Творческое полушарие мозга. Правополушарное мышление: значение и упражнения для развития

Левое полушарие головного мозга отвечает за сознание и конкретное мышление. Сюда же относятся логика и математические вычисления. Но это еще не все. Левое полушарие ответственно также за речь, чтение и письмо, а еще - за нашу двигательную сферу.

Людям с преимуществом левого полушария несложно выучить наизусть целую поэму, не то, что длинное стихотворение. У них хорошие способности к языкам, поскольку они прекрасно запоминают слова и легко осваивают логику построения предложений. Трудности могут возникнуть с такими языками, как японский, китайский или любой другой язык, использующий на письме не буквы, а иероглифы, обозначающие слоги или целые слова. Если при черепно-мозговой травме страдает левое полушарие, могут проявиться нарушения речи: смазанность, ошибки в названиях предметов, многократное повторение одного и того же, заикание и запинание.

«Правши» лучше воспринимают ритмическую музыку. Их ассоциации довольно конкретны, поскольку им вообще нелегко дается обобщение понятий. Развитое левое полушарие облегчает выполнение стереотипных движений. Благодаря этому «правшам» несложно работать на конвейере, вообще выполнять однотипные задания и операции.

Левое полушарие можно сравнить с персональным компьютером, который контролирует и анализирует все происходящие изменения, как в организме, так и в окружающей его среде. Но сознаются не все изменения, а лишь те, которые можно выделить с помощью логики. К левому полушарию относится наша «внутренняя речь», умение «думать словами».

У оптимистов преобладает левое полушарие. Они любят логические умозаключения, умеют отбросить все, что «не ложится в строку», и уверенно смотрят в будущее.

Философы и исследователи феноменов точных наук - левополушарные люди. Им интереснее не наблюдать мир вокруг себя, а делать выводы из этих наблюдений, анализировать происходящее, логически осмыслять и принимать решения.

И, наконец, левое полушарие отвечает еще и за то, что принято называть силой воли.

Правополушарные люди, или левши

Правое полушарие головного мозга управляет подсознанием и абстрактным мышлением, ориентировкой в пространстве и сферой чувств. Оно отвечает за образную память, восприятие музыки, интонации и ритма, выразительность звучания. Экспериментальным путем установлено, что если слушать музыку левым ухом, через наушник, мелодия узнается быстрее. Правополушарные люди лучше понимают классическую музыку с ее тонкостями и нюансами. Они выдают высокий уровень ассоциаций. Им нетрудно абстрагироваться от конкретики и обобщать. Те, у кого больше активизировано правое полушарие, дольше сохраняют в памяти самые различные впечатления от увиденного и услышанного.

Левое полушарие отвечает за речь, оно «мыслит» с помощью слов. Правое полушарие «мыслит» образами, оно считывает информацию, заключенную не в словах, но в интонациях, мимике и жестах. Правополушарному человеку важно не столько то, что сказано, сколько то, как сказано.

Марина пришла на прием к детскому психологу с тревогой по поводу поведения своего четырехлетнего сына: по ее мнению, мальчик неадекватно реагирует на общение. На приеме как раз и произошла демонстрация такой «неадекватной» реакции. Марина несколько раз подзывала Артема к себе, поскольку мы попросили ее об этом, но он увлекся конструктором и никак не мог от него оторваться, а потому в ответ на первые две просьбы просил «еще минуточку» поиграть. На третий раз Марина, сжав губы и сузив глаза, процедила, не повышая тона, но «металлическим» голосом: «Артем, оставь немедленно конструктор и подойди ко мне». Артем тут же скуксился от обиды и решительно заявил: «Не кричи на меня!» Конечно, мать говорила ровным голосом, но ее мимика и жесты именно «кричали», и ребенок это услышал. Как призналась потом Марина, она ушла от нас одновременно и успокоенная, и обеспокоенная. Она поняла, что с ее мальчиком все в порядке, просто он явно правополушарный (кстати, и ложку-вилку, и карандаш Артем с детства берет левой рукой), и уверенность в «нормальности» сына не могла ее не обрадовать. Зато теперь ее беспокоит другое: как общаться с ребенком, тонко чувствующим интонацию, как научиться владеть собой.

Левое полушарие помогает нам прочесть книгу и понять ее. Правое полушарие, будучи достаточно развитым и натренированным, дает возможность «читать между строк» и «слышать между слов». Это оно заставляет нас перечитывать вновь и вновь давно знакомые произведения, поскольку каждый раз мы наталкиваемся на какие - то открытия, на то, что осталось незамеченным при предыдущем прочтении или просмотре.

Давайте устроим еще одну проверку на право- и левополушарность. Прочитайте балладу А. М. Горького «О маленькой фее и молодом чабане». Читая, постарайтесь найти и кратко сформулировать основной смысл произведения в виде резюме.

В лесу над рекой жила фея,
В реке она ночью купалась
И раз, позабыв осторожность,
В рыбацкие сети попалась.
Смотрели рыбаки, дивились…
Любимый товарищ их, Марко,
Взял на руки нежную фею
И стал целовать ее жарко.
А фея, как гибкая ветка,
В могучих руках извивалась
Да в Марковы очи смотрела
И тихо над чем-то смеялась.
День целый они целовались,
А чуть только ночь наступила, -
Пропала красавица фея,
А с нею и Маркова сила.
Дни Марко все рыскал по лесу,
А ночи сидел над Дунаем
И спрашивал волны: «Где фея?»
А волны смеются: «Не знаем!»
Повесился Марко на горькой,
Трусливо дрожащей осине…
И други его схоронили
Над синим Дунаем в теснине.
Ночами к нему на могилу
Та фея сидеть приходила…
Сидит и над чем-то смеется…
Ведь вот как веселье любила!
Купается фея в Дунае,
Как раньше, до Марко, купалась…
А Марко уж нету! От Марко
Лишь песня вот эта осталась!

А теперь проверьте себя.

1. «В памяти людей остаются только те, кто каким-то образом выделился, сделал что-то необычное» - вы задействовали левое полушарие.

2. «В мире существуют непонятные и неподвластные человеку силы», - вы «читали» правым полушарием и обратили внимание на подтекст.

3. «Часто мы мним себя хозяевами положения, не являясь таковыми на самом деле», - такой вариант получается, если вы, согласившись с резюме № 1, не успокоились и перечитали легенду. Во время чтения вы «затормозили» на строке, где фея «тихо чему-то смеялась». Все это означает, что вы относитесь к смешанному типу, то есть способны включать по своему желанию оба полушария.

Если левое полушарие отвечает за логику, то благодаря правому полушарию становятся возможны интуитивные прозрения и открытия. Таблица Менделеева «приснилась» ученому во сне, когда левое полушарие, ответственное за работу сознания, было временно «отключено». Интуиция и озарение - методы работы правого полушария. Поэтому правополушарными являются многие творческие люди - артисты, поэты, художники и музыканты. Правополушарные люди просто обожают все разглядывать и любоваться самыми незначительными вещами.

Моя дочь в возрасте трех лет просто сводила нас всех с ума. Мы спешили куда-нибудь, а она застывала на каждом шагу: «Мама, смотри, листочек», «Ой, мама, собачка какая!» и т. д. Ее приводило в восторг все, ей все нужно было рассмотреть. Оторвать ее от созерцания было примерно тем же, что «из болота тащить бегемота», в общем, работа нелегкая, тем более, что девочка страшно обижалась и закатывала истерику. Так что мы предпочли выходить как минимум на полчаса раньше, чтобы наш «глазастик», как мы ее называли, мог в свое удовольствие рассматривать мир.

Если ваш ребенок может полчаса разглядывать травинку, не прерывайте такой процесс созерцания. Это не повышенная вредность и не каприз, но порыв души. Как знать, возможно, у вас подрастает будущий Леонардо. Если не знаете, как помочь ребенку, просто не мешайте.

Правое полушарие имеет сто глаз вместо двух, оно способно одновременно видеть многое, улавливать связи между предметами и событиями. Это им, «правополушарникам», принадлежит изречение о том, что в мире нет ничего случайного. Правополушарные люди легко принимают новое, они не консерваторы по своей природе. И в этом великий парадокс, так как они, принимая новое, постоянно оглядываются назад, смотрят на утраченное и ушедшее и потому чаще всего глядят на мир с пессимизмом. Казалось бы, чем выше интеллект, чем больше талантов и способностей, тем объективнее должна быть и самооценка человека. Но нет, самооценка сильно зависит от эмоционального мира личности, и потому именно одаренные от природы люди чаще, чем посредственности, сомневаются в своих талантах, переживают периоды глубочайших депрессий.

Поскольку правое полушарие отвечает за сферу чувств, не стоит удивляться, что правополушарные люди, среди которых немало левшей, обладают теми способностями, которые сегодня принято называть феноменальными. Подсознание, за которое отвечает правое полушарие, ведает всеми теми психическими функциями, которые мы не в состоянии контролировать. Сюда можно отнести в первую очередь интуицию и сновидения. Телепатия и гипноз, равно как и феномены автоматического счета и абсолютной памяти, также относятся к работе подсознания и, соответственно, правого полушария.

Вполне естественно и то, что многие левши имеют отношение к искусству и науке. Можно вспомнить ученых - И. П. Павлова и Дж. К. Максвелла, художников - Микеланджело и Леонардо да Винчи, знатоков слова, чувствующих его на вкус и на ощупь, - И. Даля и Л. Кэрролла. К гениальным левшам принадлежат такие личности, как Пол Маккартни и Чарли Чаплин. Если верить преданиям старины глубокой, то Юлий Цезарь, Александр Македонский и Наполеон также были левшами.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ

Уже около полувека известно, что два полушария головного мозга человека неравноценны. Левое полушарие больше склонно к логическому мышлению, а правое - более эмоционально.

Американский психолог Пол Торренс первым исследовал большие группы людей, определяя, какой тип мышления у них преобладает - лево- или правополушарный. Набрав большую статистику, он выделил четыре типа мышления:

левополушарный, с преобладанием логики и анализа;

правополушарный , с преобладанием эмоций, интуитивного и образного подхода к проблемам;

смешанный , когда то или иное полушарие "включается" в зависимости от ситуации;

интегрированный , когда оба подхода используются одновременно.

Психолог подчеркивает, что ни один из этих типов мышления не хуже и не лучше другого. Они имеют свои преимущества и недостатки, точно так же, как четыре человеческих темперамента - флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики.

Предлагаемый тест основан на методике Торренса и позволяет вам самостоятельно определить, к какому типу относится ваше мышление. Прочитав перечисленные ниже 120 вариантов характеристики мышления и поведения, подчеркните наиболее подходящий вам вариант - А, В или С. В конце каждого варианта ответа стоит буква - П (правый), Л (левый) или И (интегрированный). Ответив на все 40 вопросов, подсчитайте, сколько букв П, Л и И вы набрали.

1. А) Чтобы что-то запомнить или усвоить, мне надо специально изучать эту информацию - Л

В) Я хорошо запоминаю различные факты и детали без специального изучения вопроса - П

С) В разных случаях бывает по-разному - И

2. А) Я люблю фантастику - П

B) Предпочитаю реалистическую литературу - Л

C) Люблю и ту и другую - И

3. А) Иногда я люблю помечтать, а иногда строю вполне реалистичные, деловые планы - И

B) Больше люблю мечтать - П

C) Предпочитаю реалистическое планирование - Л

4. А) Читая или занимаясь умственной работой, я люблю слушать музыкальные записи или радио - П

C) Если я читаю просто для развлечения, то могу одновременно слушать музыку или радио, но при умственной работе или чтении учебника мне требуется полная тишина - И

5. А) Если бы я был писателем, я работал бы в жанре художественной литературы - П

B) Я писал бы только о том, что произошло на самом деле - Л

C) Я мог бы работать в обоих жанрах - И

6. А) Обсуждать свои психологические проблемы и трудности я бы предпочел в группе людей, которым тоже свойственны эти проблемы - П

B) Я бы предпочел делиться своими психологическими проблемами наедине со специалистом - Л

C) Оба варианта мне подходят - И

7. А) Когда я рисую, то предпочитаю рисовать "из головы", используя собственное воображение и идеи - П

B) Я больше люблю копировать, вставляя кое-что от себя - Л

C) Мне нравится и то и другое - И

8. А) По-моему, меня легко можно загипнотизировать - П

B) Наверное, меня можно загипнотизировать, но не без труда - И

C) Вряд ли я поддаюсь гипнозу - Л

9. А) Я одинаково люблю остросюжетные приключенческие рассказы и истории о таинственном и сверхъестественном - И

В) Предпочитаю приключения - Л

С) Больше люблю таинственные истории - П

10. А) В школе я одинаково относился к алгебре и геометрии - И

B) Предпочитал алгебру - Л

C) Предпочитал геометрию - П

11 . А) Если мне придется раскладывать по порядку какие-либо предметы, например, приводить в порядок библиотеку или коллекцию марок, я расположу их в хронологическом порядке - Л

B) Я больше люблю сортировать предметы так, чтобы были наглядно видны связи, существующие между ними - П

C) Одинаково хороши оба способа классификации - И

12. А) Я хорошо запоминаю тексты и произнесенные слова - Л

B) У меня хорошая музыкальная память - П

C) Я хорошо запоминаю и слова и мелодии - И

13. А) Обычно я завершаю свои дела к указанному сроку - И

B) Планируя свои дела, я исхожу прежде всего из их количества, а уж во вторую очередь учитываю сроки - Л

C) Мне бывает трудно соотнести свои дела с каким-либо определенным режимом дня - П

14. А) Мое настроение часто меняется - П

B) Перемены настроения редки - И

C) У меня почти всегда ровное настроение - Л

15. А) Я люблю общаться с животными - П

B) Я не очень легко нахожу взаимопонимание с животными - И

C) Мне довольно трудно общаться с животными - Л

16. А) Я одинаково отношусь к кошкам и собакам - И

B) Больше люблю кошек - П

C) Больше люблю собак - Л

17. А) В компании я люблю балагурить - П

B) Смотря по обстоятельствам, я могу быть серьезным, могу много шутить и веселиться - И

C) Не люблю излишнего веселья - Л

18. А) Я часто рассеян, как бы отсутствую, витаю в облаках - П

B) Такая рассеянность находит на меня лишь иногда - И

C) Я практически всегда сосредоточен, крепко стою на земле - Л

20. А) Когда мне объясняют, как действует тот или иной прибор, я одинаково хорошо воспринимаю и словесные пояснения, и наглядную демонстрацию - И

B) Предпочитаю, чтобы мне наглядно показали, как он работает - П

C) Лучше пусть объяснят на словах - Л

21. А) Мне безразлично, есть ли иллюстрации в художественной литературе, которую я читаю - И

B) Предпочитаю книги без отвлекающих иллюстраций - Л

C) Беллетристика должна быть иллюстрированной - П

22. А) Я с одинаковым удовольствием прочту повесть или посмотрю ее экранизацию - И

B) Предпочитаю прочесть - Л

C) Лучше посмотрю кинофильм - П

23. А) Меня одинаково привлекают ритмичные танцы и поэзия - И

B) Ритмичные танцы мне больше нравятся - П

C) Поэзия больше меня привлекает - Л

24. А) В балете я предпочитаю современное, нетрадиционное течение - П

B) Если балет - то только классический - Л

C) Я не отдаю предпочтения ни классическому, ни современному танцу - И

25. А) Люблю общаться с людьми - П

B) Люблю посплетничать об отношениях между знакомыми - Л

C) Я люблю и общение и пересуды о человеческих контактах - И

26. А) Думать я предпочитаю лежа - П

B) Удобнее думать сидя - Л

C) В этом отношении у меня нет предпочтений - И

27. А) Я с удовольствием стал бы музыкальным критиком - Л

B) Я хотел бы быть композитором - П

C) И та и другая профессия одинаково хороши в моих глазах - И

28. А) Думая о последствиях моих поступков, я опираюсь в основном на интуицию - П

B) Прежде всего я трезво и логично оцениваю последствия своих решений и поступков - Л

C) Я обычно прибегаю и к первому, и ко второму способу - И

b А) Когда мне приходится кого-то выслушивать, я, как правило, слушаю внимательно - Л

B) Слушая кого-то, я переминаюсь с ноги на ногу, верчусь на стуле и постоянно отвлекаюсь - П

C) Я могу управлять своим вниманием, слушая длительные объяснения - И

30. А) Люблю анализировать прочитанную художественную литературу - Л

B) Литература - художественное произведение, и я воспринимаю ее чисто эмоционально- П

C) Верны оба утверждения - И

31. А) Смотря по ситуации, я могу вести себя как все либо выделяться своим нонконформизмом - И

B) Как правило, я не люблю выделяться своим поведением и поступаю как все - Л

C) Чаще я веду себя по-своему, не оглядываясь на других - П

b А) Я одинаково успешно выполняю как четко сформулированные служебные задания, так и дела, в которых приходится соображать самому по мере развития ситуации - И

B) Предпочитаю такие задания, в которых у меня больше простора для самостоятельных действий - П

C) Предпочитаю выполнять поручения, четко расписанные по пунктам, чтобы мне было ясно, что и как делать - Л

33. А) Изучая что-то новое, я люблю делать это путем свободного поиска - П

B) Я больше люблю учиться систематически, по плану - Л

C) Оба способа мне одинаково близки - И

34. А) Я хорошо запоминаю имена, названия, даты, телефонные номера - Л

B) Я хорошо запоминаю местоположение разных объектов и дорогу к ним - П

C) Оба типа информации я запоминаю хорошо - И

35. А) В книгах я ищу главным образом идеи - П

B) Я ищу в книгах главным образом факты и подробности - Л

C) И то и другое меня интересуют одинаково сильно - И

36. А) Я люблю излагать идеи в их логической последовательности - Л

B) У меня лучше получается показывать связь между разными идеями - П

C) Я одинаково успешно могу делать и то и другое - И

37. А) Я с одинаковым успехом могу кратко изложить прочитанное либо выделить основную идею текста - И

B) Предпочитаю кратко излагать - Л

C) Предпочитаю выделить основную идею-П

38. А) Я с одинаковым удовольствием могу выдвигать новые идеи и делать выводы - И

B) Выводы больше меня привлекают - Л

C) Поиск новых идей увлекает меня сильнее - П

39. А) К проблемам я подхожу рационально, логически - Л

B) Я разрешаю проблемы на основе интуиции - П

C) Я использую с одинаковым успехом оба способа - И

40. А) Мне одинаково приятно изобрести что-то новое или усовершенствовать уже известное - И

B) Я больше люблю "рационализаторские предложения" - Л

C) Изобрести что-то новое для меня интереснее - П

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Оценить результаты можно по следующей таблице.

Предположим, отвечая на вопросы, вы набрали 10 Л. Находим 10 в крайней левой колонке и видим, что в колонке Л десятке соответствуют 92 очка. Десяти И соответствуют 76 очков, а десяти П - 92.

Если по какому-то показателю вы набрали в итоге 120 очков или больше, то именно этот тип мышления у вас преобладает: П - правополушарный, Л - левополушарный, И - интегрированный. Если же ни в одном из трех столбцов вы не набрали 120 очков, у вас смешанный тип мышления.

Кратко охарактеризуем эти типы.

Левополушарное мышление. Люди с таким типом мышления активно берутся за возникающие проблемы и решают их логично, охотно обсуждая и "проговаривая" эти проблемы. Интуицию они используют только в тех случаях, когда это абсолютно необходимо. Организуют свою жизнь на реалистичных началах, при принятии решений учитывают все фактические детали. Такой человек предпочитает держать свою жизнь под собственным контролем, охотно берет на себя ответственность и любит знать, кто за что отвечает. В своих действиях предсказуем. Высоко ставит свои обязанности, долг. У такого человека все направлено на эффективность, на достижение цели.

Правополушарное мышление . Этот человек предпочитает интуитивный и чувственный подход к проблемам. Логичная стратегия используется только в случае крайней необходимости. Высоко ставит идеальные и гуманистические цели и идеи, часто размышляет на общие темы "о главном". Не любит иметь над собой начальство, ценит собственную инициативу. Для него очень важны отношения с окружающими людьми.

Смешанная стратегия мышления. Такие люди в зависимости от ситуации используют то правополушарное, то левополушарное мышление. Чем больше очков вы набрали в таблице по графе Л или П, тем больше склонность к соответствующему типу мышления. Такой человек имеет тенденцию к непредсказуемости.

Интегрированный тип мышления. У такого человека одновременно и одинаково сильно работают оба полушария. Если по одной из граф Л и П вы набрали больше очков, чем по другой, это означает, что в принципе соответствующий тип мышления у вас преобладает и в некоторых случаях эта тенденция может проявиться - например, при решении особо сложных проблем.

Независимо от того, какой тип мышления у вас преобладает, вы можете научиться и другим стилям. Как видно на примере людей с интегрированным или смешанным типом мышления, человек способен одинаково эффективно использовать и логику, и интуицию. Если вы склонны к логическому подходу к проблемам, попробуйте включить интуицию. Если многое у вас построено на эмоциях и интуиции, попробуйте применить логический анализ.

По материалам журнала "Omni" (США).

Оба больших полушария выполняют важные функции. Правое полушарие воспринимает мир таким, каков он есть, во всем многообразии, левое полушарие упрощает мир, чтобы его можно было изучать и как-то менять. Без правого полушария мы бы превратились в роботов, без левого - не смогли анализировать и действовать, мир превратился бы в хаос.

Левое полушарие из всего разнообразия связей и отношений, выбирает простые, непротиворечивые и на их основе создает однозначно понимаемый смысл, благодаря которому достигается полное взаимопонимание между людьми. Например, 2+2=4. Такая однозначность и определенность позволяет анализировать, делать логические выводы. При этом контекст, затрудняющий понимание смысла, конкретность, ясность картины, вносящий противоречие, беспощадно исключается. Например, логическому мышлению недоступно, как человека можно одновременно и любить, и ненавидеть.

Преобладание левополушарного мышления обедняет человека, лишает его сочности восприятия, понимания всей полноты неисчерпаемо богатого мира и радости от вовлеченности в него. В каждом случае решения внутренних или межличностных противоречий, есть различные нюансы, которые невозможно свести к общему знаменателю логики. Поэтому доминирование логического, формального мышления может приводить к тупиковым и неразрешимым умозаключениям.

Неполноценность образного («правополушарного») мышления создает постоянные конфликты со средой и с самим собой. Потому что логическое мышление по природе своей альтернативно, оно не признает полутонов, компромиссов между «да» и «нет». Образное же мышление находит непредсказуемые, незаурядные и оригинальные выходы в самых безнадежных условиях.

У правого полушария прямо противоположное левому назначение. Оно мгновенно воспринимает реальность во всем богатстве противоречивых, неопределенных и многозначных связей и образует многоликий смысл.

Правое полушарие все объединяет, создавая неповторимый сплав. Именно правое полушарие способно к созданию многозначных связей и выявлению новых, и соединению их с существующим опытом (что и составляет основу озарений).

Благодаря образному мышлению удается на иррациональном уровне разрешать внутренние конфликты, которые с логических позиций выглядят тупиковыми.

Неполноценность или неразвитость правополушарного мышления (образного) является проявлением не только психических и соматических (телесных) расстройств, но и важным звеном в механизме развития этих нарушений.

Кроме нашей сознательной (левополушарной) части психики существует значительная часть (правополушарная) - это наше бессознательное. Ее не контролирует сознание. В бессознательном хранится огромный пласт информации, опыта, который не имеет «прошлого» и «будущего». В бессознательном всегда настоящее. Это означает, что любые события и впечатления нашей жизни воспринимаются как настоящие. Они влияют на нас постоянно. Например, какие-либо неприятные впечатления детства или далекой юности живут в бессознательном и воспринимаются нами как происходящие сейчас. Бессознательное влияет на наше поведение и на все процессы в организме, причем это влияние редко нами осознается.

Уже на первом году жизни мы получаем опыт в символическом виде. Этот опыт запоминается психикой, и на его основе формируется представления о самом себе, об окружающем мире, об отношениях с ним. Эти представления существенно влияют на наше поведение, отношения и здоровье. И самое грустное, что эти представления нами могут не осознаваться, а значит и изменить то, что мы не знаем, трудно. Если эти представления негативные, то мы будем стремиться к соответствию внутреннего и внешнего - будем отказываться от успеха, здоровья, благополучной семьи и т.д.

Внутренние образы влияют на нас не менее активно, чем любой внешний предмет. Из психофизиологических исследований: образы жизненно важных событий и объектов могут вызывать такие же поведенческие реакции, как и восприятие этих же событий и объектов наяву.


Кустодиев Б.М. «Балаган»

Символический мир, мир культуры способен оказывать на наше развитие более существенное воздействие, чем самые серьезные реальные события.

Информация, попадая в правое полушарие (если по каким-то причинам не была вовремя осознана) хранится в закодированной форме и недоступна для левого полушария (сознания).

Внутренний мир сокровенен, в него не залезешь с микроскопом, это мир открывается только посредством образов.

Правое полушарие - источник бессознательной мотивации (желания действовать), оно автоматическое. Если там все в порядке - мы успешно достигаем своих целей, как на автопилоте. Но если там существуют убеждения противоположные нашим сознательным целям, то никакими уговорами, внушениями, изменением поведения исправить наши бессознательные установки невозможно.

Корни наших проблем спрятаны в бессознательных слоях психики и использование языка логики ничего не меняет, а ведет в тупик. Наши умные «левополушарные» мысли никак не влияют на решение «застойных» проблем. Если бы можно было запросто менять один образ мыслей на другой, все были бы богатыми, уверенными и любимыми, повторяя перед зеркалом: я богат, уверен и любим.

Проблема, которую мы гоняем по кругу своего мысленного лабиринта, не решается. Если мы, в ходе долгих усилий и анализа, поймем, что нас неправильно воспитали родители, мама нас не так пеленала - это ничего не изменит.

За счет чего происходят изменения при психотерапии? При психотерапии активизируется функция правого полушария мозга, которая была заблокирована из-за активности левого (мысленного анализа). И мы сходим с узкоколейной логики и расширяем свое понимание проблемы. Правополушарная способность к установлению разнообразных связей, к многозначному мышлению позволяет разрешать личные вопросы.

Чтобы активизировать функции правого полушария (бессознательного) необходимо побыть в диалоге с собой. Наше бессознательное подготавливает нам события, действия, идеи, но мы пока об этом не знаем, мы не видим весь этот процесс подготовки, пока оно нам не выдаст готовый, зрелый плод своей работы.

Утрата контакта с собственным внутренним миром приводит к скоплению проблем и «заталкиванию» их подальше от сознания.

В наш гоночный век, век информационного бума, бесконечных школ личностного роста так важно остановиться, остаться наедине с собой, побыть и послушать себя. И после регулярных таких «разговоров», у нас не будет другого пути, как личностно подрасти, и это произойдет естественно.

Неоправданные требования среды приводят к чрезмерному психоэмоциональному напряжению, вызывающему отрицательные реакции и состояния, ведущие к срывам нормальной психической деятельности.

Во избежание массового удушья личностным ростом предлагаю простое человеческое развитие.

Нервная система требует отдыха, бесконечные стимулы истощают ее. Мозг необходимо беречь, постоянное напряжение ведет к сбою и нарушениям. Жить в постоянном ускорении и стрессе невозможно. Нужно находить время для себя, побыть с собой в диалоге и тогда, все, за чем мы гнались, само догонит нас.

В диалоге с собой происходит то же, что и в кабинете у психолога. Мы вступаем в диалог, и благодаря функции больших полушарий, находим в себе ответы на свои вопросы. И есть масса вопросов и задач, которые можно и нужно решать самостоятельно.

© Кириллова Л.С. , 2016
© Публикуется с любезного разрешения автора

Уже давно известно, что правое и левое полушария мозга значительно отличаются между собой и выполняют разные функции в целостности человеческого мышления. Правополушарное мышление характеризуется чувственностью, абстрактным и пространственным восприятием окружающего мира. Также подобный тип мышления называют художественным или творческим.

Теория о том, что у левши преобладает правополушарное мышление полностью подтверждается тем, что для мозга характерен перекрест и правое полушарие мозга отвечает за координацию левой части тела.

Творческий тип мышления развит у каждого человека, однако в современном мире из-за высокого уровня социализации, определенных норм поведения и воспитания в конечном итоге правое полушарие подавляется. Наиболее оптимально, чтобы правополушарное мышление гармонировало с левополушарным, тогда работа мозга становится в 5 раз эффективнее.

Люди, у которых ярко выражено доминирование правого полушария, характеризуются рядом особенностей:

  • Трудно организовываются, не имеют порядка в действиях, не умеют жить по намеченному плану;
  • Эмоционально открытые люди, с которыми просто найти общий язык, но очень непредсказуемые;
  • Любят поразмышлять, пофилософствовать;
  • В жизни преобладает спонтанность, из-за чего могут быть проблемы с распределением времени и выполнением задач в намеченные сроки;
  • Любую картинку, задачу или идею оценивают в целом, не вникая и не анализируя детали;
  • Решения и поступки у них основаны на эмоциях, чувствах;
  • Зачастую имеется талан к какому-нибудь творческому направлению или к нескольким сразу;
  • Полагаются на интуитивные ощущения, а не на логическую оценку ситуации;
  • Хорошо работают в коллективах, любят творческий подход к работе;
  • Предпочитают современные направления в музыке;
  • Работу могут выполнять в любых условиях (телевизор, музыка, разговоры), но легко отвлекаются и перескакивают с одного занятия на другое;
  • Из животных больше всего любят кошек.

У людей, имеющих такие характеристики, отмечается подавление левого полушария, и для более эффективной работы мозга следует обратить внимание на развитие логического мышления.

Зачем развивать правополушарный тип мышления?

Известный профессор Хризмен отмечал, что люди-правополушарники подлежат исчезновению, что является угрозой для нации, так как именно они являются генераторами идей.

Развитие правополушарного мышления имеет огромное значение на современном рынке бизнеса, так как именно оно отвечает за креативность. Люди, достигшие гармонии в работе обоих полушарий, придумывают удачные идеи, непохожие ни на чьи раннее, могут находить неординарные выход из плачевных ситуаций, умеют находить связи между понятиями. Рекомендуем подробнее почитать о креативном мышлении и его развитии на нашем блоге.

Развитие правополушарного типа мышления позволяет:

  • Значительно улучшить условия на производстве;
  • Создавать и приводить в действие новые удачные концепции развития;
  • Достигать более высоких результатов в коллективе благодаря понимаю индивидуальных особенностей каждого его члена;
  • Принятие интересных, но обоснованных решений;
  • Построение действующих схем, позволяющий максимально организовать работу коллектива.

Активизация правополушарного мышления позволит видеть картинку целиком, а не отдельные детали. Человеку будет проще находить общий язык с коллективом, конкурентами, просто окружающими людьми, что несомненно важно в мире тесных контактов друг с другом.

Как развивать правополушарное мышление?

Современная система обучения активно подавляет правое полушарие мозга, активируя левое. Для достижения гармонии в образности и логичности следует произвести обратное действие.

Существует несколько эффективных особых методик йоги, направленных на остановку левого полушария и запуск правого. Эффект достигается специально разработанными тренингами, основанными на знаниях о функционировании мозга.

Для того чтобы добиться развития правополушарного типа мышления без затрат времени и сил, достаточно выполнять несколько простых, но эффективных упражнений;

  • Активация образного мышления. Для этого вам нужно будет принять максимально удобную позу, расслабиться и закрыть глаза. Помощник будет медленно зачитывать вам слова, которые нужно наиболее реалистично представить. Начинают, как правило, со зрительных образов предметов, например, стол, ковер, радуга. Затем переходят к слуху, пытаясь воспроизвести в голове шум дождя, рычание тигра и множество других образов. После этого продвигаются к тактильными ощущениям, к которым относятся: поглаживание шерсти кошки, прикосновение ко льду и т. д. В последнюю очередь приступают к запахам и вкусу, которые также нужно представить максимально реалистично.
  • Угадывание пословиц. Известные выражения следует изображать без помощи слов только жестами и мимикой. Развитие правополушарного мышления при этом упражнении отмечается у обоих участников.
  • Рисование. Экспериментально доказано, что уроки рисования (некоторые из которых целенаправленно созданы для активации правого полушария мозга) положительно влияют на образность мышления и улучшают навыки креативности.

Прослушивание гармоничной и красивой музыки оказывает положительное влияние на правополушарное мышление. К тому же все известные композиторы, несомненно, обладали доминирующим правополушарным типом мышления.

Развивать правополушарное мышление можно в любом возрасте, как и тренировать свой ум . Кроме того, после окончания учебы, когда нет факторов, подавляющих данный тип мышления, сделать это гораздо проще.

Правополушарные люди, или левши

Правое полушарие головного мозга управляет подсознанием и абстрактным мышлением, ориентировкой в пространстве и сферой чувств. Оно отвечает за образную память, восприятие музыки, интонации и ритма, выразительность звучания. Экспериментальным путем установлено, что если слушать музыку левым ухом, через наушник, мелодия узнается быстрее. Правополушарные люди лучше понимают классическую музыку с ее тонкостями и нюансами. Они выдают высокий уровень ассоциаций. Им нетрудно абстрагироваться от конкретики и обобщать. Те, у кого больше активизировано правое полушарие, дольше сохраняют в памяти самые различные впечатления от увиденного и услышанного.

Левое полушарие отвечает за речь, оно «мыслит» с помощью слов. Правое полушарие «мыслит» образами, оно считывает информацию, заключенную не в словах, но в интонациях, мимике и жестах. Правополушарному человеку важно не столько то, что сказано, сколько то, как сказано.

Марина пришла на прием к детскому психологу с тревогой по поводу поведения своего четырехлетнего сына: по ее мнению, мальчик неадекватно реагирует на общение. На приеме как раз и произошла демонстрация такой «неадекватной» реакции. Марина несколько раз подзывала Артема к себе, поскольку мы попросили ее об этом, но он увлекся конструктором и никак не мог от него оторваться, а потому в ответ на первые две просьбы просил «еще минуточку» поиграть. На третий раз Марина, сжав губы и сузив глаза, процедила, не повышая тона, но «металлическим» голосом: «Артем, оставь немедленно конструктор и подойди ко мне». Артем тут же скуксился от обиды и решительно заявил: «Не кричи на меня!» Конечно, мать говорила ровным голосом, но ее мимика и жесты именно «кричали», и ребенок это услышал. Как призналась потом Марина, она ушла от нас одновременно и успокоенная, и обеспокоенная. Она поняла, что с ее мальчиком все в порядке, просто он явно правополушарный (кстати, и ложку-вилку, и карандаш Артем с детства берет левой рукой), и уверенность в «нормальности» сына не могла ее не обрадовать. Зато теперь ее беспокоит другое: как общаться с ребенком, тонко чувствующим интонацию, как научиться владеть собой.

Левое полушарие помогает нам прочесть книгу и понять ее. Правое полушарие, будучи достаточно развитым и натренированным, дает возможность «читать между строк» и «слышать между слов». Это оно заставляет нас перечитывать вновь и вновь давно знакомые произведения, поскольку каждый раз мы наталкиваемся на какие - то открытия, на то, что осталось незамеченным при предыдущем прочтении или просмотре.

Давайте устроим еще одну проверку на право- и левополушарность. Прочитайте балладу А. М. Горького «О маленькой фее и молодом чабане». Читая, постарайтесь найти и кратко сформулировать основной смысл произведения в виде резюме.

В лесу над рекой жила фея,

В реке она ночью купалась

И раз, позабыв осторожность,

В рыбацкие сети попалась.

Смотрели рыбаки, дивились…

Любимый товарищ их, Марко,

Взял на руки нежную фею

И стал целовать ее жарко.

А фея, как гибкая ветка,

В могучих руках извивалась

Да в Марковы очи смотрела

И тихо над чем-то смеялась.

День целый они целовались,

А чуть только ночь наступила, -

Пропала красавица фея,

А с нею и Маркова сила.

Дни Марко все рыскал по лесу,

А ночи сидел над Дунаем

И спрашивал волны: «Где фея?»

А волны смеются: «Не знаем!»

Повесился Марко на горькой,

Трусливо дрожащей осине…

И други его схоронили

Над синим Дунаем в теснине.

Ночами к нему на могилу

Та фея сидеть приходила…

Сидит и над чем-то смеется…

Ведь вот как веселье любила!

Купается фея в Дунае,

Как раньше, до Марко, купалась…

А Марко уж нету! От Марко

Лишь песня вот эта осталась!

А теперь проверьте себя.

1. «В памяти людей остаются только те, кто каким-то образом выделился, сделал что-то необычное» - вы задействовали левое полушарие.

2. «В мире существуют непонятные и неподвластные человеку силы», - вы «читали» правым полушарием и обратили внимание на подтекст.

3. «Часто мы мним себя хозяевами положения, не являясь таковыми на самом деле», - такой вариант получается, если вы, согласившись с резюме № 1, не успокоились и перечитали легенду. Во время чтения вы «затормозили» на строке, где фея «тихо чему-то смеялась». Все это означает, что вы относитесь к смешанному типу, то есть способны включать по своему желанию оба полушария.

Если левое полушарие отвечает за логику, то благодаря правому полушарию становятся возможны интуитивные прозрения и открытия. Таблица Менделеева «приснилась» ученому во сне, когда левое полушарие, ответственное за работу сознания, было временно «отключено». Интуиция и озарение - методы работы правого полушария. Поэтому правополушарными являются многие творческие люди - артисты, поэты, художники и музыканты. Правополушарные люди просто обожают все разглядывать и любоваться самыми незначительными вещами.

Моя дочь в возрасте трех лет просто сводила нас всех с ума. Мы спешили куда-нибудь, а она застывала на каждом шагу: «Мама, смотри, листочек», «Ой, мама, собачка какая!» и т. д. Ее приводило в восторг все, ей все нужно было рассмотреть. Оторвать ее от созерцания было примерно тем же, что «из болота тащить бегемота», в общем, работа нелегкая, тем более, что девочка страшно обижалась и закатывала истерику. Так что мы предпочли выходить как минимум на полчаса раньше, чтобы наш «глазастик», как мы ее называли, мог в свое удовольствие рассматривать мир.

Если ваш ребенок может полчаса разглядывать травинку, не прерывайте такой процесс созерцания. Это не повышенная вредность и не каприз, но порыв души. Как знать, возможно, у вас подрастает будущий Леонардо. Если не знаете, как помочь ребенку, просто не мешайте.

Правое полушарие имеет сто глаз вместо двух, оно способно одновременно видеть многое, улавливать связи между предметами и событиями. Это им, «правополушарникам», принадлежит изречение о том, что в мире нет ничего случайного. Правополушарные люди легко принимают новое, они не консерваторы по своей природе. И в этом великий парадокс, так как они, принимая новое, постоянно оглядываются назад, смотрят на утраченное и ушедшее и потому чаще всего глядят на мир с пессимизмом. Казалось бы, чем выше интеллект, чем больше талантов и способностей, тем объективнее должна быть и самооценка человека. Но нет, самооценка сильно зависит от эмоционального мира личности, и потому именно одаренные от природы люди чаще, чем посредственности, сомневаются в своих талантах, переживают периоды глубочайших депрессий.

Поскольку правое полушарие отвечает за сферу чувств, не стоит удивляться, что правополушарные люди, среди которых немало левшей, обладают теми способностями, которые сегодня принято называть феноменальными. Подсознание, за которое отвечает правое полушарие, ведает всеми теми психическими функциями, которые мы не в состоянии контролировать. Сюда можно отнести в первую очередь интуицию и сновидения. Телепатия и гипноз, равно как и феномены автоматического счета и абсолютной памяти, также относятся к работе подсознания и, соответственно, правого полушария.

Вполне естественно и то, что многие левши имеют отношение к искусству и науке. Можно вспомнить ученых - И. П. Павлова и Дж. К. Максвелла, художников - Микеланджело и Леонардо да Винчи, знатоков слова, чувствующих его на вкус и на ощупь, - И. Даля и Л. Кэрролла. К гениальным левшам принадлежат такие личности, как Пол Маккартни и Чарли Чаплин. Если верить преданиям старины глубокой, то Юлий Цезарь, Александр Македонский и Наполеон также были левшами.

автора Хорсанд Диана Валерьевна

От левши до гения… один шаг? Новое становится старым, но через годы и старое сменяется новым. Так было и будет всегда. Рудаки Дети индиго, или Покой им только снится… Дети - что мы о них знаем? То, что вырывается наружу, - это только рябь на поверхности бездонного и

Из книги Если ребенок левша... автора Хорсанд Диана Валерьевна

Воспитание левши, или Как научиться жить в мире «правшей» Воспитание всегда предполагает, в первую очередь, воспитание родителем самого себя, а воспитание левши заставляет нас пройти «университеты самовоспитания».Проблемы у ребенка-левши могут возникнуть уже в детском

Из книги Если ребенок левша... автора Хорсанд Диана Валерьевна

Лучшее место в мире для маленького левши Левши, как люди преимущественно правополушарные, не страдают недостатком воображения. Скорее, их родители могут жаловаться на избыток воображения и фантаий у своих непонятных детей.Что же такое воображение? Это способность

Из книги Решаем школьные проблемы. Советы нейропсихолога автора Соболева Александра Евгеньевна

5. Левши – особенные дети? Основное направление работы нашего центра – коррекция нарушений обучения и поведения школьников. Причины их неуспешности различны: это и несформированность необходимых для процесса обучения функций головного мозга, и его строение, с которым

Из книги 10 глупейших ошибок, которые совершают люди автора Фриман Артур

Умные люди - тоже люди Человеку свойственно ошибаться.Если бы в любой момент жизни каждый из нас обладал всеми нужными знаниями для того, чтобы вынести на сто процентов верное суждение…Если бы каждый из нас всегда сохранял спокойствие, хладнокровие, здравый смысл,

Из книги Характеры и роли автора Левенталь Елена

ЛЮДИ ВСЯКИЕ НУЖНЫ, ЛЮДИ ВСЯКИЕ ВАЖНЫ Нет характеров плохих или хороших. Их разнообразие создано, по–видимому, для выполнения различных функций в жизни человеческой популяции, для выполнения своей особой роли.Энергичные циклотимики осваивают новые пространства и

Из книги Управляющий мозг [Лобные доли, лидерство и цивилизация] автора Голдберг Элхонон

Мятежники в меньшинстве: левши и поиски новизны Может показаться, что поиск новизны должен быть кардинальным атрибутом нашего неугомонного вида, но это не так. Люди склонны быть консервативными, тяготея к знакомому. Во время моих выступлений перед широкой публикой меня

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Люди дна Вот как описывает их журналист Павел Сорокин: «Петух», «законтаченный», «опущенный» – так называют заключенных, оказавшихся на лагерном дне. В эту группу «неприкасаемых» попадают осужденные, над которыми совершили насильственный акт мужеложства.Жизнь

Из книги Введение в психологическую теорию аутизма автора Аппе Франческа

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Люди Чувства всегда смешны, особенно тогда, когда они попадают в лапы посторонним, Эльфрида Елинек. А вот тут уже не все так просто. Да люди часто накапливают в себе негатив. Да иногда его становится выше крыши. И они начинают часто искать на кого бы его «слить». Что

Из книги Радость, гадость и обед автора Херцог Хел

3 Любовь к домашним животным Почему люди (и только люди) любят своих питомцев Считайте животных-компаньонов почти людьми - и не слишком ошибетесь. М. Б. Холбрук Июль 2007 года. Антуан, молодой француз чуть за двадцать, подходит к девушке, прогуливающейся по большому

Из книги Психология победы [Секреты подготовки олимпийских чемпионов и преуспевающих бизнесменов, или 24 часа в твою пользу] автора Кутовая Елена Ивановна

Глава V Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры, – а зачем? Итак, ты обрел свое счастье – родился талантливым (а рождаются одаренными все), чтобы отработать свою программу, чему-то поучиться новому, в чем-то себя реализовать, кому-то помочь. Что первое ты

Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл Шарлотта

Счастливые люди – успешные люди Исследования показывают, что условия, стимулирующие позитивные эмоции и увлеченность работой, улучшают качество работы и когнитивные способности. Когда вы увлечены, вы воодушевлены, счастливы и полны сил; вы больше сосредоточены на том,

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

Славные люди – тревожные люди Хотя славные люди могут не выглядеть тревожными, тревожность их не оставляет. Способность справляться с этим ощущением разнится от человека к человеку, а перемена условий жизни может повлиять на изменение ее уровня. Тем не менее славные

Из книги Россия – альтернатива апокалипсису автора Ефимов Виктор Алексеевич

«Финансовый климат» и конкурентная среда для Левши или для Остапа Бендера Исходя из предположения о сохранении и в перспективе либерально-рыночных принципов регуляции экономики России, оценим перспективы модернизации в «финансовом климате» 1990-х.Предположим, что мы в

Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Л.К. Чуковская «Люди как люди!» Разбуженная, моя память оказывается на удивление инфантильной. В именитых людях, посещавших наш дом по воскресеньям, а иногда и в другие дни недели, она сохранила черты не основные, а побочные, не главные, а случайные. Не те, какие в

 

Возможно, будет полезно почитать: