколько ухудшить качество изображения. Можно также использовать электронные системы преобразования, чтобы устранить на экране темные полосы при просмотре материалов 16:9 или 4:3, что опять же увеличивает стоимость системы. Вариант с зум-объективом не добавляет особых расходов, но он требует тщательного монтажа проектора и снижает освещенность экрана примерно на 25%. C некоторыми проекторами это может привести к несколько тусклому или размытому изображению.

После выбора кадрового формата своего будущего кинотеатра, следующий шаг заключается в выборе разрешения проектора.

Если вы часто скачиваете кино из Интернета или загружаете собственные клипы на YouTube и другие сайты, вы наверняка сталкивались с искажением картинки в видеофайлах.

Возможно, вы были разочарованы сплющенным и растянутым изображением в фильме, который долго искали. Или были неприятно удивлены черной рамкой, которая появляется вокруг изображения после загрузки клипа на сайт. Причина таких проблем кроется в неправильном соотношении сторон кадра, установленном при сохранении видеофайла. Стоит исправить эту ошибку – и видео будет радовать глаз правильными пропорциями и отсутствием ненужных элементов вроде черного обрамления картинки.

Яснее не стало? Прочтите нашу статью, и вы не только узнаете, что такое соотношение сторон видео, но и научитесь выявлять и исправлять проблемы, связанные с неправильным значением этого параметра.

Что такое пропорции видео?

Видеоряд любого фильма или клипа состоит из большого числа одинаковых по размеру кадров, размер каждого из которых характеризуется двумя величинами: шириной (длиной кадра по горизонтали) и высотой (длиной кадра по вертикали). Так вот, пропорция ширины и высоты кадра – и есть соотношение сторон видео. Эта величина обозначается двумя цифрами, разделенными двоеточием (2:1, 4:3 и т. д.).


Вариантов соотношения сторон существует немало, однако на сегодня наиболее распространены два: 4:3 и 16:9 (см. рисунок). Поскольку соотношение сторон 16:9 наиболее близко к тому, как человек видит окружающее пространство, именно этот формат сегодня наиболее популярен. Определенную популярность также набирает соотношение сторон 21:9 – для мониторов с ультрашироким экраном.

Как узнать соотношение сторон видеоклипа?

Когда мы говорим о соотношении сторон видеоклипа, обычно мы имеем в виду характеристику DAR (Display Aspect Ratio) – соотношение сторон, с которым запись отображается на экране. DAR зависит от двух величин:

Pixel Aspect Ratio (PAR) – соотношение сторон пикселя. Поскольку в современном цифровом видео, как правило, используются только квадратные пиксели, для большинства «компьютерных» видеофайлов эта величина всегда будет равна 1:1.

Storage Aspect Ratio (SAR) – отношение количества пикселей по горизонтали к количеству пикселей по вертикали (эти цифры указаны в разрешении видеофайла).

Умножив PAR на SAR , мы получаем DAR – фактическое соотношение сторон видеоклипа.

Разберем на примере. Допустим, нам нужно узнать соотношение сторон видеоклипа в формате AVI с разрешением 640 × 480. Чтобы вычислить SAR , нам нужно разделить ширину видеофайла (640) на высоту (480) до простой дроби. Получаем 4/3. Поскольку, как мы уже выяснили, PAR нашего видео равно единице, соотношение 4:3 и будет являться соотношением сторон видеоклипа.

К слову, значения DAR и SAR совпадают не всегда. Например, в стандартах VCD и DVD видеозаписи кодируются с использованием неквадратных пикселей, соотношение сторон которых не равно 1:1. Чтобы разобраться, давайте посчитаем DAR для DVD-видео с распространенным разрешением 720 × 576. В этом случае SAR будет равно 5:4, а PAR , согласно стандарту, – 16:15. Перемножив эти значения, получим все то же соотношение сторон 4:3.

Нет времени считать вручную? Если у вас установлен Movavi Конвертер Видео, вам повезло – эта умная программа сделает все за вас! Просто загрузите свое видео в конвертер, кликните по нему правой кнопкой мыши, выберите пункт Свойства файла , и вы увидите нужные цифры.

Какие бывают стандартные разрешения и какие соотношения сторон для них используются?

Наиболее часто используемые разрешения и соотношения сторон для них приведены в следующей таблице.

Стандартное разрешение (SD)
240 × 180 4:3
320 × 240 4:3
480 × 320 3:2
640 × 360 16:9
640 × 480 4:3
720 × 480 (NTSC DVD)
720 × 576 (PAL DVD)
800 × 480 5:3
854 × 480 16:9
960 × 540 16:9
Высокое разрешение (HD)
1280 × 720 16:9
1280 × 800 16:10
1920 × 1080 16:9
2560 × 1440 16:9
3840 × 2160 16:9
7680 × 4320 16:9

Тут все просто: на сайте популярного видеохостинга соотношение сторон составляет 16:9, в противном случае к видео добавляются черные полосы.

Как выявить проблемы неправильного соотношения сторон?

При проигрывании видео, сохраненного с неверным соотношением сторон, вы увидите в кадре один из следующих дефектов:

  • Искажение пропорций. Изображение выглядит вытянутым или, напротив, сплющенным.
  • Нежелательные черные полосы по вертикали или горизонтали либо черную рамку вокруг изображения на видео.

Иногда такие проблемы возникают из-за неправильных настроек дисплея проигрывающего устройства. Однако если все настройки верны, а изображение на экране вас по-прежнему не радует, нужно поменять соотношение сторон самого видеофайла – в Movavi Конвертере Видео это можно сделать легко и быстро. Достаточно поставить программу на компьютер и выполнить несколько простых шагов.

Как исправить пропорции видео при помощи Movavi Конвертера Видео?


  1. Запустите Movavi Конвертер Видео.
  2. Нажмите Добавить файлы , а затем Добавить видео . Загрузите «проблемное» видео в программу.
  3. Раскройте вкладку Видео в нижней части интерфейса и выберите любой профиль нужного формата. После этого нажмите на кнопку со значком шестеренки.
  4. В диалоговом окне выберите в списке Размер кадра пункт Пользовательский . Перейдите к полям Ширина и Высота в правой части, нажмите на значке с изображением скрепки, чтобы разблокировать поля, и введите подходящие значения.
  5. В списке Изменение размера выберите опцию Кадрировать , чтобы убрать черную рамку вокруг изображения. В списке Качество вы можете выбрать нужный вам вариант.
  6. Нажмите Старт – и через несколько минут сможете наслаждаться видео с нужными пропорциями.

 

Возможно, будет полезно почитать: