Кто такой невротик и к какому типу личности относится. Невротик: что это за человек Невротические черты личности

Карен Хорни

Введение. 2

Глава 3. Тревожность. 10


Введение

Целью, которой я руководствовалась при написании этой книги, было дать более полное и точное описание живущего среди нас и страдающего неврозом человека, описать конфликты, реально им движущие, переживания и те многочисленные затруднения, которые он испытывает во взаимоотношениях с людьми, а также и в отношении самого себя. Я не рассматриваю здесь какой-либо особый тип или типы неврозов, но сосредоточиваюсь на описании структуры характера, которая в наше время в той или иной форме повторяется почти у всех людей, страдающих неврозом. Особое внимание уделено не прошлым, а существующим в данное время конфликтам невротика и попыткам их решения, а также его насущным тревогам и созданным от них защитам. Такое подчеркивание фактически сложившейся ситуации не означает, что я отказываюсь от мысли, что, по существу, неврозы развиваются из переживаний раннего детства. Но я расхожусь со многими психоаналитиками в том, что не считаю оправданным концентрировать внимание на детстве в некой односторонней зачарованности им и рассматривать последующие реакции как повторения более ранних переживаний. Я хочу показать, что связь между детскими переживаниями и более поздними конфликтами является намного более сложной, чем предполагают многие психоаналитики, говорящие о простой причинно‑следственной связи. Хотя переживания в детстве создают определяющие условия для возникновения неврозов, они тем не менее не являются единственной причиной последующих трудностей. Когда мы сосредоточиваем наше внимание на сложившихся к данному моменту проблемах невротика, мы осознаем при этом, что неврозы порождаются не только отдельными переживаниями человека, но также теми специфическими культурными условиями, в которых мы живем. В действительности культурные условия не только придают вес и окраску индивидуальным переживаниям, но в конечном счете определяют их особую форму. Например, судьбой отдельного человека является иметь деспотическую или «жертвующую собой ради детей» мать, но тот или иной тип матерей определяется данными культурными условиями, и также лишь вследствие этих существующих условий такое переживание будет оказывать влияние на последующую жизнь. Когда мы осознаем громадную важность влияния культурных условий на неврозы, те биологические и физиологические условия, которые рассматриваются Фрейдом как лежащие в их основе, отходят на задний план. Влияние этих последних факторов должно рассматриваться лишь на основе твердо установленных данных. Такая моя ориентация привела к некоторым новым интерпретациям значительного числа основополагающих проблем в неврозах. Хотя эти интерпретации относятся к таким в корне различным вопросам, как проблема мазохизма, внутренние причины невротической потребности в любви и привязанности, смысл невротических чувств вины, у всех у них имеется общее основание - признание того, что определяющую роль в порождении невротических черт характера играет тревога… В данной книге представлены впечатления, которые я получила в ходе длительного психоаналитического исследования неврозов. Для представления материала, на котором основываются мои интерпретации, мне пришлось бы подробно описать истории многочисленных случаев, что было бы слишком громоздким для книги, предназначенной дать общее представление о проблемах, связанных с неврозами… Эта книга написана доступным языком, и ради ясности я воздержалась от обсуждения очень многих сопутствующих проблем. Насколько это было возможно, специальные термины не употреблялись, так как всегда имеется опасность того, что такие термины заменят собой ясное осмысление. Вследствие этого многим читателям, в особенности непрофессионалам, может показаться, что проблемы невротической личности понять совсем нетрудно. Но такое заключение было бы ошибочным и даже опасным. Мы не можем уйти от того факта, что все психологические проблемы неизбежно имеют тонкий и сложный характер. Если кто‑либо не желает признавать этого факта, ему лучше не читать данную книгу, в противном случае его ждет путаница и разочарование в поиске готовых формул. Книга, которую вы держите в руках, адресована непрофессионалам, а также тем лицам, которым по роду своей деятельности приходится иметь дело с невротическими личностями и которые знакомы со связанными с ними проблемами. В эту последнюю категорию входят не только психиатры, но и социальные работники и педагоги, а также те группы антропологов и социологов, которые осознали важное значение психологических факторов в исследовании различных культур. Наконец, я надеюсь, что эта книга будет полезна и для самого невротика. Если он в принципе и не отвергает всякое психологическое размышление как вторжение и навязывание чуждых мнений, он часто вследствие собственного страдания имеет более тонкое и точное понимание психологических сложностей, чем его здоровые собратья. Я пользуюсь возможностью выразить мою благодарность мисс Элизабет Тодд, которая редактировала эту книгу. Авторы, которым я обязана, упоминаются в тексте. Я выражаю особую благодарность Фрейду за то, что он предоставил нам теоретический базис и «орудия» для работы, и своим пациентам, потому что все мое понимание выросло из нашей совместной работы.

Глава 3. Тревожность

Прежде чем перейти к более детальному обсуждению неврозов, типичных для нашего времени, я хочу уточнить, что я понимаю под тревогой (тревожностью). Сделать это представляется важным, потому что, как я уже говорила, тревога является динамическим центром неврозов и поэтому нам постоянно придется иметь с ней дело. Я использовала раньше этот термин в качестве синонима термина «страх», указывая таким образом на родство между ними. Оба эти термина в действительности обозначают эмоциональные реакции на опасность, которые могут сопровождаться такими физическими ощущениями, как дрожь, учащенное дыхание, сильное сердцебиение. Когда мать, обнаружив у своего малыша прыщик или повышение температуры, боится, что ее ребенок из‑за этого умрет, мы говорим о тревожности; но если мать боится смерти ребенка, который серьезно заболел, мы называем такую реакцию страхом. Или другой пример: человек не решается вступить в дискуссию, хотя тема разговора ему близка и интересна. Такое поведение можно объяснить тревожностью. Но если человек, заблудившийся в горах во время сильного урагана, боится, мы говорим о страхе. До сих пор мы опирались на простой и точный различительный признак: страх является реакцией, пропорциональной наличной опасности, в то время как тревога является несоразмерной реакцией на опасность или даже реакцией на воображаемую опасность. Например, есть люди, испытывающие постоянный страх умереть; с другой стороны, вследствие своих страданий они испытывают тайное желание умереть. Принимающий различную форму страх смерти, в сочетании с мыслями о ее желательности, порождает мрачное предчувствие близкой опасности. Если вникнуть во все эти обстоятельства, то нельзя не назвать их тревогу, связанную со смертью, адекватной реакцией. Другим упрощенным примером будет пример людей, которые испытывают ужас, когда оказываются около пропасти, или у окна, расположенного на большой высоте, или на высоком мосту. Здесь опять, если смотреть со стороны, реакция страха представляется непропорционально сильной. Но такая ситуация может актуализировать или пробуждать в них конфликт между желанием жить и искушением по той или иной причине прыгнуть вниз. Именно в результате этого конфликта может возникать тревога. Все эти соображения предполагают необходимость внести изменение в определение. Как страх, так и тревога являются адекватными реакциями на опасность, но в случае страха опасность очевидна, объективна, а в случае тревоги она скрыта и субъективна. Иначе говоря, интенсивность тревоги пропорциональна тому смыслу, который для данного человека имеет данная ситуация. Причины же его тревоги, в сущности, ему неизвестны. Практическое значение указанного различия между страхом и тревогой заключается в том, что попытка убедить невротика, что его тревога необоснованна, - метод убеждения - является бесполезной. Его тревога связана не с той ситуацией, которая имеет место в реальности, а с тем, как она представляется ему. Поэтому терапевтической задачей может быть лишь выявление того смысла, который имеет для него определенная ситуация. Определив то, что мы понимаем под тревогой, нам надо получить представление о той роли, которую она играет. Обыкновенный человек в нашей культуре плохо представляет себе значение тревоги в своей жизни. Обычно он помнит лишь то, что в детстве испытывал некоторую тревогу, что у него было одно или два тревожных сновидения и что он сильно тревожился в ситуации, выходящей за рамки повседневности, как, например, перед важным разговором с влиятельным лицом или перед экзаменами. Те сведения, которые мы получаем на этот счет от невротиков, отличаются чем угодно, но не однообразием. Некоторые невротики вполне осознают, что их переполняет тревога. Ее проявления варьируются в громадном диапазоне: она может проявляться в виде неясной тревоги, в форме приступов страха; может быть привязана к определенным ситуациям или действиям, таким, как боязнь высоты, улиц, публичных представлений; может иметь определенное содержание, например опасение сойти с ума, заболеть раком, проглотить иголку. Другие осознают, что время от времени испытывают тревогу, зная или не зная о вызывающих ее обстоятельствах, но они не придают ей какого‑либо значения. Наконец, есть невротики, которые осознают лишь наличие у себя депрессий, чувства неполноценности, расстройств в сексуальной жизни и тому подобного, но до конца не осознают, что когда‑либо испытывали или испытывают чувство тревоги. Однако более тщательное исследование обычно показывает, что их первоначальное утверждение неточно. При анализе этих лиц неизменно обнаруживается столько же, если не больше, скрытой тревожности, как у первой группы. Анализ способствует осознанию этими невротиками своей тревожности, и они могут воскресить в памяти тревожные сновидения или те ситуации, которые вызывали у них чувство страха. Однако признаваемая ими степень тревожности обычно не превосходит нормальную. Это ведет нас к предположению о том, что мы можем испытывать тревогу, не зная об этом. При таком рассмотрении этого вопроса остается невыявленным значение связанной с ним проблемы. Она является частью более широкой проблемы. Подчас наши чувства привязанности, гнева, подозрительности столь мимолетны, что едва достигают сознания, и столь преходящи, что мы забываем о них, Но за ними также может скрываться громадная динамическая сила. Степень осознания чувства абсолютно ничего не говорит ни о его силе, ни о его значении. Применительно к тревоге это означает не только то, что мы можем неосознанно беспокоиться, но также и то, что тревога может быть определяющим фактором нашей жизни, оставаясь в то же самое время не осознанной нами. В действительности мы, по‑видимому, делаем все возможное для того, чтобы избежать тревоги. Для этого имеется много причин, и самой общей из них является та, что интенсивная тревога является одним из самых мучительных аффектов, которые мы можем испытывать. Пациенты, которые прошли через сильные приступы тревоги, скажут вам, что предпочли бы скорее умереть, чем пережить их еще раз. Кроме того, некоторые составляющие аффекта тревоги могут быть особенно непереносимыми для человека. Одной из них является беспомощность. Можно быть активным и храбрым перед лицом большой опасности. Но в состоянии тревоги чувствуешь себя - и на самом деле являешься - беспомощным. Оказаться беспомощным особенно невыносимо для тех лиц, для которых власть является преобладающим идеалом. Под впечатлением явного несоответствия своей реакции они негодуют на нее, как если бы она показывала их слабость или трусость. Еще одним элементом тревоги является ее очевидная иррациональность. Для некоторых людей сама мысль о том, что какие‑то иррациональные факторы могут руководить ими, является просто непереносимой. Ее особенно трудно выносить тем людям, которые ощущают скрытую опасность того, что их могут захлестнуть иррациональные противоположно направленные силы, действующие внутри них, и которые непроизвольно приучали себя осуществлять над ними строгий интеллектуальный контроль. Так что они не потерпят на сознательном уровне наличия каких‑либо иррациональных элементов. До определенной степени с этим связан последний элемент тревожности: посредством самой своей иррациональности тревога представляет неявно выраженное указание на то, что внутри нас что‑то не в порядке, и поэтому она является вызовом - сигналом для тщательного рассмотрения чего‑то, скрытого от нас. Нельзя сказать, что мы сознательно воспринимаем ее как вызов; но по сути своей она является им, хотим мы это признавать или нет. Такой вызов никому не может быть приятен; можно сказать, что ничто другое не вызывает в нас столь резкое противодействие, как осознание того, что мы должны изменить нечто внутри нас. Однако чем безнадежнее ощущает себя человек в паутине своего страха и защитного механизма и чем сильнее ему приходится цепляться за иллюзию, что он во всем прав и совершенен, тем сильнее он инстинктивно отвергает всякий - даже самый отдаленный и глухой - намек на то, что с ним что‑то не так и необходимо что‑либо изменить. В нашей культуре имеются четыре основных способа избежать тревоги: ее рационализация; ее отрицание; попытки заглушить ее наркотиками; избегание мыслей, чувств, побуждений или ситуаций, вызывающих ее. Первый метод - рационализация - является наилучшим способом оправдания своего уклонения от ответственности. Он заключается в превращении тревожности в рациональный страх. Если пренебречь психологическим значением такого превращения, нетрудно представить, что при этом мало что меняется. Сверхзаботливая мать в действительности обеспокоена по поводу своих детей независимо от того, признает ли она наличие у себя тревожности или интерпретирует свою тревожность как обоснованный страх. Можно, однако, сколько угодно раз проводить эксперимент, говоря такой матери, что ее реакция является не рациональным страхом, а тревожностью, подразумевая при этом, что она неадекватна существующей опасности и имеет под собой личные факторы. В ответ на это она будет отвергать такое предположение и приложит все силы для того, чтобы доказать, что вы абсолютно не правы. Разве Мэри не заразилась инфекционной болезнью в детском саду? Разве Джонни не сломал себе ногу, лазая на деревья? Не пытался ли недавно какой‑то человек заманить детей, обещая им сладости? Разве не диктуется ее собственное поведение целиком любовью и долгом? Всегда, когда мы сталкиваемся с такой яростной защитой иррациональных отношений, мы можем быть уверены, что защищаемая позиция выполняет важные для человека функции. Вместо того чтобы чувствовать себя беспомощной жертвой своих эмоций, такая мать считает, что она может активно действовать в данной ситуации. Вместо признания своей слабости она может ощущать гордость высокой требовательностью к себе. Вместо признания того, что ее отношение пронизывают иррациональные элементы, она считает их абсолютно рациональными и оправданными. Вместо того чтобы увидеть и принять необходимость что‑то изменить в себе, она может продолжать переносить ответственность на внешний мир и, таким образом, уходить от сознания своих собственных мотивов. Конечно, за эти сиюминутные преимущества ей приходится расплачиваться тем, что она никогда не избавится от своих тревог и огорчений. Но особенно дорогую цену приходится платить ее детям. Однако она не осознает - и в конечном счете не хочет осознавать - этого, потому что глубоко в душе придерживается иллюзии, что может, ничего не меняя внутри себя, получить все те выгоды, которые должны были бы последовать от такого изменения. Тот же самый принцип справедлив для всех тенденций, где предполагается, что тревога является рациональным страхом, каким бы ни было его содержание: страх родов, болезней, погрешностей в пище, несчастий, нищеты. Второй способ избежания тревоги состоит в отрицании ее существования, то есть в устранении ее из сознания. К сопутствующим физическим признакам страха или тревоги относятся такие, как дрожь, усиленное потовыделение, учащенное сердцебиение, ощущение удушья, частое побуждение к мочеиспусканию, понос, рвота и - в психологической сфере - чувство нетерпения, ощущение внезапного приступа или паралича. Мы можем испытывать все эти чувства и физические ощущения, когда боимся и осознаем этот страх; они могут также быть исключительным выражением имеющей место, но вытесненной тревоги. В последнем случае все, что человек знает о своем состоянии по таким внешним проявлениям, - это то, что в определенных обстоятельствах у него учащается мочеиспускание, что езда в поезде вызывает у него тошноту, что иногда он потеет по ночам, и всегда без какой‑либо физической причины. Однако можно также сознательно отрицать тревогу, пытаться сознательно ее преодолеть. Это сродни тому, что имеет место у нормального человека, когда он пытается избавиться от страха путем его простого игнорирования. Наиболее знакомым примером этого в норме является пример героя солдата, побуждаемого стремлением преодолеть страх. Невротик также может принять сознательное решение преодолеть свою тревожность. Например, девушка, которую вплоть до наступления полового созревания мучила тревога (она особенно боялась грабителей), приняла сознательное решение не обращать на эту тревогу внимания. Первое сновидение, которое она предложила для анализа, открыло различные вариации этого отношения. Оно содержало в себе различные ситуации, которые в действительности ее пугали, но на которые она всякий раз храбро реагировала, В одной из них она услышала ночью шаги в саду, вышла на балкон и спросила: «Кто там?» Ей удалось избавиться от своего страха грабителей, но, так как ничего не изменилось в факторах, вызывающих се страх, остались другие проявления все еще сохраняющейся тревожности. Она продолжала быть отчужденной и робкой, чувствовала себя лишней и не могла приняться ни за какую плодотворную работу. Очень часто у невротиков нет такого сознательного решения. Нередко этот процесс протекает непроизвольно. Однако отличие от нормы лежит не в степени осознания такого решения, а в достигаемом результате. Все, чего может достичь невротик, «беря себя в руки», - это устранить явные проявления тревожности, как в случае с девушкой, переставшей испытывать страх перед грабителями. Не следует недооценивать такой результат. Он может иметь практическую ценность и может также обладать психологическим значением для повышения уважения к себе. Но так как такие результаты обычно чрезмерно переоцениваются, необходимо указать на их негативную сторону. Дело в том, что не только остаются без изменения существенные движущие силы личности, но, более того, если у невротика пропадают заметные проявления имеющихся у него расстройств, он в то же самое время теряет действенный стимул для их проработки. Процесс безжалостного игнорирования тревожности играет огромную роль во многих неврозах и не всегда осознается в своем качестве. Например, та агрессивность, которую проявляют многие невротики в определенных ситуациях, часто принимается за прямое проявление подлинной враждебности, причем именно тревожность побуждает его преодолевать свою робость. Если не заметить этого, возникает опасность ошибочного принятия отчаяния за истинную агрессию. Третий путь избавления от тревожности связан с наркотизацией. К ней могут прибегать сознательно посредством принятия алкоголя или наркотиков. Однако для этого имеется множество путей и не столь очевидных. Одним из них является погружение в социальную деятельность под влиянием страха одиночества; ситуация не меняется от того, осознается этот страх как таковой или предстает лишь как смутное беспокойство. Еще одним способом наркотического глушения тревожности является попытка «потопить» ее в работе, причем такого рода метод можно установить по навязчивому характеру работы и по тому беспокойству, которое возникает у невротика по выходным и праздничным дням. Той же самой цели может служить чрезмерная потребность в сне, хотя сон не способствует собственно восстановлению сил. Наконец, в качестве отдушины может служить сексуальная активность, посредством которой может ослабляться тревожность. Давно уже известно, что навязчивая мастурбация может вызываться тревогой, но то же самое справедливо для всех видов сексуальных отношений. Лица, для которых сексуальная активность служит главным образом для ослабления тревожности, становятся крайне беспокойными и раздражительными, если хотя бы в течение короткого периода времени не имеют возможности получить сексуальное удовлетворение. Четвертый способ уйти от тревоги наиболее радикален: он заключается в избегании всех ситуаций, мыслей или чувств, которые могут возбудить тревогу. Это может быть сознательный процесс, когда, например, человек, боящийся нырять в воду или лазить по горам, избегает делать это. Точнее говоря, человек может осознавать наличие тревоги и то, что избегает ее. Однако он может также весьма смутно осознавать - или вообще не осознавать - наличие тревоги и способы избавления от нее. Он может, например, не осознавая этого, откладывать со дня на день дела, вызывающие тревогу: принятие решений, обращение к врачу или написание письма. Или он может «притворяться», то есть субъективно считать, что обдумываемые им определенные действия - такие, как принятие участия в обсуждении, разговор с подчиненными, разрыв отношений с другим лицом, - являются несущественными. Он также может «притворяться», что ему не нравится делать определенные вещи, и отвергать их на этом основании. Так, девушка, для которой посещение вечеринок связано со страхом отвержения, может полностью отказаться от таких посещений, убедив себя в том, что ей не нравятся такие мероприятия. Если мы продвинемся еще на шаг далее, к той точке, где такое избегание действует непроизвольно, мы столкнемся с феноменом внутреннего запрета. Внутренний запрет выражается в неспособности делать, чувствовать или обдумывать определенные вещи, а его функция - избавить от тревоги, которая возникает, если человек попытается делать, ощущать или обдумывать эти вещи. В сознание не проникает никакой тревоги, и, следовательно, нет возможности преодолеть запреты с помощью сознательного усилия. Внутренние запреты наиболее эффективно представлены в истерических выпадениях функций: истерической слепоте, немоте или параличе конечностей. В сексуальной сфере такие запреты представляют фригидность и импотенция, хотя структура этих сексуальных запретов может быть очень сложной. В умственной сфере запреты на сосредоточение, формирование или высказывание мнений, на установление контактов с людьми - хорошо известные явления. Есть смысл, по‑видимому, потратить несколько страниц на перечисление этих внутренних запретов, чтобы получить полное впечатление о разнообразии их форм и частоте, с которой они встречаются. Мне думается, однако, что я могу оставить читателю задачу проанализировать его собственные наблюдения на этот счет, так как запреты являются в настоящее время хорошо и легко распознаваемым явлением, если они вполне сформированы. Тем не менее желательно кратко рассмотреть те предварительные условия, которые необходимы для того, чтобы начать осознавать наличие внутренних запретов. В противном случае мы бы недооценили их частоту, потому что обычно не осознаем, сколь много внутренних запретов мы в действительности имеем. Во‑первых, мы должны осознавать наличие желания что‑либо сделать для того, чтобы осознать неспособность сделать это. Например, нам следует сознавать наличие претензий обладать чем‑то, прежде чем мы сможем осознать, что у нас имеются внутренние запреты на этот счет. Может быть задан вопрос: всегда ли нам известно по крайней мере то, чего мы хотим? Конечно, нет. Давайте представим, например, человека, слушающего научный доклад и имеющего насчет него критические суждения. Незначительный запрет проявит себя в робкой форме выражения критики; более сильный запрет помешает ему упорядочить свои мысли, и в результате они придут к нему лишь после окончания обсуждения или на следующее утро. Но запрет может быть столь сильным, что вообще не допустит появления у него каких‑либо критических мыслей, и в этом случае, при том предположении, что в действительности у него наличествует критика, он будет склонен слепо соглашаться со сказанным или даже восхищаться им; он будет абсолютно не способен сознавать наличие каких‑либо запретов. Другими словами, если запрет является столь сильным, что контролирует желания или побуждения, то его существование может не осознаваться. Второй фактор, который может препятствовать осознанию, встречается тогда, когда запрет выполняет столь важную функцию в жизни человека, что он воспринимает его как не подлежащий сомнению и изменению факт. Если, например, имеет место непреодолимая тревога такого рода, связанная с любой работой, имеющей элемент соревнования, и порождающая в результате крайнюю усталость, человек может настаивать на том, что он недостаточно силен для выполнения любой работы. Эта вера защищает его. Но если он признает наличие запрета, ему придется вернуться к работе и таким образом подвергнуться страшной тревоге. Третья возможность возвращает нас к культурным факторам. Возможно, запреты отдельного человека вообще нельзя осознать, если они совпадают с одобряемыми в культуре формами запретов или с соответствующими идеологическими установками. Пациент, у которого имелись серьезные запреты в отношении попыток сближения с женщинами, не осознавал наличия своих запретов, потому что воспринимал свое поведение в свете распространенной идеи о святости женщин. Запрет на собственные притязания легко накладывается на основу догмы, что скромность добродетельна. Запрет на критическое осмысление доминирующих в политике или религии догм или в какой‑либо особой области интереса может ускользать от внимания, и мы можем совершенно не осознавать наличия тревожности, связанной с риском подвергнуться наказанию, критике или изоляции. Однако чтобы судить об этом, нам, конечно, необходимо детальное знание индивидуальных факторов. Отсутствие критического мышления не обязательно предполагает наличие запретов, но может обусловливаться общей леностью ума, тупостью или убеждением, которое действительно совпадает с господствующими догмами. Любой из этих трех факторов может объяснить не‑способностъ осознания имеющихся запретов и тот факт, что даже опытным психоаналитикам не всегда просто их обнаружить. Но даже предположив, что мы способны осознавать их все, наша оценка частоты запретов все еще будет крайне заниженной. Во‑первых, осуществление действия, по поводу которого мы испытываем тревожность, порождает чувство напряжения, усталости или изнеможения. Например, одна из моих пациенток, которая находилась в процессе излечения от страха ходить по улице, но все еще испытывала выраженную тревогу по этому поводу, чувствовала себя абсолютно разбитой, когда выходила по выходным на улицу. То, что данное изнеможение не было вызвано какой‑либо физической слабостью, видно по тому факту, что она могла выполнять тяжелую домашнюю работу, не испытывая ни малейшей усталости. Именно тревога, связанная с выходом из дома, вызывала изнеможение. Многие затруднения, обычно приписываемые чрезмерной работе, вызываются в действительности не самой работой, а той тревогой, которая связана с работой или отношением к коллегам. Во‑вторых, тревога, связанная с определенной деятельностью, в результате будет приводить к нарушению функции. Если, например, имеет место тревога, связанная с приказаниями подчиненным, они будут даваться извиняющимся, неэффективным тоном. Тревога, связанная с верховой ездой, приведет в результате к неспособности управлять лошадью. Степень осознания варьируется. Человек может осознавать, что тревожность не дает ему возможности удовлетворительно решать проблемы, или он может лишь чувствовать, что не в состоянии ничего сделать как следует. В‑третьих, тревожность, связанная с деятельностью, будет портить то удовольствие, которое эта деятельность могла бы принести в ином случае. По‑другому обстоит дело с небольшой, легкой тревожностью; она, напротив, может придавать дополнительный интерес. Катание с американских горок, сопровождающееся некоторой боязнью, возможно, делает такое катание захватывающим, в то время как то же действие при значительной тревожности превратится в пытку. Сильная тревожность, связанная с сексуальными отношениями, полностью лишит их удовольствия, и если человек не осознает свою тревожность, он будет испытывать чувство, что сексуальные отношения ничего на значат. Этот последний момент может вызвать недоумение, так как ранее я сказала о том, что чувство отвращения может использоваться как средство избегания тревожности, а теперь я говорю, что отвращение может быть следствием тревожности. В действительности оба эти утверждения справедливы. Неприязнь может быть и средством избегания, и следствием тревожности. Это один из маленьких примеров трудности в понимании психических явлений. Они являются запутанными и сложными, и если мы не настроим себя на то, что должны рассматривать многочисленные, тесно переплетенные взаимодействия, то не продвинемся в психологическом познании. Цель обсуждения вопроса о способах защиты себя от тревожности состоит не в том, чтобы дать исчерпывающее описание всех возможных форм защиты. В действительности мы вскоре узнаем более радикальные способы предотвращения возникновения тревожности. Теперь моя главная задача - подтвердить тезис о том, что можно испытывать большую, чем осознается, тревогу или что можно испытывать тревогу, вообще не осознавая этого, а также показать некоторые более распространенные моменты, где это можно обнаружить. Итак, коротко говоря, тревога может скрываться за чувствами физического дискомфорта, такими, как сильное сердцебиение и усталость; за многочисленными страхами, которые внешне представляются рациональными или обоснованными; она может быть скрытой силой, толкающей нас к выпивке или погружению во всевозможные состояния помрачения сознания. Часто мы можем наталкиваться на нее как на причину неспособности выполнять то или иное дело или получать удовольствие, и мы всегда обнаруживаем ее в качестве влиятельного фактора, стоящего за внутренними запретами. По причинам, которые мы будем обсуждать позднее, наша культура порождает огромную тревожность в людях, живущих в ней. Следовательно, практически каждый построил ту или иную из упомянутых мною форм защиты. Чем невротичнее человек, тем сильнее его личность пронизана и скована такими защитами и тем больше тех вещей, которые он не способен и не пытается делать, хотя в силу своей энергии, умственных способностей или уровня образования может их осуществить. Чем тяжелее невроз, тем больше присутствует внутренних запретов, как скрытых, так н явных.

Карен Хорни

Невротическая личность нашего времени

Введение. 2

Глава 1. Культурный и психологический аспекты понимания неврозов. 3

Глава 2. Что побуждает нас говорить о «невротической личности нашего времени». 7

Глава 3. Тревожность. 10

Глава 4. Тревожность и враждебность. 16

Глава 5. Глубинная структура неврозов. 21

Глава 6. Невротическая потребность в любви и привязанности. 30

Глава 7. Дополнительные характеристики невротической потребности в любви. 34

Глава 8. Пути достижения любви и чувствительность к отвержению. 41

Глава 9. Роль сексуальности в невротической потребности в любви. 46

Глава 10. Стремление к власти, престижу и обладанию. 51

Глава 11. Невротическое соперничество. 60

Глава 12. Отвращение к соперничеству. 67

Глава 13. Невротическое чувство вины. 75

Глава 14. Смысл невротического страдания (Проблема мазохизма). 85

Глава 15. Культура и невроз. 93

«The Neurotic Personality of Our Time»:

Karen Horney, M.D. The Neurotic Personality of our Time W.W.NORTON & COMPANY New Yorit London


Здравствуйте, Уважаемые Читатели. Исследовав большое количество психотерапевтической литературы, я выделил следующие эмоции, чувства и невротические черты характера, возникновение и частое проявление которых рано или поздно, но НЕИЗБЕЖНО приводит к неврозу, его симптомам, психосоматическим заболеваниям или т.н. «невротизму» – психологически незрелому поведению, которое, в конечном итоге, здорово портит человеку жизнь и не дает наслаждаться ею в полной мере:

Внимание! Чтобы быть в курсе последних обновлений, я рекомендую Вам Подписаться на мой Основной Ютуб-канал https://www.youtube.com/channel/UC78TufDQpkKUTgcrG8WqONQ , поскольку все новые материалы я делаю теперь в формате видеороликов . Также совсем недавно я открыл для Вас свой второй канал под названием « Мир Психологии », где публикуются краткие видеоматериалы на самые разные темы, освещаемые через призму психологии, психотерапии и клинической психиатрии.
Ознакомиться с моими услугами (ценами и правилами психологического онлайн-консультирования) Вы можете в статье « ».

Таблица 1

Агрессивность
Апатия
Алчность
Безнадежность
Безразличие
Беспокойство
Беспомощность
Бесчувствие
Бесцельность жизни
Бешенство
Боязнь ответственности
Брезгливость
Взвинченность
Взрывчатость
Вина
Вспыльчивость
Высокомерие
Вязкость и замедленность психики и темпа мышления (говоря языком клинической психиатрии – это брадипсихия и брадифрения)
Гневливость
Гордыня
Горечь
Грубость
Грусть
Давление на окружающих, желание быть всегда, во всем и везде правым, наплевательское отношение к интересам и личности других людей, постоянное желание продавить собеседника
Жадность
Жестокость
Желчность
Забывчивость
Зависимости различного рода (химические (алкоголь, наркотики) и нехимические (компьютерные игры, зависимость в личных отношениях))
Зависть
Загнанность, ощущение безвыходности и безысходности
Зажатость
Заносчивость
Застенчивость
Зацикленность на чем-либо или ком-либо
Злорадство
Злость
Избегание трудностей и психологически дискомфортных ситуаций, пребывание в которых напрямую способствует личностному росту и закалке характера
Издевочные высказывания в адрес другого человека
Импульсивность
Ироничность
Истеричность
Консерватизм
Контроль всех и вся
Критика (чрезмерная и неконструктивная)
Лень
Лицемерие
Лживость
Мнительность
Мстительность
Морализирование
Надменность
Напряженность
Насилие
Неадекватная самооценка (завышенная, компенсаторно завышенная, заниженная, компенсаторно заниженная, нестабильная)
Негибкость характера
Недоверчивость
Недовольство
Ненависть
Ненадежность
Неопределенная жизненная позиция по многим вопросам (иными словами, человек БЕЗ своего внутреннего духовного стрежня)
Нервозность
Нереализованность себя, своей личности, своего творческого потенциала
Нерешительность
Несдержанность
Неспособность самостоятельно принимать важные жизненные решения, попытка перенести ответственность за свою жизнь на других людей
Нестабильность настроения, его частые перепады и колебания под воздействием незначительных жизненных трудностей
Нетерпеливость
Неудовлетворенность собой, жизнью и другими людьми
Неуверенность в себе
Нытье
Обидчивость
Одиночество
Озлобленность
Опоздания, особенно частые и длительные
Осуждение себя и других
Отвержение и полное непринятие в расчет законов социума, морально-этических и нравственных ценностей, регулярное несоблюдение культурных традиций
Отвращение
Отчаянье
Отчужденность
Панические атаки, Паническое расстройство
Печальность
Педантичность
Плаксивость
Повышенная чувствительность (к звукам, свету и т.д. (психиатрический термин, который обозначает данное расстройство восприятия – это гиперестезия))
Подавленность
Потрясенность
Предвзятость
Презрение
Поспешность
Перфекционизм (стремление сделать всё идеально)
Пренебрежительность
Преследование (чувство, что за тобой постоянно следят, наблюдают, контролируют тебя)
Приложение Чрезмерных волевых усилий для достижения цели
Проблемы в общении (неконструктивные личностные конфликты, частые ссоры по мелочам, скандалы)
Противоречивость в системе ценностей
Разбросанность, Несобранность
Раздражительность
Различные фобии
Разочарование
Ранимость
Рассеянность
Растерянность
Расточительность
Ревность
Ригидность
Робость
Сарказм по отношению к личности другого человека
Скованность
Скорбность
Скупость
Смятение
Состояние общего эмоционального неблагополучия
Спесивость
Страх (повышенный и беспричинный; однако в некоторых ситуациях страх (как и гнев, и целый ряд других эмоций) нам необходим, так как включает инстинкт самосохранения и тем самым способствует выживанию)
Стыд
Суеверность
Суетливость
Тирания других людей
Торопливость
Тоскливость
Тревожность (в норме в ряде ситуаций тревога нам также необходима)
Трусость
Тщеславие
Униженность
Уныние
Упрямство
Хамство
Цинизм
Эмоциональная нестабильность, эмоциональная неустойчивость (явление аффекта; прорыв накопившихся эмоций в неподходящий момент)
Эгоизм
Экзальтация (восторженно-возбуждённое состояние; казалось бы, что же в нем такого плохого? Ну, пребывает человек в возбужденном восторге, ну и что? Проблема в том, что при данном эмоциональном состоянии критичность мышления РЕЗКО снижается, и человек легко может наделать глупостей)
Эгоцентризм
Ярость

Разумеется, данный список НЕ является полным. Максимально полный перечень положительных, отрицательных и нейтральных эмоций, чувств и черт характера Вы сможете найти в статье «Таблица эмоций и чувств ».

Уважаемые Читатели, если Вы часто испытываете отрицательные эмоциональные состояния или имеете ряд невротических черт характера, которые представлены в таблице 1, то в большей или меньшей степени Вы являетесь невротической личностью. Конечно, людей без изъяна НЕ бывает, но ведь всегда можно и, на мой взгляд, даже нужно стремиться к Лучшему.
Как я уже отмечал выше, часто появление перечисленных выше душевных состояний и психологически незрелого поведения, рано или поздно неизбежно приведет к неврозу, его симптомам, «невротизму» или болезням психосоматического характера. На последних я хочу остановиться несколько подробнее, тем более, что в следующей таблице (№2) приведен целый ряд подобных заболеваний.
Разумеется, у большинства людей отрицательные эмоции далеко не сразу вызывают нарушения в работе внутренних органов и систем. Симптомы, конечно, есть. Но, когда пациент обращается к врачу, то чаще всего, на ранних стадиях у него вообще НЕ каких-либо признаков болезни. При этом также наблюдается Отсутствие каких-либо Соматических Патологий (если они присутствуют (например, врожденный порок сердца), то к разряду психосоматики такие заболевания, безусловно, уже НЕ относятся) и существенных отклонений от нормы. Врачи с радостью заверяют больного: «Все хорошо, бояться нечего, все само пройдет, это у Вас на нервной почве. – Нервишки шалят, вот Вам и кажется, что сердечко побаливает. А, может быть, Вы, любезный на погоду так реагируете». После этих слов больной успокаивается и на короткое время ему даже становится легче. Однако данное облегчение носит, как правило, малопродолжительный и крайне нестойкий характер, т.к. является всего лишь следствием полученной от врача информации о собственном здоровье (получив обнадеживающую информацию, больной на время снял свою тревогу), а не коррекцией собственных мыслей, поведения, невротических черт характера или эмоционального состояния.
Конечно, какой-нибудь диагноз больному все равно ставится. Нередко назначаются и медикаментозные препараты. Но, как метко подметил М.Е. Литвак: «К несчастью, лекарства помогают, к счастью – ненадолго!». Разумеется, данное правило применимо ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО к области психотерапии (лечению словом). – Ведь сколько бы таблеток Вы не выпили, симптомы головной боли, вызванной Психологической Причиной (например, скандалом с мужем или уходом любимого человека), ВСЕГДА БУДУТ ПРОХОДИТЬ ЛИШЬ НА ВРЕМЯ, и затем, по прошествии действия анальгетика (обезболивающего) – ВСЕГДА СНОВА ВОЗВРАЩАТЬСЯ. И продолжаться это будет ровно до тех пор, пока ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИЧИНА ГОЛОВНОЙ БОЛИ НЕ БУДЕТ УСТРАНЕНА. Тогда, как по мановению волшебной палочки, голова пройдет сама собой.

А сейчас я приведу перечень психосоматических заболеваний, которые возникают вследствие частого возникновения и длительного воздействия на организм отрицательных эмоций, чувств и невротических черт характера:

Возможно, перечень психосоматических заболеваний носит далеко не полный характер, однако копирование толстых справочников по медицине или всей Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра в мои планы НЕ входило. – Перечислением ряда психосоматических заболеваний я лишь показал взаимосвязь часто возникающих негативных эмоциональных состояний и сформированных в личности невротических черт характера на физическое и физиологическое состояние организма, или, проще говоря, на наше с Вами здоровье. Разумеется, Вы имеете полное право со мною не соглашаться: «У меня же обычная простуда! Причем тут «невротизм»?» На мой взгляд, афоризм: «Все болезни от нервов» все чаще находит медицинское подтверждение – так, при возникновении кратковременного, но сильного страха у человека временно нарушается работа всего желудочно-кишечного тракта. А если он живет в страхе всю жизнь? Тогда этот страх неминуемо перерастет, например, сначала в гастрит, затем (со временем) – в язву или рак желудка.

Конечно, есть еще болезни от удовольствия (венерические). Но и последние чаще всего появляются вследствие неумения наладить гармоничные сексуальные отношения со своим партнером. Как правило, подобными заболеваниями чаще всего болеют Мужчины, которые:

1) Часто и беспорядочно меняют сексуальных партнерш, заводя массу одноразовых половых связей с готовыми на всё одноразовыми девочками-давалками. Кстати, узнав, что больны, мужчины сильно удивляются и часто не могут понять, Как же Так получилось? ПОЧЕМУ же они все-таки заразились? Проблема таких мужчина заключается в том, что еще ДО секса они думают не мозгами, а яйцами. – Т.е. искренне считают себя настолько Уникальными и Неотразимыми, что с первого раза, через 5 минут общения, любая девушка должна быть у их ног, точнее, с ногами раздвинутыми. Но мужчины, отключите на время свое правое полушарие, отвечающее за эмоции, чувства и яйца в том числе, и включите полушарие левое, отвечающее за логику мышления: если через ПЯТЬ минут знакомства она ДАЕТ ТЕБЕ, то приведи хотя бы один аргумент против того, что через те же пять минут общения она не может дать какому-нибудь Васе или Пете? Ведь это ЕЕ СПОСОБ ЗНАКОМСТВА, ЕЕ СПОСОБ ПРИВЛЕЧЬ И ПОПЫТАТЬСЯ УДЕРЖАТЬ ВОЗЛЕ СЕБЯ МУЖЧИНУ. И ПРИМЕНЯЕТ ОНА ЕГО СО ВСЕМИ! Потому, что по-другому вести себя она попросту НЕ умеет, потому, что, кроме как СВОЕЙ ЛЕГКОДОСТУПНОСТЬЮ больше ей привлечь мужчину решительно НЕЧЕМ. А, может быть, она вообще больна СПИДом и, желая отомстить здоровым мужчинам, СПЕЦИАЛЬНО СПИТ СО ВСЕМИ ПОДРЯД, стремясь заразить как можно большее количество здоровых мужчин. На эту тему мне вспоминается анекдот:
«Идет парень по улице, смотрит – красивая девушка хочет спрыгнуть с крыши. Он забегает на крышу и говорит: «Подожди, не прыгай. Тебе ведь уже все равно, так давай я тебя вначале трахну, а потом прыгнешь». Девушка отвечает: «Ладно, давай. От меня не убудет». Трахнул он ее, она прыгнула, а он ей в след: «С ветеркоооом…» и слышит ее ответ в полете: «С триперкооооом». Вот такой анекдот со смыслом для «горе-пикаперов». Последним я хочу задать всего один вопрос: «Подумайте, КТО ведется на Ваши соблазнения на первом свидании?» Думаю, ответ очевиден.

2) Пользуются услугами девушек легкого поведения. Последние также могут являться потенциальными носителями и переносчиками венерической заразы.

3) По тем или иным причинам вступают в гомосексуальные связи. Детально на этом сексуальном расстройстве я останавливаться НЕ буду, поскольку здесь обязательно необходимо выяснить Причину Возникновения данного заболевания. Иногда – это простое веянье моды или невозможность решить проблемы, возникающие при половом контакте с девушками (тогда гомосексуальный партнер служит для мужчины объектом Замещения женского пола). Однако чаще всего данным расстройством страдают люди с той или иной генетической и/или психической патологией. И никакой альтернативы по факту у них НЕТ.

Поэтому оставим гомосексуализм в покое. А сейчас я хочу задать Вам вопрос: «Уважаемые Читатели, как Вы полагаете, вступит ли в беспорядочные половые связи (или воспользуется ли услугами проститутки) мужчина, у которого есть любимая женщина и прекрасно налаженный с нею секс?» На мой взгляд, нет. Ему это НЕ надо. У него с сексом ВСЁ В ПОРЯДКЕ. Кстати, по этому поводу в книге «Принцип Сперматозоида» Михаил Литвак пишет следующее: «Все болезни от нервов. Говорят, что все болезни от нервов, и только три (гонорея, сифилис и СПИД) - от удовольствия. Как видите, я эту поговорку, сократил, ибо моя практика показывает, что и эти болезни от нервов. Ведь только нервный человек, не умеющий общаться и грамотно отрегулировать свои сексуальные отношения, «влипает». В голове у такого «Иванушки» сидит «Аленушка» и бурчит: «Не пей из лошадиного копытца, а то жеребеночком станешь (гонорею подхватишь)». Он и терпит. Когда опять хочется, она говорит, что можно теленочком стать (сифилисом заболеть). В конце концов, он плюет на ее предостережение стать козленочком и заражается СПИДом. Лучше бы выгнал из своей головы «Аленушку» или научил ее находить чистый источник».

На этом на сегодня всё. В статье под названием «» Вы можете прочесть материал о кратком плане (т.н. «автореферате») моей методики лечения неврозов и психосоматических заболеваний.

С моими услугами и можно ознакомиться в статье «».

ВВЕДЕНИЕ

Будучи одной из наиболее ярких представителей неопсихоанализа, Карен Хорни формировалась в традициях учения З.Фрейда. Как и Фрейд, она подчеркивала важную роль бессознательных конфликтов. Вместе с тем концепция Хорни отличалась от ортодоксального психоанализа, который она нередко критиковала по нескольким направлениям, в частности в связи с обсуждением вопросов, касающихся женской сексуальности. Одно из принципиальных отличий концепции Хорни заключалось в уменьшении значения либидо, другое - в отрицании представления о том, что люди мотивированы преимущественно врожденными и запретными инстинктами, которые в конечном итоге сводятся к инцесту и глобальной деструкции. От Фрейда Хорни отличает также акцент на социальные, а не биологические детерминанты формирования здоровой и невротической личности.

Каждый человек, с точки зрения Хорни, обладает собственным личностным потенциалом развития, конструктивная реализация которого позволяет индивиду достигать цели, добиваться успехов, преодолевать трудности и постепенно становиться тем, кем он может и хочет стать. Психопатологические расстройства возникают только в том случае, если силы, способствующие позитивному росту и развитию, блокируются внешними социальными факторами. В ребенке, растущем в здоровой социальной среде, развивается чувство принадлежности к безопасному и обучающему окружению. Ребенок, родители или воспитатели которого не способны проявлять любовь, заботу и уважение к его индивидуальности, становится человеком, постоянно испытывающим чувство тревоги, воспринимающим мир как недружественный и враждебный. В этом случае здоровое стремление к самоактуализации замещается всепоглощающим стремлением к безопасности - основной невротической потребности.


КОНЦЕПЦИЯ НЕВРОТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

К. Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого. Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т.д. Хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив – быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а также оказание явного предпочтения его братьям и сестрам. Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой – подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить.

Подавленные чувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базальная тревога, "ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира". Базальная тревога – это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности – является одной из основополагающих концепций Хорни.

В отличие от Фрейда, Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства безопасности в межличностных отношениях. В общем, по мнению Хорни, все то, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к базальной тревоге. Соответственно, этиологию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителем. Как вы помните, если ребенок ощущает любовь и принятие себя, он чувствует себя в безопасности и скорее всего будет развиваться нормально. С другой стороны, если он не ощущает себя в безопасности, у него развивается враждебность по отношению к родителям, и эта враждебность, в конце концов, трансформировавшись в базальную тревогу, будет направляться на каждого. С точки зрения Хорни, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.

Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций. Они представлены в табл.№1 вместе с соответствующими стилями поведения.

Десять невротических потребностей, описанных Хорни

Избыточная потребность Проявления в поведении
1. В любви и одобрении Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию
2. В руководящем партнере Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви – убежденность в том, что любовь может решить все
3. В четких ограничениях Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим
4. Во власти Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости
5. В эксплуатировании других Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть "тупым" в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их
6. В общественном признании Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса
7. В восхищении собой Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих
8. В честолюбии Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи
9. В самодостаточности и независимости Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся
10. В безупречности и неопровержимости Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели

К. Хорни подчеркивала Невротическое стремление к безопасности достигается гипертрофией одного из трех типов защитных реакций: беспомощности, агрессивности и отгороженности. Если человек предпочтительно использует один из типов защиты, почти полностью игнорируя остальные, то формируется один из трех типов характера: ищущий любви, доверия, расположения других людей (движение к людям); агрессивный, враждебный (направление потребности - движение против людей); обособленный, независимый (направление потребности - движение от людей).

Невротический защитный механизм беспомощности выражается в слишком сильном стремлении к протекции, поддержке, защите и в преувеличенном, можно сказать притворном, стремлении соглашаться с желаниями других (ориентация взаимодействия в обществе - движение к людям). Невротический защитный механизм враждебности основан на убеждении, что в жизни действует закон джунглей, где выживает сильнейший. Тот, кто подчеркивает в своем поведении такую жизненную ориентацию, считает других враждебными и лицемерными, отрицает теплые, спонтанные отношения между людьми, предпочитая различного рода манипулирование ими. Он убежден, что настоящих привязанностей не существует (ориентация в обществе - движение против людей). Защитный механизм ухода, отгораживания выражается в отказе от интимных, дружеских и просто бытовых контактов с другими (ориентация в обществе движение от людей).

В то время как здоровый человек предпочитает свободно общаться, сближаться с окружающими, лишь иногда идти против них или уходить от контактов с ними в зависимости от обстоятельств, невротик решает проблему общения всегда негибким способом. Он выбирает один из типов коммуникации, тогда как в действительности они не исключают друг друга. В ситуации, когда значение двух возможных, но не реализуемых ориентации на взаимодействие преуменьшается или полностью игнорируется, создаются условия для вытеснения их на бессознательный уровень, где и разворачивается конфликт между ними и доминирующей ориентацией.

Как и все 10 невротических потребностей, каждая из трех межличностных стратегий предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного социальными влияниями в детстве. С точки зрения Хорни, эти основополагающие стратегии в межличностных отношениях когда-либо применяет каждый из нас. Более того, по Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик не в состоянии сделать правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает встающие перед ним вопросы или строит отношения с другими. Он использует только одну из трех стратегий совладания, годится она в данном случае или нет. Из этого следует, что невротик, по сравнению со здоровым человеком, ведет себя и менее гибко, и не так эффективно при решении жизненных проблем

Все мы нервничаем. Однако, мало кто знает, что такое настоящий невроз, откуда он берется и как с ним бороться. Если вы думаете, что невроз от слова «нервничать», то вы не правы.

Невроз – это не усталость от навалившегося, а заторможенность развития личности, причиной которой стала детская травма. Печально, но от 40 до 60% всех взрослых людей на территории бывшего СССР страдают от невроза.

Причины невроза. Откуда берется невроз?

Чаще всего невроз развивается в детстве. Родительская критика, принуждение, запреты, насмешки, оскорбления и насилие (от эмоционального до сексуального) мало для кого проходят бесследно. Крики и скандалы, придирки, требования безоговорочного подчинения, постоянные оценки личности ребенка (ты плохой, ты глупый, ты неряшливый), принуждение и насилие, которое подается как «строгое воспитание» в итоге формирует невротическую личность.

Родители будущего невротика сами, обычно, невротические личности: слабые, безвольные, неудачливые, по-детски капризные и импульсивные. Они могут давать правильные советы «ходи в школу», «найди работу», «создай семью», но сами демонстрирую обратное: и денег вечно нет, и институт не закончил, и за спиной два развода.

Когда дети вырастают, невротические родители стараются поменяться с ними ролями, считая, что теперь-то ответственность с них спала – дети уже выросли! Они ждут от детей исполнения своей роли: поддерживать, помогать, утешать. Дети же, к своим заботам, добавляют еще и чувство вины перед родителями («сегодня опять не успеваю заскочить к маме», «папа ждет, что я поставлю новые дворники на его машину! Что ж я за сын, если никак не могу выбрать время!»). Родители обижаются и укоряют «Я же тебя родил, вырастил, а ты такой-сякой неблагодарный».

Ребенок воспринимает личный пример родителей, как нечто более важное, чем слова. И сам вырастает столь же недовольным, безвольным и неудачливым. Родив детей, он скорее всего будет копировать поведение своих родителей... и воспитывать нового невротика. Так невротическая патология передается из поколения в поколение.

Как выглядит невротическая личность? Симптомы невроза

  • Боязнь всего нового. Личность, страдающая неврозом, боится всего нового. Любые перемены вызывают панику. Невротическая личность не хочет ничего менять, воля подавлена, зато имеется целый набор страхов и фобий (от страха самовыражения до боязни заводить новые знакомства, боязни пауков и другие более или менее причудливые формы). Мышление часто нелогично и сводится лишь к одному: сиди где сидишь, не дергайся, не проявляй инициативу, не пытайся ничего изменить, будь поближе к «проверенным» людям и ничего плохого не случится. Нередко невротик зависим от обстоятельств, людей, его нельзя назвать самостоятельным, довольным, удовлетворенным.
  • Зависимость от чужого мнения. Людям с неврозами важно, что о них подумают и скажут другие люди. И не важно, соседка это по лестничной клетке или случайный попутчик в маршрутке. Невротикам тяжело принимать решения. Наученные с детства подчиняться, они не имеют опыта принятия даже простейших решений. Их охватывает ужас уже от того, что решение придется принимать им. Даже если речь идет о выборе хлеба в супермаркете.
  • Невротическая гордость . Склонность искать одобрения перерастает в желание быть первым, лучшим, идеальным. Чтобы никто не смог тыкать пальцем и говорить «Он плохой». Причем, чего бы невротик не добился, делается это именно для одобрения. Невротик хочет добиваться всего легко и не хочет идти через тернии к звездам (потому что на пути его много кто осудит). Или же, наоборот, требовать от себя и других идеального исполнения всего (от стрелок на брюках до блестящей карьеры). Такие невротики тиранят перфекционизмом себя и всех вокруг, не давая расслабиться ни на минуту.
  • Атрофированная способность делать что-то для улучшения своей жизни. Даже если будет беден, как церковная мышь, невротик и палец о палец не ударит, чтобы сделать свою жизнь лучше. Навротическая личность находит массу отговорок, почему жить нужно в квартире с драными обоями, почему нельзя купить новую посуду, почему работать нужно дворником, имея высшее образование. «Жизнь трудная штука!» - восклицает невротик, закуривая и закидывая ногу на ногу - «нужно уметь терпеть неудачи». Его умение влипать в истории и притягивать неприятности поражает. Но над личностью, страдающей неврозом «давлеет злой Рок». Он запрограммирован подсознанием на неудачу и обязательно испортит даже неминуемый успех: отменит встречу, опоздает, испугается, перенервничает, сломает ногу, порвет пиджак. И потом будет страдать и рассказывать, как несправедлива с ним жизнь. Да, «терпеть» и «неудача» – основной лексикон невротика. Добавьте сюда брюзжание и недовольство: «Начальник относится ко мне предвзято», «Ничего нельзя изменить», «Все эти богачи- воры», и вы получите портрет невротика.
  • Любовь и манипуляции. Вывихнутая логика невротика, естественно, отражается на его отношениях с партнером. Невротик испытывает целую гамму страхов, когда речь идет о личной жизни: от недоверия и враждебности до идеализации партнера, желании найти в нем то, что не дали в свое время родители. Невротик склонен к примитивным манипуляциям «если ты меня любишь, ты сейчас же вынесешь мусор», «если тебе нравятся брюнетки, значит ты меня не любишь, ведь я вчера перекрасилась в блондинку». Часто именно невротик закатывает скандал, потому что соседка заподозрила измену мужа (невротика легко убедить, он с легкостью принимает чужие мнения, он внушаем и часто попадает под влияние, именно он часто берет кредит, чтобы купить престижную и дорогую, но не нужную ему вещь). Невротику трудно принимать решения, трудно принимать всё новое. Поэтому в начале отношений его кидает из крайности в крайность: «Жить без тебя не могу», «Видеть тебя не желаю! Мы расстались», «Вернись, я всё прощу», «Вчера ничего не было. Забудь». Такие "африканские страсти" он считает истинной любовью.
  • Агрессия и заговор . Невротик часто считает себя добрым, отзывчивым и совершенно безобидным человеком, которого все вокруг почему-то обижают. Внутренняя агрессия проецируется на других людей: «Они задумали недоброе, я чувствую!», «Почему они все на меня косятся? Шепчутся? Это точно обо мне». Безобидные слова и действия других людей невротик может воспринимать как угрозу, заговор, близкие родственники воспринимаются как расчетливые злодеи, желающие лишить невротика всего.

Невроз заставляет человека быть неудачливым, несчастливым в любви, и обрекает его на безрадостное существование.

Что делать, если прочитав эту статью вы узнали в ней себя? Как лечить невроз? Неужели ничего нельзя изменить?

Можно. Для этого и существуют психотерапевты. Не все родители мудры, чутки и доброжелательны. Порой они сами жертвы. Можно их винить в том, что мы такие, а можно делать что-то для самоизлечения.
Представьте себе, как тяжело было Мюнхгаузену тянуть себя за косичку. Но он, согласно сказке, вытянул себя из болота. Лечить невроз - это примерно то же самое, но есть одно исключение. В вашем случае, вам не придется самостоятельно этого делать, ведь есть помощник - психотерапевт.

Невротические черты личности

Невроз -- в клинике: собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Клиническая картина таких расстройств характеризуется астеническими, навязчивыми и/или истерическими проявлениями, а также временным снижением умственной и физической работоспособности. Понятие «невроз» было введено в медицину в 1777 году шотландским врачом Уильямом Кулленом. Невроз является психогенным расстройством. Неврозы развиваются в результате воздействия длительной психической травмы; на фоне переутомления, недосыпания, перенесенного соматического заболевания. Не приводят к нарушениям отражательно-познавательной деятельности, грубым изменениям психических функций, не нарушают адаптации к жизненной ситуации.

Существенно важный признак невроза заключается в наличии конфликта тенденций, противоречащих друг другу. Существование или точное содержание этих тенденций сам невротик не осознает, в их отношение непроизвольно пытается найти определенные компромиссные решения. Эти конфликты резко выражены и остры. К. Хорни описывает невроз как психическое расстройство, вызванное страхами и защитами от них, а также попытками найти компромиссные решения конфликта разнонаправленных тенденций. Тревога - динамический центр неврозов.

Невротический характер в смысле Вильгельма Райха отличается от обычных невротических симптомов двумя особенностями. Во-первых, невротический характер - это система симптомов, в которой каждый симптом связан с остальными или поддерживает их. Во-вторых, человек черты своего невротического характера в целом принимает. Т.е. невротический характер это невротические симптомы, организованные в систему, которые принимаются человеком как черты собственной личности.

Неврозы являются самой распространенной разновидностью психогений Психогения - психические состояния от психических реакций до заболеваний.. Неврозы или невротические реакции делятся на: 1) неврастению; 2)истерию; 3)невроз навязчивых состояний.

Неврастения. Впервые была описана как заболевание в 1869г. невропатологом Бирдом. Возникает неврастения при воздействии психотравмирующих факторов длительно, но не очень большой силы. Больной не может сдержать себя, раздражается, кричит на других или плачет. Сила аффекта при этом невелика, раздражение быстро сменяется астенизированностью. Характерны вегетативные нарушения: лабильность пульса, колебания артериального давления (склонность к гипотонии), повышенная потливость, одышка и т.д. Обычно усиливаются при эмоциональных напряжениях и пропадают с исчезновением невротических явлений.

Истерия. Возникает при влиянии различных психотравмирующих факторов, острых и действующих более или менее длительно. Истерический невроз возникает у людей с патологическими чертами характера; у истероидных психопатов. Одна из основных черт - внушаемость или самовнушаемость больных. Истерические симптомы можно разделить на следующие группы болезненных проявлений: 1) двигательные расстройства (истерические припадки); 2) сенсорные нарушения, нарушения чувствительности (истерическая слепота, глухота, потеря обоняния, вкуса); 3) вегетативные нарушения (чувство сжатия горла, запоры, истерическая рвота); 4) психические расстройства (психогенные амнезии, истерические психозы).

Психастения (далее ННС). Выражается в появлении разного рода навязчивостей, особенно фобий. Появление фобий, обычно, сопровождается выраженной вегетативной реакцией в виде побледнения ил покраснения, потливости, учащение дыхания, изменения сердцебиения. Помимо фобий, при ННС встречаются образные навязчивости в виде навязчивых сомнений, контрастных представлений, влечений и т.д. Длительность ННС бывает различной - от нескольких месяцев до нескольких лет.

Невротические стили - способы деятельности, характерные для различных невротических состояний.

К. Хорни пишет о пяти группах отношений, свойственных невротикам:

1. Отношения любви, привязанности и расположения человека. Доминирующая черта невротиков в наше время - чрезмерная зависимость от одобрения или расположения со стороны других людей. У невротиков имеется заметное противоречие между их желанием получать любовь и их способностью питать это чувство.

2. Отношения, связанные с оценкой «Я».

Внутренняя незащищенность, выражаемая зависимостью от других. Постоянно присущи черты чувства неполноценности и несоответствия. Эти чувства неполноценности открыто проявляются в виде жалоб и тревог; приписываемые себе недостатки воспринимаются как факт, не требующий доказательств.

3. Отношения, связанные с самоутвержденияем.

Имеется в виду, акт утверждения собственного «Я» или притязаний. Этот тип отношения связан с определенными запретами. У невротиков существуют внутренние запреты на то, чтобы выразить свои желания или просьбы о чем-либо, сделать что-либо в своих интересах и т.д. Также, внутренние запреты, связанные с утверждением своей позиции и, наконец, на знание того, чего человек хочет - трудности при принятии решений, формировании мнений, осознании собственных желаний.

4. Трудности, связанные с агрессией - сюда относятся действия, направленные против кого-либо, нападки, унижение других людей, посягательства на чужие права и любая враждебная форма поведения. Расстройства такого рода проявляются в двух различных формах: 1) склонность быть агрессивны, властным, распоряжаться, обманываться, критиковать или придираться; 2) чувство, что их обманывают, ими управляют, их бранят или унижают. В обоих случаях, люди не осознают, что это лишь их искаженное восприятия.

5. Отношения, связанные с сексуальной сферой. Это либо навязчивая потребность в сексуальной активности, либо запрет на нее.

Факторы, определяющие этиологию и патогенез невротических расстройств, о которых пишет А.С. Татрова:

1) Генетические - конституциональные особенности психологической склонности к невротическому реагированию.

2) Факторы, влияющие в детском возрасте - невротические черты и наличие невротических синдромов в детском возрасте свидетельствует о неустойчивой психике и об отставании в созревании.

3) Личность - здесь выделяют общую склонность к развитию неврозов и специфическую предрасположенность к развитию невроза определенного типа, предрасполагающие черты личности.

4) Факторы окружающей среды - неблагоприятная обстановка, неблагоприятные жизненные события.

 

Возможно, будет полезно почитать: