Как развивать память упражнения. Упражнения для памяти

Различают зрительную, слуховую, двигательную (её иногда называют мышечной), кратковременную, долговременную, оперативную и эмоциональную память.

Основной вид – зрительная память . Более 80% всей информации мы получаем через органы зрения. Зрительная память – это самый информативный вид памяти. Благодаря ей мы помним всё, что окружало и окружает нас.

На втором месте по важности значения находится слуховая память . Она позволяет нам запоминать, как поют птицы, как журчит ручей, как звучит песня и т.д. С помощью этой памяти мы можем спеть мелодию, услышанную когда-то, или сымитировать голос известного артиста. У людей, которые по той или иной причине теряют зрение, в дальнейшем значительно улучшаются другие органы чувств, и в первую очередь слух и слуховая память.

Следующий вид памяти – двигательная , её иногда называют мышечной памятью. Она обеспечивает нам запоминание различных движений. Точность, меткость и ловкость также зависят от этого вида памяти.

Кратковременная память хранит информацию в течение короткого времени, от нескольких секунд до 8-10 минут. Допустим, вам нужно запомнить номер телефона. И пока вы ищете бумагу и ручку, вы постоянно повторяете (мысленно или вслух) номер телефона. Но стоит вас попросить повторить этот номер телефона через 9-10 минут, вы не ответите правильно, поскольку в работе принимала участие кратковременная память, соответствующая «правилу»: услышал - повторил - забыл.

С помощью долговременной памяти мы можем вспомнить, что с нами было или что происходило год, два либо несколько лет назад.

Следующий вид - оперативная память . С помощью неё информация сохраняется несколько дней. Когда мы говорим, поём, принимаем какие-то решения, то оперативная память принимает в этом самое активное участие.

И, наконец, последний вид памяти, это эмоциональная память . Она ответственна за чувства, интуицию, переживания и эмоции, как позитивные, так и негативные. Очень хорошо развита эмоциональная память у музыкантов, артистов, певцов, художников и скульпторов. С помощью этой памяти они создают искусство в виде музыки, песен, картин и скульптур. Существуют ещё несколько видов памяти, такие как вкусовая, обонятельная, тактильная и генетическая, но для развития ума и памяти они нам не понадобятся.

Запомните ещё одну важную информацию. Известно, что человек быстрее всего запоминает буквы, далее цифры, на третьем месте по сложности запоминания слова, затем рисунки. И самое сложное – это запоминание различных геометрических фигур. Вот в этой последовательности вам и будут предлагаться различные упражнения на все виды памяти.

Также эти упражнения очень хорошо развивают внимание.

Упражнения для развития внимания и памяти с помощью букв

Упражнение 1

Данное упражнение довольно простое и хорошо подходит для разминки. Вы (я обращаюсь к родителям) называете букву, а ваш ребенок должен назвать на эту букву город.

В...О...К...П...Т...У...М...У...К...Н

Упражнение 2

Второе упражнение похоже, только ваш ребенок теперь должен назвать не город, а название птицы или животного.

Г...В...Л...Т...Н...Д...И...К...Я...Е

Упражнение 3

В данном упражнении вашему ребенку уже потребуется сконцентрироваться. Ведь теперь буква, которую вы назовете, должна быть по счету второй. Например, была названа буква У. Следовательно правильным ответом будет МУЗЫКА, ПУЛЬТ или ДУБ и т.д.

А...Г...Д...Е...Л...К...О...Н...Ю...Ж

Упражнение 4

Здесь же нужно уже придумать слово, в котором названная буква будет находиться третьей по счету.

Допустим, вы назвали букву Т. Правильный ответ – ГИТАРА, СЕТКА и т.д.

Р...Н...И...Ф...А...М...Е...У...О...Г

Упражнение 5

Это упражнение немного сложнее предыдущих. Здесь названная буква должна присутствовать в слове 2 раза. Например, для буквы Е правильными ответами могут быть МЕТЕОР, ВЕНЕЦИЯ и т.д.

У...И...О...Е...А...П...Р...С...Т

Обычно для каждого упражнения даётся строго определённое время для его выполнения. Но, я считаю, это неверный подход. Берите столько времени для решения упражнения, сколько вам необходимо, но не более 5 или 6 минут. Более подробно о том, почему я против фиксированного времени, объясню чуть позже.

А теперь переходим к следующей группе упражнений, которые связаны с цифрами.

Упражнения для развития внимания и памяти с помощью цифр

Прежде чем перейти к этим упражнениям, мне бы хотелось рассказать, где и когда появились первые современные цифры. Думаю, это будет интересно вам узнать. Обычно в учебниках истории нам сообщают, что история современных цифр началась в арабских странах, но это неверно. Древние египтяне и сирийцы пользовались цифрами, которые были очень неудобны и трудны для запоминания и тем более для решения даже простых математических задач. Чуть позже, примерно во II веке до нашей эры, появились свои цифры и у древних китайцев, но и эти цифры также были трудны для запоминания. И только много позже, в 480 году, в Индии появились первые современные цифры. Когда арабы завоевали Индию, они и взяли эти цифры для своих математических расчётов. Позднее, когда арабы завоевали Испанию, индийская система цифр появилась и в Европе. Но ещё несколько столетий завезённая из Индии система цифр вела «борьбу» с неудобными римскими цифрами и только в конце XVI века окончательно привилась в Европе. Видите, какая интересная история с цифрами. А сейчас переходим к упражнениям.

Упражнение 6

Посмотрите на цифры, но не очень долго. После чего закройте их листом бумаги. На другом же листе бумаги напиши то, что вы смогли запомнить:

Упражнение 7

Запомните цифры, которые расположены в таблице слева. Затем закройте их и допишите недостающие цифры в таблицу справа:


Упражнение 8

В этом упражнении вам нужно запомнить порядковые номера и числа. Затем листком бумаги закройте все цифры слева, а справа напишите то, что вы запомнили


Чуть позже вам будут предоставлены четыре вариант, с помощью которых вам будет легче запоминать цифры.

Упражнение 9

Для этого упражнения необходимо 12-13 спичек или столько же палочек. Мама (папа) бросает на стол спички или палочки и через несколько секунд закрывает их газетой или платком. Затем вы должны сказать, сколько спичек или палочек лежит под газетой или платком.

Упражнение 10

А сейчас я попрошу родителей достать 9 монеток, но все монеты должны быть разные, допустим, 1, 5, 10, 20 и 50 копеек. Затем, не показывая детям, бросьте монеты на стол и через какое-то время накройте их платком и спросите сына (дочь). Первый вопрос: сколько монет находится под платком? Второй вопрос: какие это монеты? Если дети ответят неправильно, то повторите это упражнение ещё раз.

Упражнение 11

Следующее упражнение необычно. Необычность заключается в том, что для решения этого упражнения нам необходимо логическое мышление. Первая верхняя строка с цифрами проста в решении, и вы выполните её без труда. Но над второй и третьей строчками вам придётся немного поразмышлять. Задача: подумайте и впишите, в клетки какие цифры подходят после цифр - 9, 14 и 19.


Ответ к этому упражнению находится в конце статьи. Но я напомню, если вы действительно хотите развить свою память, то ни в коем случае не смотрите ответ без предварительной работы.

Существуют несколько вариантов для запоминания цифр, и я хочу предложить вам четыре, на мой взгляд, самых продуктивных варианта.

Первый вариант вам хорошо знаком – это многократное повторение цифр. Единственно, что хотелось бы добавить к этому, во время повторений не отвлекайтесь, т. е. максимально сконцентрируйте своё внимание. Обычно номер телефона имеет 7 цифр, например 1896095. Первое, что посоветую, разделить эти 7 цифр на три группы, так легче запоминается - 189 60 95. Сначала запомните первые три цифры с помощью многократных повторений. Затем следующие две цифры и, наконец, последние две. А теперь упражнение.

Упражнение 12

Номер телефона для запоминания: 307 51 28. В течение нескольких секунд посмотрите на первые три цифры. Затем закройте глаза и постарайтесь мысленно увидеть эти три цифры. Далее максимально внимательно посмотрите на следующие две цифры, вновь закройте глаза и просмотрите своим внутренним взором эти цифры. И в заключение последние две цифры – сначала запомните визуально, а потом уже с закрытыми глазами.

Второй вариант для запоминания цифр связан с какими-то хорошо знакомыми вам датами, например дни рождения, номерами автобусов, которые ездят по вашей улице, номером вашего дома и т. д. Давайте возьмём любой номер телефона, чтобы на примере я мог объяснить вам эту технику. Допустим, следующий номер телефона: 1526439. Вы прекрасно знаете и помните, что ваша сестра родилась 15 апреля. Апрель можете забыть, а вот число 15 оставьте, потому что это первые цифры телефона, который необходимо запомнить. Следующие две цифры 26 запомнить очень просто, потому что по вашей улице ходит автобус под № 26. Цифру 43 даже и запоминать не надо, потому что вашей маме 43 года. И наконец, последняя цифра 9, это номер дома вашего друга, к которому вы ходите почти каждый день. Итак, что у нас получилось. Как видите, вам даже не надо запоминать эти цифры, а только вспомнить в правильной последовательности четыре даты, а именно: день рождения вашей сестры, номер автобуса, который ходит по вашей улице, сколько лет маме и номер дома, где живёт друг. Если ещё короче, то получится вот что: сестра, автобус, мама, друг. Вот видите, как всё очень просто. А сейчас вам будет предложен ещё один номер телефона, попробуйте его запомнить с той техникой, которая вам была предложена выше.

Упражнение 13

После прочтения номера телефона вспомните, пожалуйста, все даты, которые вы хорошо знаете. Допустим, дни рождения ваших родных, друзей. Номер вашего дома, сколько лет вашей кошке, собаке, попугаю и т. д. Примените их для запоминания этого номера телефона.

Третий вариант для запоминания цифр мне нравится больше всего, и я им постоянно пользуюсь. Но для этого варианта нам понадобится уже эмоциональная память. Вначале этот вариант покажется вам немного сложным, но через две, максимум три недели вы его осилите и без проблем будете хорошо запоминать не только номера домашних или рабочих телефонов, но и номера мобильных телефонов, которые, как известно, имеют больше цифр.

Способ запоминания заключается в следующем. Каждую цифру вам необходимо представить в каком-либо образе. Я имею в виду образе животного, птицы или предмета. Хочу предложить вам следующие образы, которыми мне приходится пользоваться в своей практике.

Цифра 0 - ассоциируется у меня с обыкновенным яйцом. То есть когда вам необходимо запомнить цифру 0, вспомните яйцо.

Цифра 1 - ассоциируется со стрелой.

Цифра 2 - похожа на гуся.

Цифра 3 - если её повернуть, то напоминает рога.

Цифра 4 - почти топор.

Цифра 5 - пятиконечная звезда.

Цифра 6 - вишня (ягода или дерево вишни).

Цифра 7 - коса (косить траву).

Цифра 8 - у математиков этот знак означает бесконечность (если положить эту цифру по горизонтали). У меня цифра 8 ассоциируется с бесконечностью.

Цифра 9 - похожа на крючок.

Прежде чем запоминать какой-то номер телефона с этой техникой, я вас очень попрошу сделать следующее. Сначала вы одни поучите соответствие, т.е. какая цифра соответствует тому или иному образу (предмету, животному или птице). А затем попросите ваших родителей, чтобы они вас проверили, насколько хорошо вы запомнили это соответствие.

Ну что же, давайте возьмём любой номер телефона и с помощью третьего варианта, в котором участвует эмоциональная память, попробуем его запомнить.

Упражнение 14

Номер телефона для закрепления третьего варианта:

Сначала переведём цифры в слова, а затем, чтобы легче их запомнить, придумаем небольшой смешной рассказик. Наша первая цифра 2, что в переводе на слова означает гуся. Вторая цифра 3 означает рога. Третья цифра 6 означает вишню. Четвёртая цифра также 6, снова вишня. Пятая цифра 4 – это топор, шестая цифра 1 – стрела и, наконец, последняя цифра 0 означает яйцо.

А теперь самое главное. Мы должны при помощи этих слов написать короткий рассказик. И чем смешнее, чем фантастичнее он будет, тем быстрее вы его запомните, а следовательно, и цифры (я имею в виду номер телефона). Начинаем. Гусь с рогами пролетал через вишню , а на вишне висели топор , стрела и яйцо . Если бы мы написали как обычно: гусь пролетал через вишню, то вряд ли бы вы это запомнили, потому что это нормально, привычно. Но так как мы с вами написали необычно – гусь с рогами (в природе этого не бывает), то это и запомнится вам надолго, если не навсегда. Когда я пользуюсь этой техникой, то всегда закрываю глаза и мысленно представляю текст, и это запоминается лучше и быстрее. Попробуйте и вы так.

Для закрепления пройденного материала возьмём ещё один номер телефона. Попробуйте уже самостоятельно запомнить номер этого телефона, но обязательно с помощью техники из варианта 3.

Упражнение 15

Номер телефона для самостоятельного запоминания:

Четвёртый вариант для запоминания цифр связан с цветом. Этот вариант я считаю немного сложноватым, так как внутренним взором необходимо увидеть цифру и определённый цвет, который соответствует данной цифре. Предлагаю вам способ, который я периодически использую при запоминании цифр и номеров телефонов.

Цифра 0 - ассоциируется у меня с белым цветом.

Цифра 1 - с жёлтым цветом.

Цифра 2 - с оранжевым.

Цифра 3 - с красным.

Цифра 4 - с голубым.

Цифра 5 - с синим.

Цифра 6 - с фиолетовым.

Цифра 7 - с зелёным.

Цифра 8 - с коричневым.

Цифра 9 - ассоциируется у меня с чёрным цветом.

Принцип работы варианта 4 абсолютно такой же, как и в варианте 3, но с той лишь разницей, что в варианте 3 мы цифры переводили в слова, а в варианте 4 цифры надо перевести в цвет. Прежде чем приступить к следующему упражнению, попрошу вас очень хорошо запомнить соответствие цифры с цветом.

Упражнение 16

Номер телефона для закрепления четвёртого варианта:

Сначала необходимо перевести цифры в определённый цвет, а затем, чтобы запомнить эти цвета, придумаем смешную фразу. Первая цифра 7 соответствует зелёному цвету. Вторая цифра 9 – это чёрный цвет. Третья цифра 5 означает синий цвет. Четвёртая цифра 3 соответствует красному цвету. Следующая цифра 1 означает жёлтый цвет. Предпоследняя цифра 0 соответствует белому цвету, ну и, наконец, последняя цифра 4 означает голубой цвет. А теперь, чтобы хорошо запомнить соответствие, сочиним с помощью этих слов что-нибудь смешное. Начинаем. По зелёной траве бежала чёрная собака, с синим ошейником. А навстречу в красных тапочках летел жёлтый цыплёнок, в белой куртке и голубых штанах. Теперь закройте, пожалуйста, глаза и мысленно представьте эту смешную ситуацию. Завтра повторите эту весёлую фразу ещё несколько раз, и, уверяю вас, вы запомните её надолго, а следовательно, и номер телефона, который вам надо было запомнить.

Повторю ещё раз, чтобы правильно пользоваться вариантом 4, нужно очень хорошо запомнить соответствие цифры с цветом. Если вы это сделаете, то очень сильно обогатите свой духовный мир. А сейчас, как всегда, вам необходимо закрепить пройденный материал, но обязательно с помощью техники из варианта 4.

Упражнение 17

Номер телефона для самостоятельного запоминания:

Прежде чем предлагать вам вариант 4, я провёл эксперимент с моими учениками, которые занимаются музыкой, и с теми людьми, которые ею не занимаются. После этого я могу сказать следующее. Те люди, которые играют на каком-либо музыкальном инструменте, быстрее осваивают технику из варианта 4, нежели те, которые не играют. Это говорит о том, у людей, которые занимаются музыкой, эмоциональная память развита гораздо лучше. Данная техника, с которой вы сейчас познакомились, относится не только к запоминанию номеров телефонов, но и вообще к правильному и быстрому запоминанию цифр. А главное, эти упражнения великолепно развивают память, что нам и нужно. Переходим к следующей группе упражнений, которые связаны со словами.

Упражнения для развития внимания и памяти с помощью слов

Я бы мог вам сразу предложить первое упражнение со словами, но будет более правильно, если вы сначала узнаете немного об истории букв и слов. Думаю, это будет интересно и полезно для вас. Около четырёх тысяч лет тому назад в Древнем Египте уже были созданы знаки, которые назывались клинописью, а чуть позже иероглифами. С помощью этих знаков можно было передавать какую-либо информацию. Данная система была очень сложна и громоздка. Однако иероглифы стали преддверием алфавита. Но в 1706 году до нашей эры Египет был захвачен гиксосами (в переводе с арабского означает «правители-пастухи»), и эта оккупация продолжалась более 150 лет. Как такое могло случиться, что плохо вооружённые кочевые племена гиксосов смогли победить самую сильную армию того времени – армию Египта? К сожалению, это для нас так и останется загадкой. И тем не менее благодаря гиксосам и появилась первая в мире азбука. А произошло это следующим образом. Изучая египетские иероглифы, они додумались составить из них буквы. Сначала 16, затем 19 и наконец 21 букву. После того как египтяне освободились от гиксосов, алфавит получил новую жизнь. Более того, благодаря мореплавателям алфавит появился в Греции, а позднее и в Италии. Через Италию алфавит попал в Германию, Францию, а затем и в другие страны.

А теперь несколько пожеланий. Чтобы эта статья принесла вам как можно больше пользы, читайте её не спеша, тщательно думайте над каждым упражнением, над каждым заданием, и тогда к вам придёт успех. Почти каждый день нам приходится запоминать какие-либо слова или фразы в школе, на работе или просто на улице. И чтобы вы быстро и надолго это запомнили, необходима какая-то система или методика, с которой вы познакомитесь далее. Безусловно, запоминание информации зависит от характера и, главное, от типа темперамента человека. Напомню, все люди делятся на четыре типа темперамента, это флегматики, меланхолики, сангвиники и холерики. Холерик быстрее выучит текст или решит какие-то задачи, но он так же быстро и забудет. Флегматик, наоборот, заучивает текст или решает задачу медленно, зато это остаётся в его памяти надолго. Однако с помощью определённых упражнений и холерик, и флегматик добиваются равных успехов.

Задания на слова нужно выполнять не спеша, ваш помощник читает все слова от начала и до конца. Вы внимательно слушаете и запоминаете. Затем он снова читает, но только первое слово, второе же слово вы должны назвать самостоятельно.

Упражнение 18

Мама – кухня, папа – диван, стол – табуретка, футбол – мяч, гитара – музыкант, море – пляж, стакан – стекло, вилка – ложка, снег – зима, обои – стена, машина – дорога.

Упражнение 19

Если в предыдущем упражнения все пары по смыслу были похожи, то в данном упражнении вам уже предлагаются не связанные по теме понятия.

Палатка – кот, вешалка – озеро, малина – дорога, носок – сахар, мама – книга, интернет – сапоги, обезьяна – очки, вертолет – насос, гора – двор, хоровод – школа, гвоздь – машина.

Упражнение 20

Это упражнение поднимет у вас и ваших детей хорошее настроение. Знаю по опыту, когда я предлагаю его детям, то всегда слышатся веселье, шум и смех. Для этого упражнения необходимы как минимум два человека. Суть задания в следующем. Сначала первый участник называет какое-нибудь имя, например Маша. Затем второй участник повторяет имя Маша и называет еще одно, допустим Валера. Следовательно первый участник повторяет два имени и продолжает цепочку. Проигравшим считается тот, кто не сможет повторить все имена цепочки по порядку. Небольшая подсказка: чтобы упростить запоминание хотя бы своих слов (имён), называйте имена ваших родных, друзей, соседей, знакомых, и тогда вы выиграете это задание.

Упражнение 21

Это упражнение идентично предыдущему, но только вместо имён вам необходимо называть слова из флоры и фауны. Напомню моим читателям, что по древнеримской мифологии флора является богиней всех растений и цветов, а фауна богиней животных и птиц. Небольшой совет: перед началом этого упражнения вспомните все ваши любимые цветы. Затем вспомните цветы, которые растут в вашем доме, у ваших родных и друзей. Далее припомните, каких животных вы обожаете больше всего, и вот в этой последовательности и называйте сначала цветы, затем животных. Обязательно не забудьте про собаку – самое лучшее животное на свете. И последний совет: после того как ваш партнёр назовёт цветок или животное, мысленно представьте этот цветок или животное. Постарайтесь увидеть его размер, окраску, запах, и тогда вы правильно запомните последовательность слов от вашего партнёра.

А теперь я обращаюсь к помощнику. Чтобы не было недоразумений, записывайте все слова, которые назовёт ваш ребёнок и другой участник этого упражнения.

Переходим к следующему упражнению.

Упражнение 22

Сейчас ваш помощник произнесёт слова, которые приведены ниже, а ваша задача заключается в том, чтобы из этих слов составить несколько предложений. Итак, слова: лифт , дверь , тигр , обезьяна , играть , сосед , дрессировщик , ванна .

Сначала я попробую написать несколько предложений с этими словами, а затем вы напишете свои предложения, но чтобы в них также присутствовали эти слова.

Вчера я стоял у лифта и вдруг вижу, как медленно открывается дверь у соседа и оттуда выходит огромный тигр , а на нём сидит обезьяна . Я, конечно, испугался и побежал, но тигр с обезьяной меня догнали и стали со мной (ни за что не догадаетесь) – играть . Оказывается, наш новый сосед работает дрессировщиком , и когда он мылся в ванне , обезьяна сумела открыть дверь , ну а дальше вы уже знаете...

А теперь попробуйте вы составить несколько предложений с этими словами. Больше фантазии, больше юмора, и тогда у вас всё получится.

Упражнение 23

Если в предыдущем упражнении предлагаемые слова были несложные и из них можно было легко составить небольшой рассказ, то в этом упражнении все слова трудно стыкуются друг с другом. Это, безусловно, усложняет задачу, но эта трудность и нужна нам, чтобы заставить наш мозг работать, а следовательно, и развиваться. Итак, слова: закат, рассвет, мама, тигр, лифт, утюг, обезьяна, молоток, дверь.

Напомню: при написании предложений будьте совершенно свободны. Пишите в любом жанре, который вам больше всего нравится. Главное, чтобы в ваших предложениях присутствовали логика и смысл и чтобы их можно было интересно читать.

Упражнение 24

Переходим к следующему упражнению. Ваш помощник не спеша читает первую группу слов, через несколько секунд вы должны по памяти повторить эти слова, но обязательно в правильной последовательности. Затем помощник читает вторую группу слов, вы отвечаете, и в заключение – третья группа.

Первая группа слов : река, озеро, рыбалка, лодка, весло, волны, водоросли, рыба.

Вторая группа слов : лес, береза, тропинка, гриб, мох, медведь, брусника, болото, листья.

Третья группа слов : браслет, одежда, снег, Африка, планета, собрание, музыка, железо, ремонт.

Если в первой и второй группе слов мы наблюдаем логическую последовательность в словах, то в третьей группе этого нет. И, естественно, третья группа слов запоминается сложнее. Но это нам и нужно. Далее я вам объясню один метод, как нужно быстро и правильно запоминать слова и фразы с помощью ассоциативной (образной) памяти.

Упражнение 25

Прочтите первую группу слов и найдите слово, которое по логике не подходит к остальным словам. Обязательно объясните своему помощнику, почему это слово не подходит к другим.

Группа 1. Настя, Катя, Сережа, Нина, Вера.

Группа 2. Карась, щука, окунь, черепаха, сом.

Группа 3. Чайковский, Моцарт, Пушкин, Рахманинов.

Группа 4. Мухомор, черника, подосиновик, белый гриб.

Группа 5. Океан, море, озеро, водохранилище.

Если вы не сможете ответить на вопрос, то в конце статьи можете посмотреть ответ. Однако помните, наша цель с помощью различных упражнений развить вашу память. Если вы сразу после прочтения упражнения будете смотреть ответ, то никакого успеха в развитии вашей памяти, не будет. То есть обязательно поупражняйтесь хотя бы минутку, «расшевелите» мозги, и это пойдёт вам на пользу.

Упражнение 26

Это упражнение уже на запоминание двух слов. Как обычно, ваш помощник медленно произносит слова, затем вы должны повторить их, но, разумеется, в правильной последовательности.

Солнечный день, голубое небо, красивый закат, громкая музыка, весел рассказ, открытая книга, глубокое озеро, хитрая лиса.

Упражнение 27

Если в предыдущем упражнении и первое и второе слово очень хорошо подходили друг к другу по смыслу, то в этом упражнении оба слова не соответствуют друг другу. Что, естественно, и усложняет запоминание этих слов.

Квадратный мяч, смешной утюг, вкусный камень, слоеный телевизор, добрый огонь, малиновая собака, горький торт, теплый лед, жидкий кирпич. .

Если с первого раза вы не сможете повторить все слова, то попробуйте ещё раз, но сначала максимально сконцентрируйте своё внимание.

Упражнение 28

Для этого упражнения нам необходимы уже три слова, но третье слово вы должны вспомнить самостоятельно. Очень внимательно послушайте первые два слова и подумайте, какое же слово необходимо дописать, чтобы смысл этих трёх слов был логически завершён. Пример: иголка – нитка – шить.

1. Краски – художник – ...

2. Ружьё – охотник – ...

3. Самолёт – парашют – ...

4. Бумага – ручка – ...

5. Рождение – жизнь – ...

6. Вода – стакан – ...

7. Удочка – рыбак – ...

8. Твёрдое – жидкое – ...

9. Мальчик – мужчина – ...

10. Девиз олимпиады: «Быстрее – выше – ...»

11. Три основные фигуры в геометрии: круг – квадрат –...

12. В основном наша планета Земля состоит из трёх компонентов, а именно: земля – вода – ...

13. В основном музыканты располагают тремя видами инструментов, а именно: клавишно-ударные –струнные –...

Психологи доказали, что мы загружаем наш мозг всего лишь на 8, максимум на 9%. Представляете, какой огромный свободный потенциал у нас ещё есть в запасе! Цель всего человечества постепенно увеличивать загруженность нашего мозга хотя бы до 15–16%. И это обязательно будет. С каждым десятилетием человечество умнеет (если так можно выразиться) в среднем на 0,5-0,6%. И как вы понимаете, чем интенсивнее мы будем развивать свою память, тем быстрее увеличим свой интеллект. Для этого необходимо выполнять три правила.

Первое – максимальная концентрация внимания во время работы над упражнением или заданием.

Второе – многократные повторения, но ни в коем случае не механические, а смысловые.

Третье – создание ассоциаций, т. е. мысленное представление того, о чём вы читаете или что запоминаете.

Например, актёру необходимо выучить определённый текст для спектакля или кинофильма. Последовательность работы над этим текстом следующая. Первое - максимально внимательно прочитать текст от начала и до конца. Второе - снова прочитать весь текст и разбить его на части. Третье - идёт работа над каждой частью отдельно. Необходимо увидеть мысленно всё то, о чём говорится в тексте, т.е. создать ассоциации.

Прежде чем перейти к нашему первому упражнению с ассоциациями, предлагаю сделать сначала подготовительную работу. Вспомните ваше любимое животное. Это может быть кошка или собака. Давайте выберем собаку. Породу выберите сами. А теперь закройте глаза и мысленно представьте, что ваш четвероногий верный друг сидит рядом с вами, виляет хвостом, смотрит на вас и удивляется, почему же у вас закрыты глаза. Следующий пример – яблоня. Вновь закройте глаза и перед внутренним взором представьте эту цветущую красавицу яблоню. Среди бело-розовых веток соловей поёт свою чарующую песню. Если подойти к яблоне ближе, то от чудесного запаха приятно закружится голова... Я надеюсь, вы поняли, что такое ассоциации (внутреннее представление того, о чём вы читаете или что учите).

Итак, наше первое упражнение с ассоциациями.

Упражнение 29

Как обычно, ваш помощник медленно произносит слова. Ваша задача, после того как вы услышите какое-то слово, мысленно его представить, создать образ в голове. Сейчас вам будут прочитаны 14 различных слов. Когда вы будете повторять эти слова, то, чтобы не ошибиться в последовательности, незаметно загибайте пальцы на руках.

Лето, лодка, суп, гитара, ласточка, тюльпан, заяц, кофе, слон, картина, булочка, друг, вертолёт, четырнадцать.

Следующее упражнение немного сложнее предыдущего, так как вам нужно запомнить не одно, а уже два слова.

Упражнение 30

Букет цветов, вкусный чай, красная ягода, весёлый клоун, длинный уж, быстрый танец, красная корова, серебряный колокол, новый сосед, маленький слонёнок, число одиннадцать.

Чтобы правильно выполнить это упражнение, т. е. запомнить все слова, давайте мысленно соединим первый образ (букет цветов) со вторым (вкусный чай). Необходимо немного пофантазировать, чтобы логически соединить наши слова (образы) в небольшой рассказ.

У вашей мамы сегодня день рождения, и вы купили ей огромный, красивый букет цветов . Пока мама радуется этому чудесно пахнущему подарку, вы приготовили ей вкусный чай из красных ягод . Вдруг раздался звонок, вы открываете дверь, а на пороге стоит смешной весёлый клоун , с длинным ужом на шее. Он начал танцевать быстрый танец , и из-за пазухи у него вывалились красная корова и серебряный колокол . На шум пришёл ваш новый сосед -дрессировщик с маленьким слонёнком . Этот ваш новый сосед-дрессировщик живёт в квартире напротив, под номером одиннадцать .

Как видите, казалось бы, совершенно нестыковочные слова можно очень хорошо запомнить с помощью ассоциаций.

А теперь я обращаюсь к родителям. Возьмите лист бумаги и напишите 10, максимум 12 парных слов. Например: розовое утро, белый снег, бегущий бык, космический корабль и т. д. Ваш сын (дочь) должен с помощью различных ассоциаций написать небольшой рассказ на примере упражнения 30, а затем повторить эти слова по памяти.

Упражнение 31

Розовое утро, белый снег, бегущий бык, космический корабль и т.д. (10-12 парных слов).

С помощью ассоциаций вы научитесь очень хорошо и быстро запоминать не только слова и фразы, но и целые куски из текста, а также короткие рассказы и стихотворения.

А сейчас о времени, которое даётся для решения того или иного упражнения. Почти у всех авторов, которые пишут пособия по улучшению памяти, для решения каждого упражнения даётся строго определённое время. Я противник этого и объясню почему. Перед тем как писать эту книгу, я провёл с моими учениками несколько экспериментов, чтобы выяснить, надо ли давать точное фиксированное время для решения упражнения. Я набрал две группы по 16 человек, возраст и интеллектуальный уровень был у всех примерно одинаков. Первой группе было предложено упражнение, которое они должны были выполнить строго за определённое время. Второй группе я дал это же самое упражнение, но время было не ограничено (в разумных пределах). И каков же результат? В первой группе, которая выполняла упражнение на время, решили это упражнение только 8 человек. Во второй группе выполнили это же упражнение 13 человек.

Затем этим же двум группам я предложил ещё 18 различных упражнений, и результат всегда был один - выигрывала с большой разницей та группа, которая выполняла упражнения без учета времени.

Отсюда следует, что когда человек выполняет упражнение на время, он непроизвольно думает об отпущенных ему секундах, смотрит на часы, а следовательно, его мозг периодически переключается на это и допускает ошибки. И ещё. Разница во времени, после выполнения упражнений, была небольшой. Допустим, первой группе я давал какое-то упражнение и говорил, что они должны выполнить это упражнение за 1 минуту. Второй группе, как вы уже знаете, давал это же упражнение, но без ограничения времени. И они выполняли это упражнение примерно за то же время, которое было отпущено первой группе, а некоторые даже ещё быстрее. Почему? Да потому что они освободили свой мозг от учета времени и полностью сконцентрировались на решении упражнения.

Задача любого упражнения заключается в том, чтобы заставить наш мозг работать. Благодаря этому идёт развитие памяти, а это и есть наша цель. Конечно, для решения определённых тестов фиксированное время необходимо, потому что в этом и заключается их смысл. Но повторю, для выполнения какого-то упражнения время не совсем важно. Важно, чтобы вы думали, вспоминали, анализировали, и благодаря этому развивали мозг...

Как известно, работа нашего мозга не прекращается ни на секунду. Даже когда мы спим, наш мозг продолжает работать. Если перед сном вы почитаете интересную книгу или посмотрите необыкновенный фильм, то во сне вы вновь можете погрузиться в историю этой книги или фильма. Если вам в школе или институте задали задание, например, выучить стихотворение или запомнить какой-нибудь рассказ, то сделайте следующее. Перед сном прочитайте это стихотворение или рассказ, но обязательно осмысленно, используя ассоциации, и уверяю вас, во сне вам приснится этот рассказ или стихотворение, и на следующий день вы будете знать это произведение уже гораздо лучше.

Упражнения для развития внимания и памяти с помощью составления кроссвордов

Первый кроссворд появился 21 декабря 1913 года в Нью-Йорке, и уже через пару лет эта занимательная головоломка покорила весь интеллектуальный мир. Любой кроссворд несёт в себе два положительных фактора. Во-первых, кроссворд великолепно развивает наш ум и память. Во-вторых, с помощью кроссвордов мы расширяем наш интеллектуальный кругозор. Отгадывание кроссвордов великолепно развивает нашу память, но ещё более полезно, если мы сами будем составлять кроссворды.

Существуют два вида кроссвордов. Первый вид имеет определённую тематику, например, музыка, медицина, спорт, наука и т.д. И второй вид составляется на общую тематику.

Предлагаю составить кроссворд на общую тематику. Для начала нам необходимо выбрать первое слово. Так как эта книга целиком посвящается развитию памяти, давайте и возьмём за основу первое слово – ПАМЯТЬ.

Упражнение 32


Теперь нам необходимо найти и записать слово по вертикали. Думаю, хорошо подойдёт слово «гамак». Небольшая подсказка. Желательно, чтобы в местах пересечения слов были гласные буквы: а-и-о-у-ы-э.


А теперь третье слово по горизонтали – радость.


Сейчас будет уже немного сложнее, так как нам ещё раз необходимо соединить первые два слова, которые находятся по горизонтали.


Следующее слово несложное и очень хорошо подойдёт по горизонтали справа внизу. 


Следующее слово необходимо писать по вертикали, затем по горизонтали и т. д.

Думаю, вы уже поняли, как нужно составлять кроссворды. Теперь попробуйте самостоятельно развить наш кроссворд дальше, как минимум ещё на 6-7 различных слов. Не забудьте в конце дописать вопросы. По горизонтали: что можно развить с помощью упражнений? Ответ – ПАМЯТЬ и т. д. По вертикали: висячая кровать – ГАМАК и т. д.

Кроссворды – это отличные упражнения для развития нашего ума и памяти. Конечно, составлять кроссворды гораздо сложнее, чем просто отгадывать их. Главное, что при составлении кроссвордов наш мозг и память начинают работать гораздо продуктивнее, чем просто при отгадывании кроссвордов.

Упражнения для развития внимания и памяти с помощью рисунков

Летом 1825 года на юге Франции была обнаружена пещера, на стенах которой были нарисованы рисунки, написанные ещё пещерными людьми. И только через 17 лет с помощью различных химических анализов удалось установить точную дату этих рисунков. Оказалось, что этим древнейшим рисункам более 30000 лет. Это говорит о том, что из всех видов искусства человечество сначала познакомилось с искусством живописи, и только много позже с остальными видами, такими как песня, танец, музыка и скульптура.

Пещерный человек в первую очередь рисовал то, что его окружало и от чего зависела его жизнь. Это были различные животные, птицы, сцены из охоты и, конечно же, соплеменники. В качестве красок первые художники использовали земляную охру, марганец и уголь из костра.

Есть такое крылатое выражение: «Чтобы увидеть картину, нам нужны только глаза, но чтобы понять её, необходимы ум, мышление и память». Сейчас вам будут предложены несколько упражнений с рисунками, которые также прекрасно развивают ум, внимание и память.

Упражнение 33

В этом упражнении присутствуют всего лишь два рисунка, а именно весёлое и грустное солнце.

Сейчас ваш помощник в течение нескольких секунд покажет вам коллекцию из этих солнц, которая предложена ниже. Затем вы должны по памяти назвать или нарисовать на бумаге все виды солнц, но в правильной последовательности.


Упражнение 34

Это упражнение немного сложнее предыдущего, так как здесь добавится ещё один рисунок, ещё одно солнце, и назовём его нормальное солнце. Условие этого упражнения абсолютно одинаково с предыдущим. В течение какого-то времени вы смотрите на 12 различных видов солнц, а затем на листе бумаги рисуете эти рисунки, но в правильной последовательности.


Если вы не смогли выполнить это упражнение с первого раза, то советую сделать небольшой перерыв в течение 5-6 минут, а затем попробуйте выполнить ещё раз.

Упражнение 35

А теперь мне бы хотелось обратиться к родителям. Найдите интересную открытку, фотографию или просто какой-то рисунок из газеты или журнала. Покажите на несколько секунд этот рисунок (фотографию или открытку) вашему ребенку. Затем уберите и задайте следующие вопросы:

1. Что ты видел на первом плане на этом рисунке (открытке или фотографии)?

2. Что было нарисовано (или сфотографировано) вверху справа? Внизу слева?

3. Были ли на картине (фотографии) изображены деревья, цветы, животные или птицы? Если да, то перечисли.

4. Что ты чувствуешь, глядя на этот рисунок (фотографию)?

5. Какое название ты бы дал этой картине или фотографии?

Затем достаньте другую открытку, фотографию или рисунок и повторите это упражнение ещё раз.

Упражнение 36

Ваш помощник в течение нескольких секунд показывает вам 12 различных рисунков, которые вам будут предложены ниже, затем закрывает их листком бумаги. Ваша задача - нарисовать эти рисунки по памяти, но в правильной последовательности. Если вы не умеете рисовать, то опишите словами. Однако будет более правильно, если вы всё-таки попробуете их нарисовать.


В свободных клетках нарисуйте или напишите ваши ответы.


Упражнение 37

Попросите вашего помощника разложить на столе 15 открыток или фотографий с различными изображениями. Но разложить надо так, чтобы в каждом ряду было по 5 открыток или фотографий. Посмотрите на них какое-то время, далее помощник накрывает их платком или газетой. Затем он задаёт вам вопросы, например, какая открытка или фотография расположена в верхнем ряду справа? Вы должны кратко описать, что на ней изображено. Следующие вопросы вашего помощника: какая открытка (фотография) расположена в нижнем ряду слева? В среднем ряду в центре? В верхнем ряду слева? И так далее. Желательно задать 9–10 различных вопросов. Знаю по опыту, в этом упражнении часто допускают ошибки. Ничего страшного.

Попробуйте ещё раз повторить это упражнение, но сначала сконцентрируйте своё внимание.

Упражнение 38

Для этого упражнения нам необходимо уже 16 различных открыток или картинок из журналов и газет. Обязательное условие: все открытки и рисунки по тематике должны быть совершенно разные – люди, природа, машины, звери, реки, горы, птицы и т.д. На каждой открытке или картинке необходимо написать номера от 1 до 16. Ваш помощник показывает вам открытки в течение определенного времени. Затем вы отворачиваетесь и помощник называет цифру от 1 до 16. Ваша задача состоит в том, чтобы вспомнить, какая открытка или рисунок соответствует названному номеру, и кратко описать содержание этой открытки или картинки. Чтобы выполнить это сложное упражнение, должна быть максимальная концентрация внимания и не забудьте про ассоциации, с которыми я вас ознакомил в предыдущих упражнениях.

И в заключение необходимо отметить следующее. Чем раньше дети начнут нагружать свой мозг интеллектуально, выполняя различные упражнения для развития ума и памяти, тем быстрее они разовьют сообразительность, быстроту мышления и отличную память. В истории человечества были случаи, когда по тем или иным обстоятельствам ребёнок был оторван от цивилизации. И когда он вновь попадал в нормальную человеческую среду, через какое-то время он достигал интеллектуального уровня своих сверстников. Приведём один интересный случай. Несколько лет назад одна семья из Испании решила провести свой отпуск в Африке, в загадочной стране Заир. Во время похода в джунгли их пятилетний сын Хуан потерялся. Сначала родители и их гид самостоятельно искали пропавшего сына. Затем были привлечены военные, но поиски не увенчались успехом. Почти месяц искали мальчика, но, к сожалению, безрезультатно. И только спустя 3 года, когда мальчик нашёлся, выяснилось, что же произошло.

Когда родители и их гид готовили обед, маленький Хуан решил прогуляться. Достаточно было нескольких минут, чтобы мальчик заблудился. Он шёл, пока не наткнулся на небольшую группу горилл. Как известно, гориллы очень хорошие и терпеливые родители. Они приняли плачущего малыша в свою группу. Кормили, поили его, оберегали от хищников, и так продолжалось 3 года. Только лесорубам удалось вновь вернуть Хуана в мир людей. Итак, Хуан три года был оторван от человеческой цивилизации. Он не мог разговаривать, а издавал только гортанные крики. Не мог прямо ходить и передвигался, как гориллы, на четвереньках. Не умел сидеть на стуле, всё ел руками. Однако благодаря огромной помощи родителей и психологов через два года он уже мог разговаривать. Через три года нормально разговаривать и читать. Через пять лет Хуан по уровню развития догнал своих сверстников.

Упражнения для развития внимания и памяти с помощью различных фигур

Предлагаю начать эту группу упражнений с геометрических фигур, так как они нам хорошо знакомы с детских лет. Геометрия в переводе с древнегреческого языка означает «измеряю землю». Геометрия зародилась в Древнем Египте 3700 лет назад, и первым толчком для её создания, как это ни странно, стала река Нил. Во время сезона тропических дождей Нил заливал участки обработанной земли. Чтобы установить, сколько земли потеряно, необходимо было знание элементарной геометрии. И, конечно же, без знания геометрии древние египтяне не смогли бы построить свои знаменитые пирамиды.

Упражнение 39

Для этого упражнения нам необходимы всего лишь две геометрические фигуры – треугольник и круг. Задание состоит в следующем. Ваш помощник медленно называет фигуры: треугольник, круг, круг, круг, треугольник, треугольник, круг и т. д. Затем вы должны повторить названные фигуры в правильной последовательности. Можно все нижеприведённые упражнения выполнять и без помощника. Вы сначала какое-то время смотрите на фигуры, запоминаете их. Затем закрываете их листом бумаги и на другом листе рисуете эти фигуры.


Упражнение 40

Для этого упражнения нам необходимо добавить ещё одну геометрическую фигуру – квадрат.


Условие выполнения этого упражнения точно такое же, как и в предыдущем упражнении, но только фигур здесь будет больше.

Как известно, в геометрии множество различных фигур и с каждым годом их становится всё больше и больше. Однако существуют три «главные» геометрические фигуры – треугольник, круг и квадрат. После этих трёх часто употребляемых в геометрии фигур следует прямоугольник. И вот сейчас вам будет предложено упражнение, которое состоит уже из четырёх геометрических фигур – треугольника, круга, квадрата и прямоугольника.

Упражнение 41

Как обычно, сначала посмотрите и запомните предлагаемые фигуры. Затем закройте их листом бумаги и на другом листе начертите то, что вы запомнили.


Упражнение 42

Для следующего упражнения вновь возьмём хорошо знакомые нам фигуры – треугольник и круг. Но в одном случае треугольник будет пустой, а в другом закрашенный. То же самое и с кругом. Повторю ещё раз, все эти упражнения вы можете выполнять как с вашим помощником, так и одни. Сначала смотрите на фигуры, запоминаете их какое-то время. Затем закрываете фигуры листом бумаги и рисуете их по памяти в правильной последовательности. Но заниматься вдвоём, на мой взгляд, более интересно и более продуктивно.


Упражнение 43

Следующее упражнение мы немного усложним, так как добавим ещё одну фигуру – прямоугольник. В первом варианте прямоугольник будет пустой, а во втором варианте закрашенный.


Упражнение 44 «Кошка»

А сейчас вам будут предложены несколько упражнений, где вы должны выявить в себе творческие возможности. Для этого упражнения вам предлагаются 20 различных геометрических фигур. Попробуйте из этого «строительного материала» собрать кошку. Комбинируйте различные варианты из треугольников, квадратов, кругов и линий, чтобы в итоге получилась кошка. Разумеется, все эти варианты нужно выполнять на другом листе бумаги. 


Упражнение 45 «Ракета»

В вашем распоряжении 9 различных геометрических фигур. Подумайте и составьте из них ракету.


Упражнение 46 «Тележка с ёлками»

Ну и, наконец, последнее упражнение с геометрическими фигурами.


Вам предлагаются 15 различных геометрических фигур, попробуйте из них собрать тележку с ёлками.

Если после построения тележки с ёлками или другого упражнения, у вас останутся лишние части (фигуры), то посмотрите правильное решение в ответах.

К каждому упражнению относитесь очень серьёзно независимо, к какой группе относится это упражнение - к буквам, цифрам, словам, рисункам или геометрическим фигурам. Все эти упражнения великолепно развивают внимание и память. Все предлагаемые вам упражнения были проверены мною на моих детях и многочисленных учениках.

А теперь мне бы хотелось дать несколько пожеланий родителям:

Во-первых, если какое-то упражнение для вашего сына или дочери окажется сложным, то немного помогите им. Помощь должна быть оказана в форме подсказки, или задайте несколько наводящих вопросов. Это очень важно.

Во-вторых, никогда не ругайте детей, если они долго «возятся» с каким-либо упражнением. Я считаю, что главное во время выполнения упражнения не скорость, а его правильное решение.

В-третьих, чаще хвалите ваших детей за правильно выполненное упражнение. Это будет стимулировать их к следующим заданиям.

А теперь переходим к упражнениям с нестандартными фигурами. Если геометрические фигуры вам действительно хорошо знакомы с детских лет, то нестандартные фигуры потребуют от вас более сильной концентрации внимания, так как они вам малознакомы, а некоторые фигуры совсем незнакомы. Но это и хорошо для вашего мозга, а следовательно, полезно и для развития вашей памяти.

Сейчас вам будут предложены 25 различных нестандартных фигур. Ваша задача состоит в том, чтобы запомнить, как выглядят эти фигуры и как они называются. После того как вы просмотрите и запомните все фигуры и их названия, сделайте следующее. Возьмите лист бумаги, закройте им название первой фигуры (но саму фигуру не закрывайте) и, глядя на фигуру, попробуйте вспомнить её название, а затем напишите на листе. Далее сдвиньте лист бумаги вправо, т. е. закройте название второй фигуры и, глядя на неё, вспомните, как называется эта фигура, и также напишите её название. Затем закройте название третьей фигуры и т. д. Таким способом дойдите до последней фигуры.

Упражнение 47



Последние две фигуры не имеют названия. Посмотрите на эти странные фигуры, подумайте, какие названия к ним подошли бы, и подпишите ваши названия под фигурами.

Упражнение 48

Это упражнение абсолютно одинаково с предыдущим, но только с той разницей, что выполнять его надо наоборот. То есть сейчас листком бумаги вам необходимо закрыть фигуру 1 и по названию этой закрытой фигуры вспомнить, как она выглядит, а затем на другом листе начертите её. Далее закрываете фигуру 2 и по названию вы должны также вспомнить, как она выглядит, а затем начертите или нарисуйте её на листе бумаги. И так далее до последней фигуры.

Упражнение 49


Посмотрите какое-то время на предлагаемые выше фигуры. Затем закройте их листком бумаги и ниже, в свободных клетках, карандашом начертите (нарисуйте) их, но, разумеется, в правильной последовательности. Если вы ещё вспомните, как называются эти фигуры и подпишете названия под фигурами, то будете совсем молодцы.


Упражнение 50

Это упражнение похоже на предыдущее, но только в два раза сложнее его, так как здесь не 12, а уже 24 различные фигуры. Перед началом этого упражнения постарайтесь максимально сконцентрировать своё внимание, и тогда у вас всё получится.


Ещё раз очень внимательно посмотрите на эти нестандартные фигуры. Теперь закройте их листом бумаги и попробуйте ниже, в свободных квадратах, начертить (нарисовать) их.


Не забудьте также написать и название данных фигур. Это упражнение сложное, на разработку его мне пришлось потратить несколько дней, зато оно очень продуктивное. Из 53 моих учеников полностью это упражнение смогли выполнить только 28 человек. Однако нельзя развить память на одних лёгких упражнениях. Наша память хорошо развивается только тогда, когда есть над чем серьёзно задуматься. Отсюда следует, что не надо бояться сложных упражнений, так как благодаря этим трудным упражнениям вы подниметесь вверх по интеллектуальной лестнице.

Упражнение 51

Посмотрите какое-то время на квадраты и точки, которые находятся в них. Запомните расположение точек в каждом квадрате. Затем закройте это упражнение листом бумаги и ниже, в свободных квадратах, начертите карандашом то, что вы запомнили. В последних двух квадратах точек нет. Нарисуйте, пожалуйста, точки самостоятельно, как вы пожелаете, но не более 6 точек в каждом квадрате.

Упражнение 52

Это упражнение с точками сложнее предыдущего, так как точки будут располагаться и в квадратах, и в кругах. И вторая сложность - количество точек будет увеличено. 


Ещё раз максимально внимательно посмотрите на круги, квадраты и точки, которые расположены в них. Затем закройте их листом бумаги и на другом листе начертите то, что вы запомнили. И не забывайте про ассоциации. Посмотрите, первая фигура похожа на знак радиации. Вторая фигура – это глаза. Третья – лестница, четвёртая фигура – просто точка, пятая – светофор и т. д. Будет просто отлично, если вы ещё запомните, как располагаются эти точки в квадратах и кругах (а именно, в какой последовательности).

И в заключение этой серии заданий хочу предложить вам несколько упражнений со спичками. Но сначала мне хотелось бы рассказать вам об истории спичек.

Прежде чем в руках человека вспыхнул огонь спички, прошло несколько сотен тысяч лет, а также пронеслось огромнейшее количество различных событий.

Примерно 600000 лет тому назад люди жили без огня. Вернее, огонь был в виде горящего дерева, в которое ударила молния. Или извержения вулкана, после которого горело уже не одно дерево, а полыхали целые леса. И, естественно, люди боялись огня, так как для них он представлял смертельную опасность. И вот однажды наш далёкий предок, идя в лес на охоту, вдруг учуял приятный запах. Он пошёл туда, откуда доносился этот запах, и наткнулся на почти сгоревшее от молнии дерево, а под ним лежала обгоревшая туша оленя. Он попробовал это жареное мясо, и оно ему понравилось. На его крик сбежались соплеменники, которые также с удовольствием полакомились вкусным мясом. После сытного обеда нашёлся один храбрец, который не побоялся взять с собой горящую ветку. И таким образом в пещере наших далёких предков появился огонь. А благодаря огню стало светло, тепло, появилась вкусная жареная пища и защита от хищных зверей.

Но прошло ещё много тысяч лет, прежде чем люди научились добывать огонь самостоятельно. Сначала это были два сухих кусочка дерева, при трении друг о друга они нагревались настолько, что происходило их самовозгорание. Таким способом люди добывали огонь почти 400000 лет. И только 3500 лет назад люди придумали огниво, которое прослужило человечеству до начала XIX века.

В 1812 году немецкий аптекарь Людвиг Шапсель изобрёл первые самозажигающиеся спички. Конечно, эти первые спички были громоздки и очень опасны, но тем не менее это были уже спички. Весной 1830 года молодой французский химик Шарль Сориа изобрёл уже фосфорные спички. Они были лучше по качеству, но всё равно представляли опасность. И вот наконец в 1855 году шведский химик Йохан Лундстрем придумал безопасные спички, которыми мы пользуемся и сегодня.

Упражнения со спичками можно отнести к занимательным головоломкам. Безусловно, головоломки также прекрасно развивают наш ум и память. Первое упражнение несложное, и, я думаю, вы выполните его без всяких затруднений.

Упражнение 53

Вам предлагаются 7 спичек. Попробуйте из этого количества спичек построить два равных квадрата.

Упражнение 54

В вашем распоряжении также 7 спичек, но сейчас вам необходимо составить из них 3 равных треугольника.

Упражнение 55

Теперь вам понадобятся уже 10 спичек и попробуйте из них составить 2 квадрата. Один квадрат маленький, второй – большой.

Упражнение 56

Возьмите 12 спичек или палочек и составьте из них 4 одинаковых квадрата, как указано на рисунке. Затем переложите 3 спички или палочки так, чтобы получилось 3 равных квадрата.

Упражнение 57

Составьте из спичек или палочек точно такие же квадраты, которые вы видите здесь на рисунке. Нужно убрать 8 спичек или палочек, чтобы осталось всего лишь 2 квадрата.

Упражнение 58

Нарисован домик. Ваша задача – переложить только 1 спичку или палочку так, чтобы домик стал смотреть в другую сторону.

Упражнение 59


В рюмке находится шарик. Необходимо переложить 3 спички (палочки) так, чтобы убрать шарик из рюмки.

Упражнение 60


Это упражнение очень нравится детям, так как порой они принимают самые неожиданные решения.

На рисунке собака смотрит направо. Необходимо переложить только 2 спички или палочки, чтобы собака стала смотреть налево. После того как вы решите это упражнение, можете посмотреть правильные решения в ответах.

Упражнение 61

Ваш помощник без вас составляет из спичек 13-14 различных фигур. Например: флаг, ступеньки, домик, ёжик, треугольник, стул, квадрат и т.д. Какое-то время вы смотрите на эти фигуры. Затем помощник закрывает фигуры газетой или платком, и вы по памяти должны составить из спичек указанные фигуры, но в правильной последовательности. Затем это упражнение можно повторить ещё раз, но уже с другими фигурами.

Если какое-то упражнение вы не смогли выполнить с первого раза, то не расстраивайтесь. Сделайте небольшой перерыв, выпейте чашечку чая или кофе, сконцентрируйтесь и попробуйте ещё раз. Обычно это помогает.

Упражнения для развития внимания и памяти с помощью комбинированных упражнений

Думаю, что с помощью предыдущих упражнений ваши ум и память развились достаточно хорошо, чтобы приступить к более серьёзным и сложным упражнениям. Напомню, что нельзя учиться на одних лёгких и даже средних упражнениях. Человеческий ум и память начинают плодотворно работать и развиваться только тогда, когда есть над чем серьёзно сконцентрироваться. Упражнения, которые вам будут предложены ниже, относятся именно к сложной категории.

Упражнение 62

В этом упражнении вам необходимо сделать следующее. Какое-то время вы смотрите на буквы, цифры и слова. Затем закрываете их листком бумаги и ниже, в свободных клетках, пишете всё то, что вы запомнили. Советую писать ваши ответы карандашом, чтобы неправильный ответ можно было исправить.


Теперь закройте таблицу листком бумаги и ниже напишите ваше решение.


Упражнение 63

Это упражнение будет сложнее, так как мы добавим сюда различные рисунки. Как и в предыдущем упражнении, посмотрите внимательно на буквы, цифры, слова и рисунки.


Затем таблицу закройте листком бумаги и ниже напишите всё то, что вы запомнили, но в правильной последовательности.


Упражнение 64

Вы уже знаете, что я негативно отношусь к тому, чтобы выполнять упражнения за строго определённое время. Но это упражнение, которое сейчас вам предстоит решать, исключение из правил. Для нахождения определённых геометрических фигур и букв вам даётся только 22 секунды. И как только эти 22 секунды истекут, ваш помощник должен сказать: «Стоп».

Итак, условие этого упражнения. В течение указанного выше времени вы должны сосчитать, сколько здесь находится квадратов и букв А. Далее в течение следующих 22 секунд вы должны сосчитать, сколько здесь находится треугольников и букв В. Затем также за 22 секунды сосчитайте, сколько находится кругов и букв С. Далее овалы и буквы D. Затем звёзды и буквы Е. И в заключение прямоугольники и буквы F. Если вы не успеете за отпущенное время найти предлагаемые геометрические фигуры и буквы, то сделайте ещё одну попытку.



После того как вы закончите это упражнение, сравните ваши решения с ответами. Далее переходим к следующему упражнению.

Упражнение 65

Предпоследнее упражнение мы также усложним. Как всегда, сначала смотрите некоторое время на всё, что изображено в упражнении, затем ниже напишите и нарисуйте всё то, что вы запомнили.


Ещё раз максимально внимательно посмотрите на это упражнение. Теперь закройте листом бумаги и ниже, в свободных клетках, карандашом напишите ваше решение.


Не забывайте, сложные упражнения желательно повторять 3-4 раза в неделю, а ещё лучше 5-6 раз.

Упражнение 66

Последнее упражнение самое сложное. Сложность заключается в том, что в этом упражнении одновременно вам встретятся буквы, цифры, слова, рисунки, геометрические и нестандартные фигуры. Не отчаивайтесь, если это упражнение у вас сразу не получится. Терпение и труд, труд и терпение, и тогда, безусловно, к вам придет успех. И не забывайте про два «волшебных» слова, это максимальная концентрация внимания и ассоциации во время работы над каким-либо упражнением.

Условие этого упражнения вы уже знаете, но тем не менее я напомню. Как можно внимательнее посмотрите на геометрические фигуры и что в них находится. Затем закройте все фигуры листом бумаги и на другом листе начертите (нарисуйте) всё то, что вы запомнили.


Так как это упражнение действительно очень сложное, то предлагаю самое начало данного упражнения начать вместе, используя ассоциации. Посмотрите на первый знак и букву, написанную внутри знака. Что напоминает вам этот знак? Мне лично он напоминает треугольный автобус. Вы можете мне возразить и сказать, что в нашей жизни не бывает треугольных автобусов. Да, всё правильно, в жизни не бывает. Но чем смешнее, чем фантастичнее будут ваши ассоциации, ваши фантазии, тем быстрее вы это запомните.

Итак, первый знак – это треугольный автобус. Второй знак может ассоциироваться со змеей с рогами. Если бы змея была не рогатая, то она бы не запомнилась, потому что это обычно. Но так как наша змея необычная, с рогами, то она вам и запомнится надолго.

Но не забудьте, змея с рогами находится в стеклянном шаре. Третий знак запомнить очень просто, это светофор в квадрате. Четвёртый знак вы запомните быстро, потому что самое дорогое слово на свете (дороже не бывает) – мама. И так далее. То есть прежде чем запоминать фигуры с различными знаками, вы должны мысленно каждую фигуру представить в каком-то образе. Так легче и быстрее запоминается.

И в заключение этого упражнения хочу сказать следующее. Если со временем вы выполните это сложнейшее упражнение от начала и до конца без ошибок, то можете смело идти учиться на разведчика. Потому что ваш ум, ваша память будут на очень и очень высоком уровне.

Ответы к упражнениям

Ответ к упражнению 11

В верхнем ряду после каждой цифры надо прибавлять 2.

В среднем ряду после каждой цифры надо прибавлять 3.

В нижнем ряду после каждой цифры надо прибавлять 4.

Ответы к упражнению 25

Группа 1. Сережа.

Группа 2. Черепаха

Группа 3. Пушкин

Группа 4. Черника

Группа 5. Водохранилище

Ответы к упражнению 28

1. Художники-любители говорят рисовать, а профессионалы - писать картину.

2. Стрелять.

3. Прыгать.

4. Писать.

5. Смерть.

7. Рыбачить.

8. Газообразное.

9. Дедушка.

10. Сильнее.

11. Треугольник.

12. Воздух.

13. Духовые.





Это занимательная таблица для проверки наблюдательности и уровня терпения со времен СССР.

Следует найти от числа от 1 до 90 (счет). Если вы это делаете за:

5–10 мин, то у вас исключительная наблюдательность.

10–15 мин - хорошая.

15–20 мин - средняя.

20–25 мин - удовлетворительная, но удивительное терпение

Тест для тренировки зрительной памяти

Упражнение на внимание Сетка

Eщё одно упражнение, ориентированное на тренировку выносливости и концентрации внимания. Ведь в нём требуется найти по порядку ни много ни мало цифры от 1 до 90, и при этом – в хаотичной сетке и при самых разных ориентациях и размерах шрифта! Одна последовательность в 90 цифр – но какая нагрузка! Необходимо зарегистрироваться на сайте для бесплатной игры gzomrepus.ru

Сamera Mind

Флеш-игра, позволяющая проверить свою зрительную память. На первом уровне игры будет нарисован один круг, на втором - два, и на каждом новом уровне на поле будет прибавляться по одному кругу. Правила просты: на каждом поле надо кликать на «свежий» круг. Сколько кругов вы способны удержать в памяти?>

Низкий показатель 10, средний 20, высокий 40.Используя мнемотехнику - запоминая фигуры из кругов, можно достигнуть высоких достижений (у меня только 39).

Camera Mind 2

Игры тренажер памяти и внимания онлайн бесплатно. (дождитесь окончания 30 сек. рекламы)

MEMOTST

Нужно запомнить цвет каждого кирпича… Потом, когда их будут выдвигать по одному,нужно нажать на бутылку нужного цвета!

Игры для памяти внимания и улучшения логики.

Тест на память

Смотри на цифры и запоминай.Они потом исчезнут с поля. Затем нажми кружки правильно. По порядку начиная с самой маленькой. (0,1,2,..10)

Игра тренажер памяти и внимания онлайн бесплатно

Упражнение «Мозаик» - тренирует зрительную память

Упражнение на развитие зрительной памяти. Есть таблица, в которой на считанные секунды появляется картинка из кругов. Задание простое: запомни картинки и без ошибок воспроизвести ее, когда она исчезнет.

Таблицы Шульте

Таблицы Шульте

Этот тренинг позволяет увеличить периферическое зрения, что ведет к увеличению скорости чтения.

Сколько чисел?

Игра для памяти внимания и улучшения логики, интеллекта.

Пример: в центре в круге цифра 5 - сколько 5-ок вращается вокруг? нажми на цифру в столбце справа или на клавиатуре.

Game for development of attention and memory. Free online.

Редко встретишь человека, который не жаловался бы на плохую память. Но менять что-либо или работать над собой хотят не многие. А зря, ведь тренировка памяти – дело нехитрое. Время и силы затратить придется, но результат того стоит. Для тех, кто готов действовать, мы подготовили современные способы тренировки памяти. Они отличаются простотой, удобством и разнообразием. О том, как их применять, читайте дальше.

Как выбирать методы тренировки памяти?

Выбирать упражнения или техники следует в зависимости от типа , который больше всего нуждается в корректировке. Психология традиционно выделяет 6 типов:

  • словесно-логический;
  • образный;
  • двигательный;
  • эмоциональный;
  • произвольный;
  • непроизвольный.

Словесно-логический отвечает за запоминание слов, понятий, мыслей. Такой вид напрямую связан с процессом обучения.

Образный связан с восприятием предметов, явлений, образов. В зависимости от воспринимающего рецептора он бывает зрительный, слуховой, осязательный, вкусовой, обонятельный.

Двигательный проявляется в возможности мозга запоминать, воспроизводить двигательные процессы. Благодаря ему разучиться кататься на велосипеде невозможно. Такой вид является основным в приобретении любых трудовых .

Эмоциональный – фиксация , связанных с ними предметов. Такой тип выступает как самый надежный.

Произвольный является преднамеренным, осмысленной попыткой запомнить конкретную информацию.

Непроизвольный характеризуется спонтанностью, работает независимо от усилий человека.

Как тренировать память: главные правила успеха.

Чтобы лучше хранить информацию, нужно обязательно учесть несколько простых, но важных правил:

  • Ее можно, а главное нужно тренировать. Любая работа над собой всегда приносит успехи.
  • Регулярность + систематичность – залог продуктивности любой тренировки. Такие занятия дают большой толчок для общего , а также помогают мозгу функционировать лучше.
  • Фантазировать полезно, особенно для памяти.
  • всегда помогает двигаться вперед, а значит без него – никак. Хорошей мотивацией служит представление памяти как мышцы. Если тренировать память (мышцу) постоянно, она войдет в тонус, станет сильной и упругой.
  • Чем больше систем задействовано, тем эффективнее тренинг.
  • Упорство и сосредоточенность помогут достичь успеха.

Тренируем память правильно: что нужно делать.

1. Изучить и воспроизвести логически не связанные элементы.

Для такой тренировки можно использовать слова, цифры. Суть метода проста: ниже приведены 20 слов/цифр, каждые из которых имеют свой порядковый номер. Условие задания – запомнить слово/цифру и его номер в течение 40 секунд, а потом воспроизвести на отдельном листе.

Эффективность тренировки вычисляется в процентах по формуле: К/20*100, где К – количество правильны слов.

2. Запоминать лица, имена, фамилии.

Для такого метода нужно 10 фотографий (google картинки справятся). На обратной стороне каждого фото содержатся надписи с именами, фамилиями людей, изображенными на них (возможно, выдуманными). Задание метода – разобрать фотографии в хаотичном порядке и попытаться вспомнить имена, фамилии изображенных людей.

3. Читать – пересказывать.

Такая методика знакома всем еще со школы. Суть ее проста – прочесть фрагмент книги, а потом попытаться восстановить его как можно детальнее. Такая тренировка памяти задействует также работу с текстом, его понимание, усвоение. Чтобы слегка упростить задачу, можно делать заметки самых главных моментов. Они будут служить планом при пересказе.

Тренировка двигательной памяти заключается в многократном повторении, постепенном обучении самых двигательных процессов. Для эффективности развития такого вида стоит соблюдать несколько деталей:

  • Структурировать. Не пытаться выучить все сразу. Подходить к работе размеренно, с множеством повторений.
  • Чередовать теорию с практикой. Мозг не способен длительное время концентрироваться на одном процессе, а значит, смена активного и пассивного восприятия будет эффективнее.
  • Отдых – это смена деятельности. Смена занятия станет хорошим отдыхом для себя и отличной работой для мозга.
  • Разнообразие + сон. Сочетание механического занятия с другим монотонным увеличивает эффективность запоминания, а крепкий сон уменьшает забывание в дважды.

4. Тренировать зрительную память.

Благодаря этому виду воспринимается большая часть информации, а значит ее развитие, необходимо для человека.

Внимание – основной двигательный аппарат образной памяти. Способность запоминать множество мелочей, концентрироваться на деталях, умение выделять главное – это заслуга внимания. Тренировка памяти и внимания возможна в любом месте, в любое время. Для этого нужно попытаться больше концентрироваться на окружающих деталях: как одеты прохожие, какие цвета преобладают в любимом заведении, как расположены вещи на рабочем столе. Результат такой тренировки проверить сложно, но он даст о себе знать.

Дополнительные ресурсы для тренировки.

Как тренировать память, когда мало времени и много работы? В таком случае существует немало разработанных программ на ПК, мобильные устройства. Главные плюсы таких приложений в том, что они, удобны, просты в использовании, не затрачивают много времени и всегда под рукой.

Такие ресурсы работают по схеме начального определения уровня памяти, а потом составлении индивидуальной программы. Самыми популярными, распространенными являются:

  • Викиум. Сайт содержит не только тренажеры, а также онлайн-школы, курсы и систему соревнований.
  • B-Trainika. Комплекс методик и упражнений, направленных на развитие и укрепление нейронных связей.
  • Меморадо. Эти тесты определяют способность запоминать. Результаты сообщают, на что именно нужно делать уклон, какие упражнения для этого существуют.
  • Логика чисел. Программа ускоряет процессы запоминания благодаря уклону на систему числовой информации. Комплекс упражнений, развивающий логику, внимательность.
  • Language Memory Bomber помогает изучать иностранные слова посредством визуализации и ассоциации.

Не стоит ограничиваться этим списком, ведь на данный момент существует огромное количество разработанных программ, которые можно подобрать индивидуально.

Как сделать тренировку памяти эффективной?

Итак, методик и тренингов, посвященных усовершенствованию навыков запоминания, существует огромное количество. Вишенкой на торте станут советы, следуя которым, процесс обучения станет продуктивнее.

  • Интересный материал запоминается гораздо лучше, чем скучный непонятный текст.
  • Информация запоминается четче, если является простой, ясной и поддается структурированию.
  • При запоминании прочтенного материала нужно внимательно вникать в смысл, читать несколько раз, разбивая на условные фрагменты.
  • Информация в знакомой сфере запоминается лучше, чем та, с которой сталкиваемся реже.
  • Постоянные повторения – залог большего объема запомнившейся информации.
  • Между процессами изучения и повторения нужно соблюдать паузы, давать отдых мозгу и организму в целом.
  • Проще запомнить, проводя параллели, ассоциации со знакомыми предметами, явлениями.
  • Полученную информацию нужно проговаривать вслух.
  • Чтение книг и заучивание стихов однозначно пойдут на пользу.
  • Нужно не зубрить, а понимать смысл изученного.
  • Изучение иностранных языков не только улучшат память, но и пригодятся в дальнейших путешествиях.

Память – уникальный и незаменимый процесс. Это «мышца» мозга, которую можно усовершенствовать постоянными тренировками. Развитая , хороший стимул, упорство и внимательность станут гарантией хорошего результата, а подбор интересной информации, регулярное повторение сделают тренировки эффективнее. Главное – не , сохранять постоянство. Использование различных методик помогает подобрать подходящую и развить память. Тренировка памяти – дело каждого, но ели есть усилия, будет результат.

Память – процесс, протекающий в головном мозге и напрямую зависящий от общего состояния нервной системы. Доказано, что с возрастом память у человека ухудшается, внимание рассеивается, скорость восприятия информации снижается. Чтобы мышление и память оставались в тонусе, их необходимо развивать и тренировать.

При чрезмерных умственных нагрузках и стрессовых ситуациях мозг теряет способность фиксировать большие объёмы информации, разделять сведения на важные и не очень. После напряжённого дня в мыслях оседают мелкие заботы, а действительно важные дела и события неожиданно забываются.

Для правильной работы мозга, а значит и хорошей памяти, необходимы:

  • Сон. Спокойный, регулярный и длительный.
  • Смена деятельности. Лучше выстроить работу в течение дня таким образом, чтобы не приходилось засиживаться над одним делом, так как это приводит к снижению внимания и концентрации. Работу с цифрами сменить чтением документации, а телефонные переговоры – перепиской.
  • Физические нагрузки. Спорт полезен для каждого человека, а если повседневная деятельность подразумевает умственное напряжение, то двигательная активность особенно необходима. Подойдут занятия плаванием, бег, гимнастика, спортивные игры, силовые упражнения.
  • Сбалансированное питание. Желающим улучшить внимание и запоминание диетологи советуют чаще употреблять: орехи и семечки, отруби, чернику и чёрную смородину, морепродукты и рыбу, оливковое и растительные масла.
  • Прогулки на свежем воздухе. Насыщение кислородом клеток, тканей и органов – обязательное условие нормальной работы организма человека. При нехватке кислорода мыслительные процессы замедляются, снижается концентрация, внимание и работоспособность.
  • Полноценный отдых. Накопленные стрессы, нервное истощение и хроническая усталость не пройдут за один день, поэтому не стоит пренебрегать ежегодным отпуском. Лучше отправиться на море, в горы, на природу, чтобы восстановить силы.
  • Лекарственные препараты. В некоторых случаях лечащий врач назначает препараты для улучшения памяти.

Упражнения для развития зрительной памяти

Кроме способов улучшения памяти, применяют разные методы её развития. Ежедневно выполняя несложные упражнения, можно научиться запоминать быстрее и лучше.

  • Простой и доступный метод развития зрительной памяти впервые озвучил русский художник-маринист Айвазовский. Предмет, пейзаж, группа людей рассматривается несколько секунд (не больше 10). Затем увиденное воспроизводится по памяти с закрытыми глазами. Объект представляется в мельчайших подробностях, как бы «вырисовывается» перед глазами. Можно мысленно задавать себе уточняющие вопросы об объекте, точном расположении деталей и предметов, цветах и материалах, движениях. Не открывая глаз, нужно постараться удерживать подробный зрительный образ и одновременно проговаривать описание. В первое время можно открывать глаза на пару секунд и снова пытаться восстановить увиденное с закрытыми глазами.

Такие нехитрые упражнения дополнительно тренируют умение запоминать подробности, из которых в итоге в памяти и складывается чёткая картина. Визуализация помогает отвлечься от собственных мыслей, улучшить внимание, стимулирует нормальную мозговую деятельность.

Чтобы зрительно запомнить сложный предмет или образ, попытайтесь в момент визуализации придать его части яркую окраску. Если запоминая лицо женщины, представить на губах яркую помаду, мозг получит дополнительный стимулирующий импульс, образ запомнится лучше.

Изначально яркие и пёстрые предметы можно запоминать частями: например, обратить внимание сначала на небольшой рисунок на яркой упаковке продукта, затем на шрифт названия, а в конце отметить цвет фона или деталь оформления. По этим деталям предмет можно найти из множества похожих.

Развиваем память на звук

Для развития слуховой памяти вырабатывают привычку вслушиваться в окружающие звучание, выделять отдельные звуки, выполнять упражнения на слуховое внимание. Можно прислушиваться, закрыв глаза, и стараться подробно запомнить несколько звуков, отдаленных и близких. Через некоторое время их нужно подробно воспроизвести в мыслях, представить, как они звучат громче или тише, по отдельности и вместе.

Полезно и разучивание стихотворений вслух. В первый день разучивается первая строчка, во второй день к ней добавляется вторая. Причём следует сначала выучить новую строчку отдельно, а затем повторить разученный отрывок полностью. Развивает слуховую память пение песен или проигрывание музыки про себя.

Как развить дополнительные виды памяти

Стоит обратить внимание на запахи, стараться запомнить их вместе со зрительным образом. Тактильные ощущения тоже позволяют запоминать лучше, прикосновения используются для активации осязательной памяти.

Эффективно работает память, если задействовать сразу несколько её подвидов. Важную дату свадьбы можно произнести вслух в виде эмоционального предложения – «Одел кольцо второго мая!» Слуховая память лучше фиксирует яркие выражения. Затем эту же фразу записать 3–4 раза, буквами разного размера. Зрительная память автоматически зафиксирует различия в одинаковых по содержанию текстах. К тексту лучше добавить рисунок, который запомнится лучше слов - обручальное кольцо с датой внутри. Закрепить результат поможет подбор ассоциации: второе число – два человека, май – весна – любовь – свадьба.

Оценка и тренировка с помощью тестов

Даже обладателям крепкой памяти не помешают периодические тренировки.

Для самопроверки и оценки внимания и памяти используются тесты. Тестирование – увлекательное и полезное занятие, которое нравится взрослым и детям. Регулярное проведение тестов с целью улучшения результата – эффективный способ тренировки памяти.

Тесты могут включать:

  • Списки слов для запоминания, которые нужно прослушать или прочитать, а затем записать в том же порядке с нумерацией. Аналогичный тест проводится с числами.
  • Списки слов, для которых быстро зарисовываются ассоциации в виде символов или рисунков. Затем по рисункам восстанавливается изначальный список. Другой вариант теста предлагает записывать ассоциации одним словом.
  • Карточки с символами или изображениями, расположенные в определённом порядке. За короткий промежуток времени запоминается порядок, затем расставляются карточки.
  • Таблицы с числами от 1 до 25, расположенными в ячейках в хаотичном порядке (таблицы Шульте). Требуется как можно быстрее найти числа в порядке возрастания.
  • Тексты, в которых присутствуют выражения, отражающие главную мысль. После прочтения текста зачитываются отрывки без основных выражений, которые необходимо вспомнить по ходу чтения.

Игры и повседневные занятия для памяти

  • Некоторые настольные игры развивают внимание и память. Например, взрослые версии популярной детской игры «Мемо», состоящей из карточек с парными изображениями. Карточки раскладываются рубашкой вверх и открываются попарно. Цель игры – запомнить расположения парных картинок и собрать как можно больше пар. В «Мемо» для взрослых картинки очень похожи между собой, игра требует высокой концентрации и внимания.
  • Не менее популярна игра «Эрудит», в которой из набора букв составляются слова. Подбор слов развивает не только память, но и мышление.
  • Практиковать запоминание можно постоянно в течение дня. Полезно отказаться от списка покупок, при этом можно составлять его, но не брать с собой в магазин. Со временем нетрудно выучить номера телефонов родных и близких, даты рождения.
  • Отличная тренировка для памяти – изучение иностранного языка. Для запоминания слов и выражений их развешивают на листочках бумаги в местах, которые оказываются на уровне глаз.

Упражнения для развития памяти требуют регулярного выполнения в течение некоторого времени. Сформированные полезные привычки повысят концентрацию внимания и работоспособность, позволят постоянно развивать собственное мышление и узнавать новое об окружающем мире.

 

Возможно, будет полезно почитать: