Декаданс: что это такое. Значение слова декадентство Что значит декаданс

«…Устал я жить, и смерть меня страшит. Как челн,
Забытый, зыблемый приливом и отливом,
Моя душа скользит по воле бурных волн»
Поль Верлен

Человек во все времена остро переживал периоды перемен. Смена времен года, смена власти, приход нового столетия или тысячелетия всегда воздействовали на общество, находя отражение в самых неожиданных проявлениях. Особенно остро на перемены реагировали (и реагируют) деятели искусства и личности, причисляющие себя к таковым.
Еще с далекого XIX века так сложилось в искусстве, что угасание той или иной эпохи находило свое отражение в творчестве известных художников, композиторов и литераторов. Это явление называется звучным словом «». Наверняка многим вспомнится песня группы «Агата Кристи» «Декаданс». Так вот, альбом «Опиум для никого», на котором присутствует эта песня – яркий пример отечественного декаданса на заре 1990-х. Но вернемся к, так сказать, истокам.

Модернистское искусство конца XIX века с характерными чертами упадничества, апатии и индивидуализма называется декадансом. В переводе это слово и означает «упадок». Конечно, не всё искусство того периода можно назвать декадентским. Если перечислять главное в декадентстве, то стоит отметить индивидуализм, пессимизм, имморализм, настроения безнадежности и болезненности. Декаденты вроде бы устали от академического искусства и требовали новых форм и индивидуализма. Однако ничего радикально нового для создания этих новых форм они не делали, а просто констатировали факт упадка культуры в своем творчестве.
Кто же был главным декадентом того времени? За рубежом это Оскар Уайльд, Поль Верлен, Шарль Бодлер, Артюра Рембо, Мария Корелли, Гюисманс. В имперской России декадентами были Константин Бальмонт, Зинаида Гиппиус, Мережковский, Федор Сологуб и т.д. Основные темы их творчества – отвращение к жизни, безнадежность, упадок и регресс в обществе и культурной жизни. Что касается стилистики и художественных приемов, то их творения импрессионистичны по характеру и изобилуют символами, знаками и метафорами. Любили декаденты стилизацию, а форма часто преобладала над содержанием.

Действительно, поэты и художники не зря долгое время пребывали в ожидании чего-то необратимого, осознания, что ничего нельзя изменить, и нынешней эпохе постепенно приходит конец, за которым неизвестно, будет ли продолжение. Европейское общество еще в конце XIX века пребывало в напряжении и ожидании необратимого. Первая мировая война обрушилась на Европу, разрушила старые порядки и обозначила начало нового мира и эпохи Новейшего времени. Неужели эту войну европейские творцы предчувствовали за 30 лет до ее начала? Декадентство в России хотя и началось немного позже, чем в старой Европе, однако поводов для пессимизма впоследствии было значительно больше – революция 1905 года, Первая мировая война, а затем и революция 1917 года, за которой последовала пятилетняя гражданская война, - всё слилось в мощную лавину несчастий, конца которой не было видно.
Отношение к декадентству в разное время различалось. В конце XIX века литераторы и искусствоведы вели споры, что же такое декаданс – часть символизма или его начало? А может это просто единое настроение в искусстве и общественной жизни? К единому знаменателю тогда не пришли. Не пришли к нему и сейчас
.
В конце 1980-х волна декадентства снова накрыла Россию. Впрочем, причины этому были ясны и понятны – распад СССР был необратим, и прекращение его фактического существования было лишь вопросом времени. Возможность свободно творить, отсутствие запретов и табуированных тем вызвали бурный рост андеграундного искусства. Однако не вся творческая интеллигенция с восторгом приняла самоуничтожение системы. Пессимистические настроения и отсутствие веры в будущее породили среди творческого подполья расцвет декаданса, новый всплеск упаднических настроений. Декаденты Петербурга и Москвы организовывали различные декадентские тусовки, которые плавно переросли в фестивали декадентского искусства. Однако фестивали декаданса появились почти спустя десятилетие после распада СССР. До этого богемная публика скромно зависала на частных квартирах и маленьких рок-клубах.
Уже в преддверии нового тысячелетия декадентская богема начала выходить в свет. Так, в 1999 году видным деятелям питерского андеграунда – Марусе Климовой и Тимуру Новикову. Тогда они организовали фестиваль «Темные ночи». Мероприятие проходило в концертном зале Санкт-Петербургского зоопарка. В этом "самом похабнейшем шоу сезона" участвовали известные питерские и московские музыканты, поэты, актеры, юмористы. Участники демонстрировали свои умения (или неумения) на фоне весьма скромных декораций. В этот же период появляются и известные ныне гуру русского рока, а тогда вполне декадентские по форме и содержанию «Бостонское чаепитие», «Оберманекен» и уже упомянутая нами «Агата Кристи».

Конечно, вряд ли можно отождествить русское декадентское искусство 1990-х годов с декадансом конца позапрошлого века. Да, всё то же упадничество, пессимизм и, если хотите, гротеск. Однако в этом случае декаданс получился стилизованный, китчевый. В нем появилось больше пафоса и гламура, граничащего с дурновкусием. Богема захотела создать атмосферу салонности и куртуазности, и в погоне за этим утратился дух декаданса . Он испарился за суетой, наигранностью и абсурдом. Улетучилось неторопливое созерцание увядания и отмирания эпохи, не осталось места для любования смертью и закатом.
Фестивали декаданса по-прежнему проводятся в Москве и Санкт-Петербурге. Они вышли из домов культуры и сырых полуподвалов. Теперь столичные декаденты тусуют по модным клубам, одеваясь в черный бархат и стразы, и воспевают кокаиновый приход. Кстати говоря, современной декадентской литературе и музыке вообще присуща эдакая галюциногенность. Отдельные черты декадентства можно найти у Пелевина, Макса Фрая, БГ и Летова .
На данный конкретный момент также имеют место быть деятели искусства, причисляющие себя к декадентам. Часть из них – остатки старой гвардии, которая бесновалась в 1990-е, другая часть – «новые русские декаденты». Эти т.н. творцы также пишут об упадке в обществе и культурной жизни, о крушении старого мира и загнивании эпохи. Однако ретроспективный взгляд на декаданс позволяет увидеть, что этот период всегда очень ограничен по времени. Он не может длиться долго, поскольку это лишь своеобразное осмысление ушедшего, некое «послевкусие эпохи». А рубеж тысячелетий уже пройден, и, скорее всего, сейчас вряд ли актуально говорить о завершении той или иной эпохи. Декаданс снова ушел в подполье и затаился в ожидании очередного упадка, за которым последует новое время.

декадентство

декадентства, мн: нет, ср. (от фр. decadent - упадочный) (лит., искус.). Литературно-художественное направление в конце 19 в. и начале 20 в., отличавшееся упадочничеством, крайним эстетизмом и индивидуализмом, предшествовавшее символизму и отражавшее собой настроение нек-рых групп интеллигенции в эпоху упадка капитализма.

Вообще черты упадочничества в литературе или искусстве.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

декадентство

А, ср. В конце 19 - нач. 20 в.: общее название нереалистических направлений в литературе и искусстве, характеризующихся настроениями упадка, утонченным эстетизмом и индивидуализ- мом.

прил. декадентский, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

декадентство

ср. Антиреалистическое направление в литературе и искусстве конца XIX в.-начала XX в., отличающееся упадочничеством, формализмом, индивидуализмом.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

декадентство

ДЕКАДЕНТСТВО (франц. decadence; от средневекого лат. decadentia упадок) обозначение течения в литературе и искусстве кон. 19 - нач. 20 вв., характеризующегося оппозицией к общепринятой "мещанской" морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождающимся нередко эстетизацией греха и порока, амбивалентными переживаниями отвращения к жизни и утонченного наслаждения ею и т.д. (французские поэты Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо и др.; журнал "Декадент", 1886-89; см. Символизм). Понятие декаданса - одно из центральных в критике культуры Ф. Ницше, связывавшего декаданс с возрастанием роли интеллекта и ослаблением изначальных жизненных инстинктов, "воли к власти".

Декадентство

(франц. decadence, от позднелат. decadentia ≈ упадок), общее наименование кризисных явлений буржуазной культуры конца 19 ≈ начале 20 вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, индивидуализмом. Ряд черт декадентского умонастроения отличает и некоторые направления искусства, которые объединяются термином модернизм .

Сложное и противоречивое явление, Д. имеет источником кризис буржуазного сознания, растерянность многих художников перед резкими антагонизмами социальной действительности, перед революцией, в которой они видели лишь разрушительную силу истории. С точки зрения декадентов, любая концепция общественного прогресса, любая форма социально-классовой борьбы преследуют грубо утилитарные цели и должны быть отвергнуты. «Самые великие исторические движения человечества представляются им глубоко └мещанскими⌠ по своей природе» (Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 2, 1958, с. 475). Отказ искусства от политических и гражданских тем и мотивов декаденты считали проявлением свободы творчества. Декадентское понимание свободы личности неотделимо от эстетизации индивидуализма, а культ красоты как высшей ценности нередко проникнут аморализмом; постоянными для Д. являются мотивы небытия и смерти.

Как характерное веяние времени Д. не может быть отнесено целиком к какому-либо определенному одному или нескольким направлениям в искусстве. Умонастроения Д. затронули творчество значительной части художников конца 19 ≈ начале 20 вв., в том числе многих крупных мастеров искусства, творчество которых в целом не может быть сведено к Д. В наиболее отчётливом виде мотивы Д. впервые проявились в поэзии французского символизма ≈ в творчестве т. н. «проклятых поэтов» (П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме). Их идеи и настроения получили развитие у П. Валери, П. Клоделя, П. Фора, А. Жида и др. В Великобритании чертами Д. отмечено творчество прерафаэлитов (Д. Г. Россетти, Х. Хант и др.), а также близких к нимО. Бёрдсли и А. Суинберна. В Италии декадентские умонастроения отразились в творчестве Дж. Пасколи, А. Ориани, Г. Д"Аннунцио. Влияние Д. сказалось также на творчестве таких крупных художников конца 19 ≈ начала 20 вв., как О. Уайльд ≈ в Великобритании, М. Метерлинк ≈ в Бельгии, Г. Гофмансталь и Р. М. Рильке ≈ в Австрии, М. Пруст ≈ во Франции и др. Неприятие действительности, мотивы отчаяния и всеотрицания, тоска по духовным идеалам, принимавшие художественно выразительные формы у крупных художников, захваченных декадентскими настроениями, вызывали сочувствие и поддержку со стороны писателей-реалистов, сохранивших веру в ценности буржуазного гуманизма (Т. Манн, Р. Мартен дю Гар, У. Фолкнер).

В России Д. отразилось в творчестве поэтов-символистов [прежде всего т. н. «старших» символистов 1890-х гг.: Н. Минского, Д. Мережковского, З. Гиппиус (критику см. в ст. Плеханова «Евангелие от декаданса»), затем В. Брюсова, К. Бальмонта], в ряде произведений Л. Н. Андреева, в сочинениях Ф. Сологуба и особенно в натуралистической прозе М. П. Арцыбашева, А. П. Каменского и др. Настроения Д. получили особенное распространение после поражения Революции 1905≈07. Писатели-реалисты (Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, М. Горький), передовые литераторы и критики (В. В. Стасов, В. В. Боровский, Г. В. Плеханов) активно боролись с настроениями Д. в рус. искусстве и литературе. После Октябрьской революции эти традиции были продолжены советской литературной и художественной критикой.

Многие мотивы декадентского умонастроения стали достоянием разнообразных модернистских художественных направлений. Передовое реалистическое искусство, и прежде всего искусство социалистического реализма, развивается в постоянной борьбе с ними. Подвергая критике различные проявления упадочнических настроений в искусстве и литературе, марксистско-ленинская эстетика исходит при этом из принципов идейности, народности и партийности искусства.

Лит.: Плеханов Г. В., Искусство и общественная жизнь, в его кн.: Искусство и литература, М., 1948; Толстой Л. Н., Что такое искусство?, Полн. собр. соч., т. 30, М., 1951; Горький М., Поль Верлен и декаденты. Собр. соч., т. 23, М., 1953; Воровский В. В., Литературно-критические статьи, М., 1956; Гурмон Р. де. Книга масок, пер. с франц., СПБ, 1913; Мережковский Д. С., О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы, Полн. собр. соч., т. 18, М., 1914; Асмус В. Ф., Философия и эстетика русского символизма, в кн.: Литературное наследство, т. 27≈28, М., 1937; Verlaine P., Les poètes maudits, P., 1900; Kahn G., Symbolistes et décadents, P., 1902; AIbérès R. М., Bilan littéraire du 20 siècle, P., 1956; Roda V., Decadentismo morale e decadentismo estetico, Bologna, .

О. Н. Михайлов.

Википедия

Декадентство

Декаде́нтство , также декаданс - направление в литературе, творческой мысли, самовыражении периода fin de siècle (рубеж XIX и XX веков), которое характеризуется эстетизмом, индивидуализмом и имморализмом. Иногда рассматривается как cвязующее звено между романтизмом XIX века и модернизмом XX века.

Подобно более раннему Движению искусств и ремёсел, родоначальники декадентства стремились освободить искусство от материалистических забот промышленной революции, раскрепостить мораль, скованную условностями викторианской эпохи. Они выступали против старых, академических форм искусства, искали новые формы самовыражения, более гибкие и более соответствующие усложнённому мироощущению современного человека.

Характерными чертами декадентства обычно считаются отход от общественности и отвращение к повседневной жизни (taedium vitae ), что проявляется в искусстве отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, модой на демонизм (« Там, внизу », « Скорбь Сатаны »), преобладанием формы над содержанием, стремлением к внешним эффектам, стилизации и т. д.

Примеры употребления слова декадентство в литературе.

Можно назвать это декадентством , но тогда декаданс и есть мироощущение, стоящее над временем.

Занесенное в Россию из Франции, декадентство нашло здесь достаточно питательную почву для развития.

Писатель рисует крах народничества, зарождение легального марксизма и марксизма революционного, появление и социальные корни декадентства , его многообразные разветвления, бурную предпринимательскую деятельность буржуазии, революционные события 1905-1907 годов, разгул мистики, порнографии и цинизма в пору реакции, рост сил пролетарской партии.

Только декадентства , - если мы все же условимся не смешивать этого слова со словом символизм, - в сонете Рембо, пожалуй, что и нет.

Декадентство не боялось бы быть там декадентством, а символизм знал бы цену своим символам.

Декаданс это суммарное наименование явлений западной и русской культуры рубежа 19-20 веков, для которых свойственна мифологизация «конца века» (fin de siecle) как эпохи глобального кризиса, переоценки ценностей, «расставаний и ожиданий». В этом смысле декаданс многозначен и, скорее, является символом глубинного сдвига культуры, переходности, нежели буквальным обозначением упадка и вырождения. В каждой стране настроение «ускорения истории», «времени, вышедшего из колеи», «центростремительности» получило выражение в разные сроки. Если во Франции этот процесс связан с завершением столетия (вторая половина 1860 - 1890) и миф декаданса соотносится с концом века, то в Великобритании, Германии, Австро-Венгрии, России, США - с 1890-1920-ми, то есть началом столетия. В одном случае декаданс тяготеет к прошлому, суггестирует наличие обостренной нервичности восприятия, технической изощренности, интеллектуального критицизма, такой степени «прокультуренности» мироотношения, которая делает творческую артикуляцию чего-либо «прямо», вне сложной системы осознанных или неосознанных соответствий, крайне затруднительной, в результате чего каждое событие творчества либо априорно выступает пост-событием, «отражением», надстройкой, либо двоится, испытывает затруднения в различении природы «самой по себе» и природы творчества. В другом случае ощущение бремени культуры и свойственного ему эстетизма, эффекта исчезновения реальности (метаморфозы любой иноприродной творцу реальности в реальность творческого взгляда, обособленного и от «субъекта» и от «объекта» творчества) сменяется утверждением пробуждения, побега, прорыва, примитива, философии жизни, нигилистического или революционного активизма. Однако противопоставление конца и начала века в декадансе относительно, и скорее, является парадоксом, чем антитезой. 19 век в серии отрицаний и утверждений вновь и вновь возвращается к себе, что превращает «конец» в «начало» и способно откладывать вступление в свои права «не календарного, настоящего» (А.Ахматова) 20 век вплоть до его хронологического завершения.

Противопоставление отречения от жизни ради культуры (эстетики) отречению от культуры ради жизни (этики) также имеет в декадансе относительный характер. В обоих случаях речь идет о философии творчества, которая сомневается в наличии какого бы то ни было артистического канона, а также тождественности бытия, истории, человека, текста, художественной коммуникации самим себе, но тем не менее ищет в угадываемой ей всеобщей изменчивости неизменность, неклассическую классичность. Экзистенциальный страх разъединения части и целого (их синтез - главная черта классического искусства, духовного реализма христианской традиции), разбегания, конца, «взрыва» истории-почти что религиозное начало в декадансе, который прежде всего усилиями Ф.Ницше и отрицает христианство, и пародирует его, осознанно или неосознанно воспроизводя на заведомо личных основаниях. Личное время в декадансе - это опыт предельного самовыражения, попытка обособления в творчестве «я» от «не-я», «времени» от «пространства». Декларация модернизма (о вхождении в «личное время»), скорее, указывает не на преодоление «конца истории», а на его смещение, экзистенциализацию, становление целой диалектики отрицания. Тяготение декаданса к утверждению через отрицание выражено во множестве парадоксов (старое - новое, утрата - обретение, любовь - смерть, любовь - ненависть, хаос - порядок, верх - низ, центростремительность - центробежность) и антиномий, которые указывают на его романтическую природу.

Декаданс и дуализм

Декаданс - такой этап, такая литературная эпоха в становлении романтической культуры 19-20 века, которая ищет способов отказаться от множества опробованных ею дуализмов (на тему двоемирия, превосходства духа, творчества над жизнью), так или иначе считающихся с классическим, платоновско-христианским идеализмом, в пользу монистичности «идеализма свободы» (выражение В.Дильтея), идеализма неклассического. Тем не менее, с ходом 19 века все решительнее ограничивая потустороннее, опровергая его ради посюстороннего, романтизм (что хорошо заметно в творчестве центральной фигуры декаданса - Ницше), как оказалось, все время встраивал одно в другое и как бы само-поедал себя, программно утверждая идеал через разочарование, отрицание, революционарность «новизны».

Термин декаданс

Становление термина декаданс связано с эволюцией романтизма и переживанием конфликта между культурой и цивилизацией, между временем и пространством в творчестве. Рассуждения о противоречиях прогресса восходят к Ж.Ж.Руссо и Ф.Шиллеру. Переход от общих рассуждений об «упадке» к его литературному измерению намечен французским критиком Д.Низаром (1806-88), который в работе «Этюды о нравах и критика латинских поэтов декаданса» (1834) связал поэзию заката эллинизма с современными ему романтиками. В статье «Гн Виктор Гюго в 1836» Низар относит к чертам декаданса чрезмерную описательность, избыточность детали, забвение разума ради воображения и его «инноваций», а самого Гюго с классицистических позиций именует «обманщиком». Уже как романтик видит в Гюго декадента Ш.Бодлер. В «Салоне 1846 года» он утверждает, что романтизм Гюго, в отличие романтизма Э.Делакруа, «неподлинный», рассудочный: «Даже сама эксцентричность обретает у него симметрические формы. Он в совершенстве знает и хладнокровно использует все оттенки рифмы, все средства противопоставлений, все ухищрения риторических повторов. Это художник [декаданса], владеющий орудиями своего ремесла с поистине редкой и достойной восхищения ловкостью» (Бодлер Ш. Об искусстве). Если Бодлер с позиций своего романтизма относит Гюго к «классикам» и «академикам», то Т.Готье самого автора «Цветов Зла» считает поэтом эпохи, где искусственная жизнь подменяет естественную: «Этот «стиль декаданса» - последнее слово языка, которому дано все выразить и которое доходит до крайности преувеличения. Он напоминает уже тронутый разложением язык Римской империи и сложную утонченность византийской школы, последней формы греческого искусства, впавшего в расплывчатость.

В противоположность «классическому стилю», он допускает неясности, и в [их] тени… движутся зародыши суеверия, угрюмые призраки бессонницы… чудовищные мечты, которые останавливаются только перед собственным бессилием… и все, что скрывается самого темного, бесформенного и неопределенно-ужасного в самых глубоких и самых низких тайниках души» (Бодлер Ш. «Цветы Зла» и стихотворения в прозе в переводе Эллиса). Если Готье говорит о декадансе под знаком «искусства для искусства», то для Э.Золя и бр. Гонкуров это - «болезнь прогресса», «вся наша эпоха», «триумф нервов над кровью», а также «личный выбор». П.Бурже, обобщая наблюдения о декадансе, фиксирует наличие декадентской среды, эстетики, стиля эссе разных лет, собранных в книге «Этюды по современной психологии» (1883-86), декаданс трактуется и как состояние общества, где энергия отдельных его составных частей, накопленная благодаря благосостоянию, не подчинена всеобщей «органической» цели, и как «декадетский стиль»: «Целостность книги рушится, уступая место независимости каждой страницы, страница рушится, уступая место независимости каждой фразы, фраза рушится, уступая место независимости каждого слова» (Bourget P. Essais de psychologie contemporaine). Ранее Бурже, констатируя трагичность творческой принадлежности к декадансу, находил в его нервических импульсах высокую концентрацию артистического гения. После того как П.Верлен в стихотворении «Томление» (1883) увидел романтического «проклятого поэта» современником римского декаданса («Я римский мир периода упадка…»), а Ж.К.Гюисманс в романе «Наоборот» (1884) вывел в лице дез Эссента тип декадентской личности, представив как различные модусы ее программного эстетизма и дендизма («искусство жизни»), так и подробный список «декадентских» книг, художников, композиторов разных времен, мифологию декаданса можно было считать сложившейся.

Переход декаданса из «духа времени» в «литературный факт» совпал с началом выхода парижского журнала «Декадент» (1886-89), главная цель которого - радикальное опровержение «разлагающихся» буржуазных ценностей с позиций «поступательного движения человечества в будущее» и преклонения перед электрической лампочкой и паровым двигателем. Упадку основатель журнала А.Байю противопоставляет литературу, которая служит прогрессу, «декадизм». Под влиянием Верлена, А.Рембо, Гюисманса, Ж.Пеладана, У.Пейтера, А.Ч.Суинберна, О.Уайлда, Л.Захер-Мазоха, Ю.А.Стриндберга, Г.Д’Аннунцио, В.Брюсова, М.Кузмина, З.Гиппиус сложилось то, что можно считать «декадентизмом» (термин «il decadentismo» предложен в 1898 итальянским критиком В.Пика; в Англии в связи с Уайлдом и журналами «Желтая книга», «Савой» говорили о «желтых девяностых»; в Австро-Венгрии обострение артистической чувственности связывали с «преодолением натурализма» и деятельностью «Молодой Вены»), или своеобразной международной богемной модой на «проклятость», «порочность», «аморализм», «дендизм», «эстество», «ультра-субъекгивизм», «андрогинность», магию, розенкрейцерство, ереси, необычные ощущения и все противоестественное. Его популярные эмблемы - демон, сфинкс, Прометей, Эдип, Саломея, Гелиогабал, Нерон, Юлиан Отступник, Чезаре Борджиа, Эдгар По, Людвиг II Баварский, граф Р.де Монтескью. Однако «декадентизм» (связанный с образом демоничной творческой личности и «роковой женщины», а также с вагнеровским «мотивом томления» из оперы «Тристан и Изольда», перекликающийся с полотнами Д.Г.Россетти, Г.Моро, О.Редона, А.Бёклина, Ф.фон Штука, Г.Климта, М.Врубеля, графикой О.Бёрдсли, К.Сомова, М.Добужинского, операми Р.Штрауса, симфониями А.Скрябина), реализовавшись прежде всего как стиль жизни и поза писателя, выразился в законченном виде у авторов второго-третьего ряда (Э.Бурж, Ф.О.М.Вилье де Лиль-Адан, П.Луи, М.Швоб), превративших его в набор своего рода штампов, предмет пародии или экзотического чтива.

Новое измерение декаданса

Новое измерение декадансу придал Ницше , заметивший в работе «Казус Вагнера» (1888), что относит декаданс к центральной теме своего творчества: «Во что я глубже всего погрузился, так это действительно в проблему decadence… «Добро и зло» - только вариант этой проблемы. Если присмотришься к признакам упадка, то поймешь также и мораль… что скрывается за ее священнейшими именами и оценками: оскудевшая жизнь, воля к концу, великая усталость» (Ницше Ф.). Декаданс для Ницше - «историческая болезнь», психологическое измерение вырождения, нигилизма, который трактуется как преобладание в человеке аполлонического начала, «надысторического», ставшего, сна, над дионисийским, «неисторическим», спонтанно длящимся. Призывая «познать самого себя», «пробудиться», разбить «маски» кажимостей, Ницше выступает, по собственному выражению, за гигиену жизни и освобождение европейца от «затопления чужим и прошлым» ради «новой и улучшенной Physis, без разделения на внешнее и внутреннее, без притворства и условности, культуры как полной согласованности жизни, мышления, видимости и воли». Оппоненты Ницше - Сократ (изобретатель диалога и «теневой» стороны души, разрушитель «первобытной цельности» греков), апостол Павел (апологет христианства как религии «слабых» и «бегства от жизни»), Гегель (теоретик «расплывающегося» становления), а также те современники (Р.Вагнер), кто, на первый взгляд, отрицая христианство, реально его воспроизводят. Ницше распространяет декаданс не только на политику (современная демократия - форма исторического упадка империи), физиологию (наиболее сильные - слабы), но и литературный стиль - импрессионизм гонкуровского типа: «Целое уже не проникнуто более жизнью. Слово становится суверенным… Жизнь, равная жизни, вибрация и избыток жизни втиснуты в самые маленькие явления». Отрицая вагнеровское искусство как неистребимо «сострадательное», «болезненно-нервное», Ницше, вместе с тем, отказывается любить какую-нибудь другую музыку, кроме вагнеровской. Это проясняет его двойственное отношение к себе как современному писателю (в «Ессе Homo», 1888: «Я одновременно и декадент и противоположность декадента»), который грезит о сверхчеловечестве (т.е. абсолютной новизне проживания каждого момента жизни, непреходящести преходящего), имея в виду гибнущего и возрождающегося Диониса, и «вечно» возвращается к самому себе в той степени, в какой явлется гением беспощадного аналитизма. Тема декадентского художника, пробуждающегося от «сна» к «жизни», находящего в «болезни» основания для преодоления себя и своего рода трагической утопии радости, дионисийского порыва, «яств земных», переходит от Ницше к А.Жиду («Имморалист», 1902), Т.Манну («Смерть в Венеции», 1913), Г.Гессе («Степной волк», 1927), авторам экзистенциалистской ориентации.

Вслед за Ницше проблемы декаданса как общего состояния культуры и конфликта в ней «болезни» и «здоровья», «полезного» и «бесполезного», «жизни» и «творчества», личного и безличного, элитарного и массового, культуры и цивилизации по-разному касались М.Нордау («Вырождение», 1892-93) - трактующий декаданс, как ученик криминалиста Ч.Ломброзо и медик, взволнованный тем, что нездоровый художник преступно заражает здоровый организм среднего класса своими опасными мечтами; Г.Адаме («Воспитание Генри Адамса», 1907) - находящий в декадансе разрыв между высвобожденной новейшими открытиями энергией и возможностями человека; О.Шпенглер («Закат Европы», 1918-22) - создавший сравнительную морфологию различных культур и прослеживающий в 19 веке истощение центральной для европейской цивилизации идеи «фаустовского человека»; Х.Ортегаи-Гассет («Дегуманизация искусства», 1925)-находящий в декадансе пролог обновления искусства и решения им «собственно» творческих задач, понятных элитарному художнику, но чуждых веку «восстания масс».

Декаданс в России

В России слово декаданс, или декадентство, - одно из наиболее частотных в общественно-литературной полемике рубежа веков. Введению его в употребление способствовала статья З.Венгеровой «Поэты-символисты во Франции» (Вестник Европы. 1892. No 9), а также публикация (1893) лекции Д.С.Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», в рецензии на которую («Русское отражение французского символизма» Русское богатство. 1893. No 2) Н.К.Михайловский, по примеру Нордау, именует символистские сочинения «дегенеративными» и «декадентскими». Л.Толстой критикует «символистов и декадентов» в трактате «Что такое искусство?» (1897-98) за распад в их творчестве платоновского единства «истина - добро - красота»: Бодлер, Верлен, Гюисманс, Малларме, Вагнер никого не способны сделать лучше и сосредоточены на самих себе, своем эротическом томлении. Негативно относится к декадансу с позиций революционного движения М.Горький («Поль Верлен и декаденты», 1896), но при этом, не принимая Верлена как социально-общественный тип, отмечает его достоинство как поэта: «Взвинченное, болезненно развитое воображение не только увеличивало силу их талантов, но и придавало их произведениям странный колорит… Они пели и жужжали как комары, и общество хотя и отмахивалось от них, но не могло не слышать их песен… Они, эти расшатанные являются как бы мстителями обществу, которое создало их». Если марксисты дореволюционной формации, солидаризуясь с ницшевским богоборчеством, поддерживали антибуржуазный романтический негативизм декаданса (Г.В.Плеханов в работе «Искусство и общественная жизнь», 1912) и в определенной мере признавали в декадентах (статьи А.В.Луначарского, В.В.Воровского 1920-х), несмотря на весь их социальный «вред», «реакционность», «осознанную или неосознанную лживость», хотя и ущербных, но мастеров слова, то советские идеологи отвергали декаданс как явление заведомо антиреалистическое.

Западная левая мысль 20 века в целом разделяет марксистскую оценку декаданса, намеченную «Манифестом коммунистической партии» (где еще в 1848 говорится о «проклятии» капитала, отчуждении человека в эпоху «всемирного рынка» и «всемирной литературы» от производства и творчества, конце буржуазной истории, грядущей апокалипсической схватке между антагонистическими классами), хотя и корректирует ее наблюдениями Ницше, экзистенциалистской мысли, психоанализа. Т.Адорно в «Философии современной музыки» (1940-41) пишет о несовместимости буржуазной идеологии и «подлинного искусства». Языки идеологии, по мнению Адорно, говоря через искусство, даже в частностях фальсифицируют его. Отсюда - протест современного художника против коммерциализации творчества и принципиальный поиск им новизны, в поисках «подлинности» расщепляющей и отрицающей традицию. Творчество австрийского композитора А.Шёнберга для Адорно-пример невозможности эстетического компромисса, программного искусства отрицания. В трактовке Адорно декаданс двойственен. Это - как вырождение, так и предельно честная антибуржуазность, все глубже и глубже констатирующая кризис, но не ищущая легких путей его решения.

Развернутую оценку декадансу дали русские поэты-символисты. Общим для них является отождествление декаданса с эпохой символизма: «Декаденство, упадочничество - понятие относительное… это искусство само по себе никаким упадком по отношению к прошлому не было. Но те грехи, которые выросли и развились внутри самого символизма, - были по отношению к нему декаденством, упадком. Символизм, кажется, родился с этой отравой в крови. В разной степени она бродила во всех людях символизма. В известной степени… каждый был декадентом» (Ходасевич В. Некрополь). Вячеслав Иванов противопоставляет декаданс на Западе и в России. Во Франции это проявление общего для всей культуры кризиса индивидуализма - эпохи «критической», «музейной», «насыщенной и усталой», она лишилась внутренней связи с предками и инициативности: «Что такое decadence? Чувство тончайшей органической связи с момументальным преданием былой высокой культуры вместе с тягостным сознанием, что мы последние в ее ряду» (Иванов Вячеслав Родное и вселенское). Бодлер, по Иванову, - центральная фигура французского декаданса. С одной стороны, он «идеалистический символист», экспериментатор в области искусственного обогащения своего воспринимающего «я», иллюзионист; маг чувственного внушения, с другой - парнасец, творец риторической метафоры (лишенной внутреннего смысла), импрессионист. Ближе других к французам, в интерпретации Иванова, И.Анненский. Европейское преодоление декаданса и его монологичности, «глубокого, но самодовольного сознания поры упадка», намечено «варварским возрождением» Г.Ибсена, У.Уитмена, Ф.Ницше, ищущими реставрации мифа как фактора всенародного сознания, а также «истинно религиозным творчеством» русского «реалистического символизма», на фоне которого богоискательство Верлена и Гюисманса - «принцип саморазрушения», гипертрофия чувственности. А.Белый также воспринимает декаданс, как принцип дифференциации символизма и поиска «на алтарях» искусства контуров новой культуры и быта: «Символисты» - это те, кто, разлагаясь в условиях старой культуры вместе со всею культурою, силятся преодолеть в себе свой упадок, его осознав, и, выходя из него, обновляются; в «декаденте» его упадок есть конечное разложение; в «символисте» декадентизм - только стадия; так что мы полагали: есть декаденты, есть «декаденты и символисты»… есть «символисты», но не «декаденты»… Бодлер был для меня «декадент»; Брюсов - «декадент и символист»… В стихах Блока видел я первые опыты «символической», но не «декадентской» поэзии…» (Белый А. Начало века).

В литературоведении 20 века декаданс соотносится с натурализмом (мотивы насилия цивилизации над природой, проклятия любви, труда, творчества, рокового социально-биологического возмездия; тема амбивалентности отношений между мужчиной и женщиной, сознательным и бессознательным, индивидуальным и коллективным; разделение слова на «внутреннее» и «внешнее» в эстетике «куска жизни»; экспрессия индивидуального чувственного опыта как единственно возможная реальность на фоне бесконечной и безначальной среды явлений) и символизмом, а также с теми их промежуточными образованиями, которые тяготеют то к стилистике 19 века (импрессионизм), то 20 века (неоромантизм). Все еще сохраняющий влиятельность тезис отечественного литературоведения о преодолении декаданса в «реализме» (своего рода норме «прогрессивного» мировоззрения и тождественной ему «нормативной» поэтике) следует считать безнадежно устаревшим, так как декаданс является все же не конкретным стилем и тем более не реакционным мировоззрением (в романе «Волшебная гора» Т.Манном показана одинаковая лживость как реакционерства Нафты, так и либерализма Сеттембрини), а общим состоянием культуры конца 19 - начала 20 века, которое, указывая на трагическое переживание кризиса цивилизации, может трактоваться с взаимно исключающих позиций.

Слово декаданс произошло от французского decadence и латинского decadentia,что в переводе означает - упадок.

ДЕКАДАНС - особое восприятие, чувствование окружающего мира, вылившееся в то или иное упадническое состояние и преобладающее в определенных общественных кругах. ДЕКАДЕНТСТВО - художественное направление в искусстве (на рубеже XIX-XX вв.), оказавшее непосредственное влияние и на литературу. В основе эстетики декадентства лежит особое мировидение и чувствование, опирающееся на сознательный уход от действительности, на настроение уныния, упадка, отчасти пессимизма, обращение к миру внутренних переживаний и представлений, а также к мотивам фантазийным, причудливым, неясным и т.п. К образцам литературы декадентства относят некоторые произведения таких авторов, как П. Верлен, Ш. Бодлер, Ф. Кафка, О. Уайльд и др.

Декадентство (Подопригора)

ДЕКАДЕНТСТВО [фр. decadence - разложение, упадок] - понятие исторической, историко-философской и историко-культурной традиций, используемое при описаниях циклических процессов жизни . Стало распространенным и получило определенную научную респектабельность после выхода в свет работы Монтескьё «Рассуждения о причинах величия и падения римлян».

от франц. decadence - разложение, упадок) - понятие, которое очень часто встречается в истории философии при рассмотрении подъема и упадка культур и народов (см., напр., работу Монтескье "Рассуждение о причинах величия и падения римлян", 1734). Говорят также о декадентстве в искусстве, литературе, политике и т. д., а также о декадентстве в поведении человека, в его взглядах на жизнь и в его отношении к миру, причем "симптомы" декадентства обычно ставят в связь с произволом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДЕКАДЕНТСТВО

фр. decadence, от позднелат. decadentia - упадок) - общее наименование кризисных явлений в духовной культуре конца XIX - начале XX в., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом. Как характерное явление времени, Д. не может быть отнесено целиком к к.-л. определенному одному или нескольким направлениям в иск-ве. Умонастроения Д. затронули значительную часть художников разных эстетических ориентации, в т. ч. ми. крупных мастеров иск-ва, творчество к-рых в целом не может быть сведено к Д. Наиболее отчетливо мотивы Д. впервые проявились в поэзии фр. символизма. В Великобритании чертами Д. было отмечено творчество прерафаэлитов. Влияние Д. сказалось в произв. ряда видных западных художников. Среди них, напр., англ. писатель О. Уайльд, бельгийский драматург М. Метерлинк, австр. писатели Г. Гофмансталь и Р. М. Рильке. Неприятие действительности, тоска по духовным идеалам у крупных художников, захваченных декадентскими настроениями, нередко принимали худож.-выразительные формы. В России на рубеже XIX-XX вв. Д. нашло отражение в творчестве т. наз. старших символистов - Н. Минского, Д. С. Мережковского, 3. Н. Гиппиус, Ф. Сологуба, а также в ряде произв. Л. Н. Андреева и особенно в «неонатуралистической» прозе, получившей распространение после поражения революции 1905-07 гг. Представители передовой рус. эстетической мысли, художники реалистической ориентации (напр., Толстой, Горький) активно выступали против проявлений настроений Д. в иск-ве и лит-ре. Мн. мотивы декадентского умонастроения позднее стали достоянием модернистских худож. направлений (Модернизм). Становление и развитие социалистического иск-ва, напротив, происходило в борьбе с Д., к-рому противопоставлялся оптимистический духовный настрой, стремление приблизить худож. творчество к жизни народа (Народность искусства).

Отличное определение

Неполное определение ↓

 

Возможно, будет полезно почитать: