Психологический барьер в общении — как преодолеть? Морально-психологические «барьеры» общения Способы преодоления психологических барьеров.

НАТА КАРЛИН

Общение настолько привычная категория существования людей в социуме, что мы просто перестаем ее замечать. Без общения человек, да и не только человек (любое живое существо, обитающее в конкретном социуме) не мыслит себя. Люди общаются дома, на улице, в транспорте, на работе и т.д. Мы привыкли к тому, что слышим речь и понимаем ее, а если не понимаем, то учим язык, и . Однако препоном для общения между людьми становятся не столько языковые барьеры, существуют психологические барьеры общения. «Переступить» их самостоятельно можно, нужно только знать как правильно поступить.

Трудности и виды барьеров общения

Вы когда-нибудь разговаривали с человеком, который явно не хочет с вами разговаривать? Не понятно почему, между вами и ним стоит невидимая стена, сквозь которую не только не поступает от него информация, но, как вам кажется, и он мало что понимает из вашей речи. Именно эта невидимая преграда и называется барьером в общении в психологии. Истоков появления этой причины множество:

Характер человека;
Воспитание;
Уровень образования;
Возраст;
Статус в социуме;
Сложившаяся ситуация и другое.

С уверенностью нужно отметить, что с этой проблемой сталкивался каждый человек, живущий на планете Земля.

В процессе общения, причины, которые ставят барьер между людьми, бывают сознательными и бессознательными. Сознательные причины – это те, которые человек может объяснить себе и собеседнику. Бессознательные, когда истоков нарушения общения люди не могут понять и объяснить. Особенно сложно наладить контакт в том случае, если оба партнера имеют трудности с общением.

Итак, на какие виды барьеров психология подразделяет общение?

Семантический барьер

Подобный барьер возникает от разночтений слов и понятий, которыми оперирует собеседник. Это самый распространенный барьер, потому что для всех людей одинаковые вещи трактуются по-разному. Для одного мужчины лучшая жена – это хозяйка, мать его детей, умница и красавица, а для второго – та, которая ему не перечит и молча сидит дома с детьми, не имея права голоса. Поэтому утверждение из уст мужчин о том, что все женщины одинаковые, звучит по-разному. Говорят они одну и ту же фразу, но звучит она для каждого по-своему. Понимая, что не нашли единого русла в разговоре, собеседники сталкиваются с барьером на пути к взаимопониманию и согласию. Для преодоления конкретно этого барьера, собеседники должны иметь представление о мире и жизни, которыми живет оппонент. Нужно знать обороты речи собеседника, его манеру высказывать мысли, чтобы не возникало разночтений в произнесенных фразах. Если вы видите, что ваш собеседник находится в замешательстве, пытаясь расшифровать мысль, которую вы вкладываете в ту или иную фразу, не торопитесь, остановите свой монолог, и объясните партнеру, что вы имели в виду. Расшифровывайте теми словами и понятиями, которыми оперируют большинство людей, чтобы максимально доходчиво донести до собеседника мысль.

Логический барьер

Логический препон в разговоре – это , а затем их выражать с помощью речевого общения. Это люди, которые не могут подобрать слова для выражения определенной ситуации или не в состоянии справиться с потоком мыслей и эмоций, пролетающим в его мозгу. Причинами подобных проявлений могут стать следующие факторы:

Сталкиваясь с таким человеком, наберитесь терпения, слушайте его с олимпийским спокойствием, и спрашивайте. Только в этом случае, вам удастся дождаться «рационального зерна» из всего услышанного. Если вы сами являетесь таким человеком, следуйте правилам:

Слушайте внимательно тех людей, которые умеют красиво говорить. Наверняка, среди ваших знакомых есть такие;
Купите обучающую литературу. Это может быть учебное пособие по логике или мастер класс по искусству ораторов;
Сходите на курсы ораторов.

Попросите друзей помочь вам преодолеть логический барьер с помощью «обратного общения» и их рекомендаций.

Фонетический барьер

Это выражение своих мыслей не точно, не понятно для оппонента. Это очень мешает воспринимать информацию, которую вы доносите. Если вы подозреваете, что техника вашей речи недостаточно профессиональна, но внимание собеседника вам необходимо удержать во что бы то ни стало, есть несколько рекомендаций:

Барьеры в деловом общении преодолеваются следующим путем: слушайте собеседника и приспосабливайтесь к его манере выражать мысли и говорить. Особенно любезно с вашей стороны будет по теме беседы;
Барьеры в неформальном общении переступить проще – вы объясняете собеседнику, что не понимаете его, и вместе ищете выход из ситуации. Только делать это нужно очень мягко и тактично, чтобы

Барьер модальности

Человек способен воспринимать окружающий мир с помощью пяти органов чувств:

Зрение;
Слух;
Обоняние;
Осязание;
Вкус.

Однако для каждого из людей существует приоритетный орган, основываясь на восприятии которого мы и рисуем собственную картину мира. Это и называется модальностью. Человек, обладающий слуховой модальностью, с меньшей степенью доходчивости воспринимает визуальную или осязательную информацию. Чтобы определить модальность собеседника, графики включайте аудиозаписи или видеоролики, прикасайтесь. Каждое действие подкрепляйте соответствующими глаголами: видеть, слышать, чувствовать и т.д.

Личностный барьер

Личностный барьер ставится между людьми в том случае, если один из собеседников, по определенной причине, не нравится другому. Однако некоторые люди более лояльны к недостаткам других, поэтому им легче преодолеть в себе . В противном случае, общение между людьми становится невозможно. Это происходит от того, кто не может остановиться в своих ощущениях дискомфорта или обладает теми недостатками, которые раздражают собеседника: медлительность, невоспитанность, суетливость и т.д. Не стесняйтесь прослыть невеждой, сообщите собеседнику о том, что вас так раздражает в его поведении. Однако не забывайте и о том, что все мы не без недостатков, поэтому .

Мотивационный барьер

Этот барьер имеет место в тех случаях, когда мотив вступления в разговор у людей разный. Например, вы хотите поговорить с мужем о , а он — обсудить с вами проблему . В этом случае люди не только не поймут друг друга, это может привести к возникновению конфликта в семье. Для того, чтобы избежать неприятностей, перед началом разговора озвучивайте тему, на которую вы хотите пообщаться.

Барьер некомпетентности

Этот барьер зачастую возникает между сотрудниками. Собеседника раздражает некомпетентность второго, благодаря этому возникают такие чувства, как:

Злость;
Досада;
Ощущение, и т.д.

Выхода из этой ситуации два:

Ненавязчиво объяснить человеку о том, что он несостоятелен в данном вопросе, и помочь добиться совершенства;
Закончить разговор, и больше не заводить его на эту тему с данным собеседником.

Выбор сделать можно исходя из ваших целей.

Этический барьер

Этот вариант встречается там, где происходит общение между людьми разного уровня воспитания. В этом случае, следует либо принять точку зрения собеседника и не стараться его перевоспитывать, либо уйти от общения. Как правило, люди, имеющие общую цель, стараются найти обоюдное согласие, и продолжать делать общее дело.

Барьер стилей общения

Все люди имеют собственный стиль общения, который зависит от следующих факторов:

Характера;
Импульсивности;
Воспитания;
Профессиональных особенностей и т.д.

Стиль общения человека формируется годами, и изменить его, если не невозможно, то крайне сложно. Мотиваторами стиля общения людей в социуме выступают:

Самоутверждение в обществе;
Поддержка;
;
Отношение к окружающим;
Отношение к самому себе;
Манера влияния на окружающих и т.д.

Как правило, собеседнику, преследующему определенную цель, приходится принять стиль общения другого человека.

Эстетический барьер

Вам приятно общаться с неопрятным человеком, от которого дурно пахнет? Найдется не много людей, которые «закрывают глаза» на эту проблему. Поэтому неприязнь, возникающая при виде такого индивидуума, распространяется и на общение с ним. Только в случае крайней необходимости, происходит контакт с подобными людьми.

Социальный барьер

Здесь немаловажную роль играет социальный статус собеседника в обществе. Однако это подсознательная установка человека, которая исчезает в тот момент, когда человек не знает статуса, находящегося перед ним собеседника.

Барьер отрицательных эмоций

Вы когда-нибудь разговаривали на отвлеченные темы с человеком, крайне раздосадованным какой-либо проблемой? Это невозможно! Либо вы не можете увести его мысли в русло предстоящего разговора, либо принимаете на свой счет все (которые с вами никак не связаны). В этом случае, серьезные и значимые разговоры, откладываются до лучших времен.

Барьер установки

Это один из самых неприятных барьеров, которые возникают между людьми. Зачастую, общественное мнение (сплетни) бежит впереди того, о ком оно возникло. Собеседник может не знать вас, как человека, но быть «наслышанным» о вас. Честно спросите человека, что конкретно является его причиной в . Разберитесь в сложившейся ситуации, и объясните ему, что он ошибается.

Барьер двойника

Зачастую мы ждем от собеседника того же, что сделали бы сами. Иллюзии на этот счет воспринимаются другой стороной, как навязывание собственного мнения. Не ждите от партнера проявления собственных черт характера или ответной положительной реакции на ваши высказывания.

Барьер грубости

Этот вид барьера относится к плохому воспитанию людей. В ответ на наши реплики, следуют агрессия и невежество. Вариантов два:

Перетерпеть и промолчать;
Уйти от разговора, и не общаться с этим человеком.

Второй вариант развития событий, в этой ситуации, наиболее приемлем.

Барьер неумения слышать и слушать собеседника

Этот барьер обусловлен невниманием человека к чужим проблемам, невоспитанностью или отсутствием интереса к теме разговора. Чаще, неумением слушать собеседника, страдают люди, которые зациклены на собственном «я» и своих проблемах. Если вы нуждаетесь в этом общении, говорите так, чтобы человеку стало интересно вас слушать. Меняйте тему разговора, но в результате возвращайтесь к мысли, которую вы стараетесь до него донести. При этом помогает , мимики, смена интонации.

Чаще других сталкиваются с барьерами в общении следующие категории людей:

;
Невоспитанные;
Уровень образования которых ниже среднего;
Недоверчивые и мнительные;
Эгоцентричные;
Склонные к манипулированию другими людьми;
Старающиеся извлечь выгоду из всего, что происходит вокруг;
Недовольные собой, своей жизнью и положением в обществе.

Список этот бесконечный. Главное, если вы чувствуете, что при любом развитии событий, между вами и собеседником встает барьер в общении, ищите истинные причины его появления, работайте над собой, но не прекращайте общаться.

1 марта 2014, 14:24

Слово «барьер» довольно многозначно и чаще всего подразумевает препятствие на пути (в спорте - бег с барьером), но также может иметься в виду пороговое значение какой?либо характеристики (преодоление звукового барьера) и даже запрет (барьер инцеста в психоанализе).

Психологический барьер - это внутреннее препятствие психической природы, мешающее человеку успешно выполнять определенные действия. Оно состоит в усилении отрицательных переживаний и установок: страха, тревоги, низкой самооценки, стыда, чувства вины и т.д.

Часто бывает, что со временем психологический барьер обретает характер комплекса из?за объединения разного рода идей, установок и выработанных привычек, а тревога может перерастать в фобию .

Страх каких?либо начинаний в современной психологи относят к новым типам фобий (неофобии). Их стали диагностировать в профессиональной деятельности человека. Сюда относятся люди, которые боятся смены привычных способов осуществления деятельности и которых обычно называют консервативными. В группе риска - люди, имеющие относительно продолжительный стаж работы в одной сфере. Есть исследования, которые показывают, что возможность появления неофобии особенно повышается у людей после 40 – 45 лет.

Действительно, довольно большое количество людей имеет психологический барьер начинать что?либо важное в своей жизни : вступить в отношения, получить еще одно образование/профессию, организовать карьерный рост, сменить работу, организовать собственный бизнес «с нуля», поменять квартиру, переехать в другой город или страну, сменить свое окружение, заняться новым увлечением (хобби) и т.д. В обыденной жизни можно услышать жалобу: надо начать все сначала, но уже поздно! Лингвистически эта фраза содержит «токсичные» установки : поменять следует сразу все, придется вернуться к состоянию «нуля», есть срок, после которого уже предпринимать что?либо не имеет смысла.

Как раз не стоит менять все и сразу! Все самые важные перемены следует осуществлять комфортно и поэтапно. Следует правильно использовать свой опыт: никакого нуля в опыте нет! В любом возрасте можно менять свою жизнь и становиться эффективным! В истории человечества множество примеров, когда люди в зрелом возрасте круто меняли свою жизнь, достигая высот и делая счастливым себя и свое окружение!

Конечно, в каждом конкретном случае установки, которые скрываются за психологическим барьером, имеют индивидуальный характер. Консультанту важно уметь их правильно диагностировать и затем подбирать нужные средства помощи. В моем авторском методе «Коучинг жизненного пути личности» разработан целый комплекс средств, направленных на развитие данной компетентности. А для клиентов создана целая серия консультационных сессий, позволяющих быстро и эффективно справиться с подобными сложностями.

Что же скрывается за обсуждаемым типом психологического барьера? Чаще всего это следующие симптомы:

  • Страх неопределенности.
  • Отсутствие мотивации к выходу из достигнутой зоны комфорта.
  • Низкий уровень развитости инициативной самостоятельности (субъектности).
  • Выработанный сценарий жизни, который не создает должной направленности в будущее и не ориентирован на преобразования себя, своего пути, достижение нового.

Чаще всего два первых симптома из этого списка преобладают. Именно поэтому мы остановимся на них. Кроме того, двум другим уже посвящен целый ряд статей автора, доступных для прочтения в режиме онлайн.

Итак, чтобы статья стала для читателя практическим инструментом уже сейчас, выполните простую диагностику. Для этого осуществите следующие шаги интеллектуального алгоритма, который я предлагаю своим клиентам в подобных случаях:

  • Оцените, какого рода изменения из перечисленных выше (отношения с близкими, социальное окружение, работа, образование, карьерный рост, собственный бизнес, место жительства, финансовое благополучие и т.д.) вызывают наибольшие сложности?
  • Сформулируйте возможный желаемый результат изменений.
  • Начните представлять желаемый результат в выбранном контексте детально так, как если бы он уже произошел, и отслеживайте, какие мысли и чувства у вас возникают.
  • Представьте более детально сам ход и процесс достижения (свою активность, систему действий).
  • Отследите для себя различия между представлением результата и хода реализации.

Если что?либо не получилось сразу, то повторите этот шаг или даже весь алгоритм несколько раз. В итоге оцените сами, в чем сложность: она больше в негативных состояниях (беспокойство, тревога, страх и т.д.) или недостатке мотивации из?за достигнутой зоны комфорта? Кроме того, вам сразу станет очевидным еще один аспект сложности: дело в качестве самих изменений или в вашей активности (вам сложно представить себя реализующим изменения). Что совсем не одно и то же, это следует хорошо различать. Ведь чем лучше знаешь своих «врагов», тем больше шансов найти варианты справиться с ними. Наиболее общим отличием будет следующее: «страх» имеет более выраженную чувственную окраску, и эмоции преобладают над размышлениями, а проявление зоны комфорта чаще, наоборот, связано с множеством «фоновых мыслей», отговорок, что происходит в относительно нейтральном состоянии (эмоциональный фон незначительный и чаще всего связан с сожалениями от упускаемой выгоды). Для страха неопределенности также характерно отсутствие четких представлений (внутренних образов) о результате и процессе изменений.

Теперь остановимся более подробно на каждом из симптомов .

Говоря о симптоме «страх неопределенности» , важно изначально отличать тревожность и фобию .

Под словом «страх» люди склонны понимать один из видов чувственного психологического барьера. Например, довольно часто можно услышать: я боюсь выступать перед аудиторией. Это зачастую не означает, что у человека именно фобия на зрительный зал. Скорее всего, у него проявляется тревожность.

Если упрощенно выделить главное, их можно различать как проявление страха различной интенсивности. Не вдаваясь во множество профессиональных тонкостей отличия страха от фобии, можно отметить, что

тревога - это проявление негативных эмоций, связанных с несоответствием ожиданиям и привычному положению дел, предчувствие негативного исхода или опасности.

Она не является патологическим состоянием, а наоборот, связана с подсознательной мобилизацией психических сил организма для преодоления потенциально негативной, опасной ситуации. Людям свойственно тревожиться, иначе человеческие существа были бы лишены важнейшей информации от наших биологических индикаторов, которые все время «на чеку». Например, стоит почувствовать запах дыма или бытового газа, как человек начинает беспокоиться о своей безопасности. Иногда тревогу определяют как легкое (невысокой интенсивности) проявление страха. Фобия - это сильно выраженный (очень высокой интенсивности), патологический страх, не поддающийся логическому объяснению, устойчивое переживание излишней, неконтролируемой тревоги. Оно сопровождается мощной физиологической реакцией: оцепенение, напряжение мышц, задержка дыхания, потение рук и т.д. Кроме того, фобия неопределенности имеет, как правило, широкий охват ситуаций. Иными словами, если человек боится любых новых обстоятельств, то у него фобия! Например, он очень боится позвонить в новую организацию, пойти в незнакомое место, поехать другой дорогой, записаться на прием к незнакомому врачу и т.д. На Западе неофобию эффективно лечат при помощи психофармакологии, но она не настолько опасна для того, чтобы прибегать только к такому способу борьбы; также хорошо работают психотерапевтические практики.

Читателю сразу полезно определиться, проявляется ли у него тревожность в отношении новых начинаний или же действительно он «панически боится» всего неизвестного . Для этого полезно вернуться к итогам диагностики.

Достаточно оценить интенсивность эмоционального состояния и вспомнить типичные физиологические проявления. В случае неофобии, что бывает крайне редко, следует обратиться к психотерапевту.

В ситуации проявления тревоги имеет смысл понять то, с чем она связана. Ниже приводится чек?лист наиболее распространенных причин:

  • Тревога перед отсутствием опыта.
  • Тревога потерпеть полный крах, не справиться с «большим делом».
  • Тревога отсутствия стартовых ресурсов (денег, здоровья, времени).
  • Тревога ошибиться.
  • Тревога слишком большой ответственности, не достигнуть «идеального» качества результата, не быть совершенным (перфекционизм).
  • Тревога потерять то хорошее, что имеешь.
  • Тревога возрастного ограничения.
  • Тревога растратить себя (силы, энергию и т.д.).
  • Тревога плохо выглядеть в своих собственных глазах.
  • Тревога плохо выглядеть в глазах других людей.

Первые восемь вариантов показывают собственно содержание причин - то, вокруг чего возникают тревожные состояния, а два последних - локализацию возможной негативной оценки («я» – «другой»).

Знание того, что именно вызывает беспокойство, уже является частью решения сложности. Кроме того, тревога (страх) сообщает дополнительную энергию, которой можно пользоваться! Как же это можно сделать? Один из общих механизмов трансформации тревоги довольно прост, он связан с изменением смысла и отношения сначала к самому состоянию, а затем к его причине, после чего полезно прояснить все, что связано с неопределенностью, так как неизвестность следует «лечить» ясностью.

  1. Определите ваше личное позитивное намерение данного состояния. Для этого подумайте о том, что важного и при этом полезного заложено в тревоге? Найдите (запишите) несколько ответов. Например, она как минимум не оставляет вас равнодушным, побуждает искать выход из ситуации. Помогает вам сосредоточить свое внимание на причине тревоги, чтобы не пропустить возможную проблему. Может быть, тревога - это способ вашего бессознательного вовремя предупредить и дать вам хорошо подготовиться, прежде чем осуществлять какие?либо изменения? Тогда степень тревоги (интенсивность) - это критерий вашей внутренней готовности? В итоге тревога не столько останавливает вас, сколько призывает к еще большей активности на стадии подготовки перемен?
  2. Найдите новый смысл причины тревоги. Для этого подумайте о противоположных случаях, таких ситуациях, когда причина приносила позитив. Например, в отношении «страха ошибки». Ошибки показывают продвижение. Есть ли хоть один человек, который без единого падения освоил тройной тулуп в фигурном катании? Опытный тренер скажет, что смена типа ошибки показывает уровень умелости! Тогда, возможно, промахи и оплошности - это первичные спутники опыта? И наоборот, справедливо утверждение: если вы не ошибались, значит, не научились ничему принципиально новому?
  3. Выявите собственный «рычаг управления» беспокойством, определите «порог чувствительности» . Осознайте, что именно будет уменьшать интенсивность тревоги? Что больше всего влияет на вашу эмоциональность в данной ситуации? Если позитивный смысл тревоги был в готовности к переменам, от каких ошибок данное переживание вас оберегает? Тогда что конкретно вам следует учесть? Каких именно ошибок избежать? Составьте список шагов, осуществление которых сведёт к минимуму данный тип ошибок. Например, если вы боялись потерять деньги, то что следует учесть в планируемых изменениях? Какие риски будут минимальными? Кто и что вам поможет получить финансовую гарантированность всего предпринимаемого? Найдите «порог чувствительности». В данном случае: сколько денег для вас критично потерять? Создайте шкалу «много» – «мало» тревоги: 1000 рублей, 5000, 10000, 20000 и т.д.? Найдите индивидуальный критерий. После этого оцените, в каких ситуациях планируемые перемены будут полностью приемлемы (безопасны). Разработайте несколько вариантов управления степенью интенсивности своего состояния. Например, в случае если перемены заключались в игре с «акциями», сколько конкретно можно вложить средств относительно легко для начала и на какой период? Определите точные границы.
  4. Найдите позитивные результаты и эффекты преодоления тревоги. Подумайте о том, что конкретно произойдет позитивного, когда вы справитесь с вашей тревогой. Что это будет значить для вас и вашей жизни? Также найдите несколько «расширительных» обогащающих смыслов. Например, в случае с финансами: как положительный исход получения пассивного дохода от вложения в акции изменит ваше благосостояние? Что вы на эти деньги через 3 – 5 лет сможете приобрести? Как такой опыт преодоления тревоги повлияет на вашу личность? Что большего вы получите?
  5. Усильте свою самооценку и обогатите представление о своем личностном своеобразии. Когда вы преодолеете свою тревогу и осуществите перемены, кем вы будете в глазах других людей (значимое окружение)? Кем вы станете в своих собственных глазах? Как расширится ваше личностное своеобразие? Какие роли будут актуализированы? Например, могли бы вы считать себя эффективным управленцем собственных состояний? Или, может быть, хозяином жизни? Кто вы?
  6. Проведите экологическую проверку . Ответьте на вопрос: если вы начнете таким образом управлять своей тревогой, не приведет ли это к ухудшению чего?либо еще в вашей жизни? Все ли уместно и экологично? Если нет, то подумайте о том, что можно предпринять для реализации вашей экологии.
  7. Составьте четкий план осуществления перемен.
  8. Определите триггер , стартовое действие, осуществив который вы точно будете двигаться в нужном направлении!

Если причин беспокойства у вас было несколько, то проделайте этот алгоритм с каждой из них по отдельности.

Конечно, выполнение данной психотехники лучше осуществлять вместе с опытным консультантом, но ее шаги специально так описаны, чтобы основные приемы управления «страхом неопределенности» : поиск позитивного намерения, ступенчатое переопределение смысла, нахождение «рычага управления состоянием», создание позитивного результата и его эффектов (определенности), усиление самооценки - можно было относительно просто понять и осуществить самостоятельно. В отличие от многих других инструментов она представляет собой осознанный уровень регуляции опытом человека, когда клиент понимает, что делает, и получает ключи от «секретов» трансформации (действует как субъект). Практика ее реализации обычно усиливает мотивацию к изменениям в целом!

Получив инструменты преодоления тревоги, полезно перейти к работе со следующим симптомом - отсутствием мотивации для выхода из «зоны комфорта» .

Всем давно уже известно, что каждому человеку свойственно попадать в собственную зону комфорта , прибывать в ней годами, с большим трудом из нее выходить или даже не расставаться с ней вовсе. Одно из качеств людей высоких достижений - умение быстро обнаруживать свою зону комфорта и легко выходить из нее. Можно метафорично сказать, что они даже имеют психологический иммунитет от застревания в ней, поэтому проявляют особую гибкость и не являются консерваторами!

Что же скрывается за зоной комфорта? Самым обычным ответом, который можно услышать от большинства людей, - лень . Но так ли это на самом деле? Почему тогда люди, чтобы достигнуть комфорта, что?то предпринимали, а затем вдруг у них насупила лень? Данное понятие - это абстракция, за которой всегда скрывается что?то более конкретное. Здесь так и напрашивается аналогия про еще одну абстракцию, которую высмеивал М.А. Булгаков, говоря словами своего персонажа профессора Преображенского:

«Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза, и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах ».

За ленью скрывается энергосберегающий режим функционирования, при котором возможные более высокие результаты кажутся либо не реалистичными , либо слишком неподъемными, когда вложения усилий не оправдывают достигаемое .

Зона комфорта - жизненное пространство, в котором человек чувствует себя уверенно и защищенно. У этой зоны есть «виртуальные границы» - пространственные, временны е, социальные. Выстраивая их, человек реализует намерение сделать свое существование предсказуемым и привычным, в итоге - комфортным. Основная причина попадания в эту зону - низкий уровень потребности в достижении или существенное понижение притязаний после достигнутого ранее.

Человек как бы оттормаживает свою способность к активной деятельности в направлении самореализации. Все достигнутое ему начинает казаться удачной «синицей в руках», которая значительно лучше «журавля в небе», за которым еще надо гнаться! Люди обычно говорят, я мог бы достичь большего, но мне лень, я и так уже многого добился . Звучит как самооправдание собственного бездействия. Основным проявлением симптома застревания в зоне комфорта как раз являются отговорки относительно достижения большего.

Что же делать в таком случае? Кстати сказать, если человек ищет ответ на этот вопрос и нашел подобную статью, это означает, что внутренний голос позитивного сомнения существует и в человеке периодически борются два состояния: желание идти вперед и энергосберегающий режим комфорта.

Большинство статей и различных изданий сводятся к примитивным советам: займитесь спортом, кулинарией, сходите в театр или на выставку, организуйте путешествие, найдите клуб по интересам и т.д. Возможно, они и скрасят ваше существование, но, к сожалению, ничего кардинального в жизни не изменят. Скорее всего, через некоторое время предпринятые шаги просто дополнят имеющуюся зону комфорта!

Моя многолетняя практика консультирования показывает ряд случаев, когда люди обращаются за коучингом в подобных ситуациях. Среди них следующие:

  • Существенное снижение привычного комфорта (например, в кризис заработная плата упала в два раза).
  • Угроза потерять в будущем достигнутое (например, есть серьезная тенденция, что данный бизнес либо перестанет приносить существенный доход, либо вовсе перестанет быть актуальным).
  • Позитивный, индивидуально значимый (референтный) пример кого?то из знакомых, кто даже с меньшими стартовыми возможностями достиг значительных результатов относительно адекватными вложениями ресурсов (сил, денег, времени и т.д.)!

По моим наблюдениям негативно мотивированных людей в этом списке значительно больше, чем мотивированных позитивно. Это соответствует выводам А. Маслоу о том, что людей, стремящихся к самосовершенствованию (самоактуализации) примерно 2%. Давайте поразмышляем, почему люди естественным образом выходят из зоны комфорта по указанным выше причинам.

Как известно, к хорошему быстро привыкаешь, и, когда случается кризис, человек не готов мириться с возникшими потерями или нависшей угрозой, которая может лишить всего. В этом случае он довольно легко включает внутренний механизм доступа к давно уже имеющимся психологическим ресурсам для совершения очередного «чуда». Действительно, человек, застрявший в зоне комфорта имеет значительный опыт определенных достижений, вокруг которых данная «благостная» среда, как правило, бессознательно у него выстроилась. Третий рассмотренный случай спонтанных вариантов выхода из зоны комфорта связан с позитивной мотивацией. Хорошая новость: всем свойственно стремление к лучшему. Вопрос лишь в том, будет ли заряд мотивации такой силы, чтобы человек перестал «лениться» и начал активно действовать. Анализ спонтанных способов выхода из собственной «тихой заводи» может послужить основой построения эффективной стратегии преодоления данного симптома. У читателя есть шанс воспользоваться одновременно двумя инструментами: слегка напугать себя возможностью потерять всё и затем создать мощный «магнит», манящий вас за горизонт собственных достижений.

Исследование самого состояния «зона комфорта» у клиентов показало, что в его структуре имеются следующие компоненты:

  • Отсутствие четкого представления о желаемых результатах более высокого уровня (наличие лишь набросков возможного продвижения) и детального плана их реализации.
  • Периодическое «взвешивание» значимости потенциальных достижений с расходом имеющихся ресурсов (сил, времени, денег и т.д.), которое происходит не в пользу активных действий.
  • Стереотипы, останавливающие продвижение вперед (ограничивающие убеждения), например: «Я не в том возрасте, чтобы снова бегать, как угорелый!».
  • Стабилизаторы текущего состояния (вторичные выгоды), делающие его достаточно прочным в отношении изменения.
Работе с ограничивающими стереотипами (убеждениями и бессознательными установками) посвящен целый ряд специальных техник в технологии «Коучинг жизненного пути личности», они представляют собой лингвистически тонко выверенную работу психотерапевта, поэтому она не обсуждается в данной статье подробно.

Таким образом, подводя итог всему сказанному выше,

в стратегии выхода из зоны комфорта должно произойти следующее: актуализация негативных мотивов, преодоление стереотипов, нахождение высших смыслов саморазвития (особая привлекательность), формулирование нового этапа самореализации, который не требует слишком больших затрат, удовлетворение выгод от состояния бездействия.

Конечно, лучше всё это осуществлять под руководством профессионального коуча, способного реализовать индивидуальный подход. Но вместе с тем читателю можно предложить универсальный инструмент для самостоятельного достижения определенного прогресса.

Для выхода из зоны комфорта я предлагаю своим клиентам осуществить шаги описанной ниже технологии:

  1. Составьте список ваших самых значимых достижений жизни в различных контекстах. Анализируя свой опыт, подумайте, чем вы по?настоящему дорожите в своей зоне комфорта. Если суммировать всё приобретенное и накопленное, в чем смысл прожитых лет и реализованных свершений? Что может стать смыслом вашей жизни, предназначением в последующие 5 – 10 лет?
  2. Поиграть в игру «Как если бы». Ответьте максимально подробно на вопрос (напишите эссе): если бы вложение ресурсов было бы относительно легко «подъемным», что стало бы следующей ступенью вашей самореализации? Включите своего мечтателя и создайте проект возможного амбициозного продвижения. Выберите 3 – 5 наиболее значимых контекстов жизни и ответьте, что будет для вас «новым уровнем» существования в профессии, семейных отношениях, здоровье, образовании/саморазвитии и т.д. Помните, что здесь речь идет о жизненно важных достижениях, которые действительно способны поменять что?либо кардинально.
  3. Используйте модели S.M.A.R.T. (или «Хорошо сформулированного результата») для уточнения амбициозных целей вашего желаемого будущего.
  4. Создайте вариант плана реализации придуманного проекта вашего нового будущего. Запишите его в виде алгоритма относительно простых действий.
  5. Оцените, какие конкретно ресурсы действительно понадобятся? Подумайте о том, как их можно оптимизировать, сделать так, чтобы вложения были существенно ниже получаемых моральных и материальных дивидендов. Для этого вспомните свой опыт реализации самых амбициозных планов и определите внутренние и внешние ресурсы, которые привели к успеху.
  6. Найдите в своем ближайшем окружении 2 – 3 человек, которые решали схожие задачи. Расспросите их подробно о стратегии действий. Подведите итог всего найденного и оптимизируйте ресурсы.
  7. Подумайте, что будет, если вы потеряете достигнутое в зоне комфорта? Как изменится ваша жизнь? Перечислите, чего вы лишитесь. Подумайте, при каких обстоятельствах это может произойти. Какие внешние и внутренние кризисы могут привести к негативному исходу?
  8. Определите, какие ценности в кризисе нарушатся (семья, самореализация, статус, деньги и т.д.)? Ответьте на вопрос, что будет являться самой лучшей защитой этих ценностей, в чем будет заключаться «подушка безопасности» для вашей жизни в целом? Как выход из зоны комфорта может обеспечить персональную защиту от возникновения этих угроз и различных рисков?
  9. Сформулируйте, какие ценности у вас лично лежат выше, чем указанные в предыдущем пункте? Например, это могут быть ценности высшего порядка: наследие другим поколениям, воспитание детей, развитие какой?либо области (науки, искусства, спорта) и т.д. Как они могут реализовываться в созданном вами проекте желаемого будущего? Если такая связь не очевидна, проявите ее максимально конкретно, связывая ценность и возможные достижения.
  10. Обогатите свое личностное своеобразие. Ответьте на вопросы: реализовав новый уровень своего существования, кем вы станете? Как изменится ваша профессиональная роль? Что скажут про вас близкие, коллеги и знакомые? В чем материализуется ваша лучшая версия себя?
  11. Составьте список выгод текущего состояния. Сюда относятся комфорт, стабильность, экономия средств и т.д.
  12. Определите, как каждую из них можно удовлетворить самым лучшим образом. Например, как комфортнее всего выйти из зоны комфорта? Что еще больше усилит вашу стабильность в будущих достижениях? Как экономнее всего вложить ресурсы в новое будущее? И т.д.

Конечно, эта технология рассчитана на тех, кто готов ей уделить должное внимание, время и усилия. Для человека, который никогда не проходил коучинговых сессий, она может показаться объемной и не слишком простой для реализации. Именно поэтому в свое время были созданы тренинговые и коучинговые программы.

Те, кто не хотят и не любят ходить в тренажерный зал, обычно обращаются к тренеру, грамотно сопровождающему процесс улучшения физической формы. Он знает, как правильно и наиболее легко достичь результата. Хотя возможны комбинации. Например, получить разовую консультацию с подробным описанием всего, что надлежит сделать, а затем самостоятельно осуществлять предложенное. Также есть вариант, когда можно самому экспериментировать в тренажерном зале, просто прочитав различные статьи на эту тему. Правда, большая часть людей не обладают таким высоким уровнем самоорганизации для того, чтобы всё делать правильно и с нужной регулярностью. С психологическими трудностями дело обстоит еще сложнее, так как даже наличие эффективной технологии не гарантирует того, что причины проблем не лежат гораздо глубже обсуждаемых симптомов. В таком случае очень важен опытный профессионал — консультант, способный по?настоящему глубоко помочь.

В рамках данной статьи предпринята серьезная попытка довольно практично поговорить о наиболее распространенных сложностях, встречающихся у людей. Ответственность за распоряжение полученными знаниями лежит на вас. В какой форме и как вы будете действовать дальше - ваш собственный выбор. Уверен, зная себя, вы сможете подобрать наиболее комфортный и эффективный вариант продвижения вперед. Вам могут пригодиться , видеоуроки на следующие темы: «Поиск своей страсти» и «Достижение амбициозных целей» , а также статьи: «Почему люди откладывают «на потом» самое важное в жизни, и как с этим быть?» , «Будьте счастливы на работе: три фактора, влияющие на удовлетворенность в профессиональной деятельности и качество жизни» , «По щучьему веленью»: почему люди завидуют Емеле» .

Желаю вам впечатляющих достижений и удовольствия на пути дальнейшего саморазвития!

Психологическим барьером называется специфическое состояние человека, не позволяющее ему осуществить желаемое или занять активную позицию. Очень часто, находясь в компании, люди не могут свободно поддерживать разговор, озвучить свои мысли или сделать простые на первый взгляд вещи. Невозможность переступить через себя и сделать желаемое из-за необъяснимых внутренних страхов и переживаний является психологическим барьером.

Каждый человек не раз в своей жизни сталкивался с одним из видом психологических барьеров (мы создаем их на подсознательном уровне). В этом нет ничего страшного, если все в пределах разумного и находится под контролем. Наличие подобной проблемы нельзя оставлять без внимания, если человек постоянно находится в стрессовом и скованном состоянии, ведь ограниченность в движениях и общении делает его замкнутым, раздраженным и несчастным. Неуверенность в себе, заниженная самооценка, внутренние страхи и внутренний конфликт с собой являются основными причинами возникновения подобной проблемы, но не всегда.

Существует несколько разновидностей психологических барьеров, имеющих свои отличия и особенности.

Виды психологических барьеров

  1. Одним из наиболее распространенных вариантов считается «Первое впечатление». Практически каждый человек не раз выстраивал перед собой психологический барьер, не осознавая этого. Бывает, что при первом знакомстве (или посещая незнакомое место, компанию) людям не нравятся их оппоненты. В этом случае поведение активного и жизнерадостного человека становится совершенно обратным. Молчаливая позиция, нежелание активно принимать участие в играх (танцах, обсуждениях), полная погруженность в собственные мысли и желание поскорей закончить знакомство – именно это является барьером «первого впечатления».
  2. Конфликт в стилях мышления. Каждый из нас является личностью со своим восприятием жизненных ситуаций и наличием собственного мнения. Озвучивание своих мыслей и вступление с собеседником в спор по поводу их правоты влечет за собой конфликтную ситуацию и неприятный осадок. Довольно часто после громких и долгих дискуссий каждый остается при своем мнении, а между оппонентами возникает напряженность и не восприятие (каждый выстраивает личный барьер касательно второго).
  3. Несовпадение темпераментов еще один вид влекущий возникновение барьера. Довольно часто столкновение между вспыльчивым и чрезмерно активным холериком и медлительным флегматиком может возникнуть психологический барьер. Даже не подозревая, именно флегматики чаще всего выстраивают защиту из-за боязни слишком импульсивного и жестикулирующего собеседника. Аналогичная ситуация обстоит между меланхоликами и сангвиником, оптимистами и пессимистами. Безусловно, практически не существует темпераментов в чистом виде. В зависимости от умения и желания человека приспосабливаться и слышать другого прямо зависят ощущения его комфорта и отсутствие (или присутствие) в общении барьеров.
  4. Различие целей еще одна причина, расставляющая все по своим местам. В одной и той же ситуации люди могут иметь совершенно разные цели.Пример: Семья отправляется в отпуск на дачу. Муж стремится провести все время на рыбалке. Жена надеется посадить огород и надеется на помощь от мужа и сына. Ребенок вообще изначально договорился о встречи с друзьями. Несмотря на то, что все направляются в одно место у каждого свои планы, и никто не хочет уступать.Именно из-за неумения слушать собеседника и идти на компромисс возникает психологический барьер в общении.
  5. Моральный барьер – еще одна разновидность, возникающая из-за неприязни к определенному поведению людей (грубость, наглость, лживость и т.п.). Наличие психологического барьера не всегда является негативным явлением, но если это происходит постоянно независимо от ситуации и круга общения стоит предпринять некоторые меры, способствующие решить проблемы.

Способы преодоления

  1. Следует научиться понимать себя (чувствовать в какой именно момент начинает выстраиваться барьер) и других (видеть их поведение и распознавать чужие барьеры).
  2. Постараться создать комфортную атмосферу во время общения. Если замечаете что та или иная тема вызывает столкновение характеров и мнений лучше переключиться на что-то более оптимистичное, легкое и непринужденное.
  3. Активное использование чувства юмора всегда помогает расслабиться и поспособствует веселому диалогу.
  4. Слишком импульсивным личностям стоит немного контролировать свою громкую речь и активную жестикуляцию.
  5. Посещение социально-психологических тренингов.

Барьер - это психологическое препятствие, мешающее оптимальному протеканию процессов адаптации личности к новым факторам внешней среды, вызванное либо особенностями ситуации, либо особенностями личности.

1 . Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки. Выражается в следующем: вы внешне беспричинно начинаете отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или непонятно по каким причинам. Следует установить возможные мотивы появления у вас такого отношения к человеку и преодолевать их.

2 Барьер отрицательной установки , введенной в ваш опыт кем-либо из людей Кто-то сообщил вам отрицательную информацию о каком-то человеке, и у вас складывается негативная установка по отношению к человеку, о котором вы сами мало что знаете, не имеете опыта личного взаимодействия с ним. Таких негативных установок, привнесенных извне, вне вашего личного опыта общения с конкретным человеком и познания его личности, надо избегать.

К новым людям, с которыми вам предстоит общаться в течение определенного времени, надо подходить с позитивной, оптимистической гипотезой. Не ориентируйтесь окончательно в оценке человека только на мнение других. Стремитесь сами тщательно разобраться в личности человека, соотнесите полученную вами информацию с вашим личным впечатлением. Это поможет избежать межличностных конфликтов, которые нередко возникают именно в результате неверно сформированной у вас кем-либо негативной установки.

3 . Барьер «боязни» контакта с человеком. Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственный контакт с человеком, но вам как-то неловко. Что делать в этом случае? Выход один. Попытайтесь спокойно, без эмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, и вы убедитесь, что эти эмоциональные наслоения или субъективны, или носят слишком второстепенный характер (естественно, если нет принципиальных конкретных разногласий). После того, как такой анализ проведен, вступайте в беседу, а затем обязательно проанализируйте: все ли в разговоре прошло успешно, непременно зафиксируйте собственное внимание на том, что ничего страшного не произошло. Обычно такой барьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, связанные с низким уровнем общительности.

4. Барьер «ожидания непонимания». Вы должны вступить в непосредственное взаимодействие с человеком в деловом или личностном общении, но вас волнует вопрос: «А правильно ли вас поймет партнер?» Причем, здесь не редко исходят из того, что партнер вас обязательно должен понять неверно. Начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания, предвосхищать неприятные ощущения, что, заметьте, теперь в собственном воображении выступает как неизбежная данность и др. Что следует предпринять в этом случае? Необходимо спокойно и обстоятельно проанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранить из нее те моменты или эмоциональные акценты, которые могут вызвать неадекватное толкование ваших намерений. После этого смело вступайте в контакт.


5. Барьер «неверных стереотипов». Нередко организовать продуктивное взаимодействие с человеком мешает неверный стереотип восприятия определенных жизненных явлений. Скажем: «Я попрошу у него что-либо, а он обязательно откажет».

От таких стереотипов надо уходить. Стремитесь оценивать складывающуюся ситуацию общения в ее конкретном контексте, это поможет преодолеть данный барьер.

6. Барьер возраста - типичный в системе обыденного общения. Возникает он в самых разнообразных сферах человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослый не понимает того, чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов), между людьми разных поколений. Вспомните, как люди постарше нередко осуждают поведение молодых, как бы забывая себя самих в этом возрасте; А кто помоложе, раздражаются, посмеиваются, в результате возникают осложнения в межличностных отношениях. Возрастной барьер в общении опасен и в семейных отношениях, и в систем служебного взаимодействия. Мы должны знать, что подобный барьер существует, и учитывать его в процессе общения с людьми.

Мы перечислили лишь некоторые психологические барьеры, которые возникают в процессе общения людей. В действительности их гораздо больше - столько же, сколь ко людей. Но надо знать, что данный аспект имеет место практике общения и его необходимо целенаправленно преодолевать. Ведь от того, как складываются наши взаимоотношения с другими людьми, во многом зависит продуктивность тех сфер деятельности, которые общение как бы обслуживает.

Что следует помнить для преодоления этих психологических барьеров?

Постараться как бы «остановиться - оглянуться» и тщательно проанализировать, не возникает ли у вас тот или иной барьер в общении:

Проанализировать те стороны вашего общения с другими людьми, которые нравятся им, и выделить те, которые, на ваш взгляд, вызывают неудовлетворенность окружающих;

В процессе общения стремитесь уходить от тех стереотипов, которые мешают успешному взаимодействию;

Старайтесь меньше выяснять отношения, но вместе с тем стремитесь тщательно анализировать процесс их развития и устранять нежелательные элементы, ведущиек формированию барьеров, помните, что выяснение отношений - не самый удачный путь к их улучшению;

Попытайтесь ответить на такой вопрос: «Каким видят вас другие люди?»

Стремитесь, чтобы этот анализ был более адекватным реальному положению дел

Характер

28.10.2017

Снежана Иванова

Под психологическим барьером понимается определенная степень акцентуации личности на своем характере, препятствиях и различных преградах.

Под психологическим барьером понимается определенная степень акцентуации личности на своем характере, препятствиях и различных преградах. Общение в таком случае становится чем-то трудным, почти невозможным. Ведь чем больше человек зацикливается на проблеме, тем сильнее она его захватывает. Психологические барьеры бывают в отношениях между людьми, в общении. В большинстве случаев с ними удается справиться самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов. Для этого требуется разобраться в ситуации, определиться с дальнейшими шагами.

Психологические барьеры общения

Психологический барьер представляет собой такое состояние личности, при котором она не может действовать согласно своим внутренним убеждениям. Становится по-настоящему трудно реализовать себя в каком-то деле, достичь поставленной цели, да и просто быть открытым в общении с окружающими. Блок проявляется в определенном поведении и способе смотреть на окружающую действительность.

Нерешительность

Это первое, что бросается в глаза, когда рядом находится такой индивид. Нерешительность мешает принимать важные решения, действительно всячески ограничивает личность в общении. Подобного рода барьер совсем не просто преодолеть, тем более, что здесь замешаны чувства. В общении с людьми такой человек не может проявить себя, не понимает, как ему нужно действовать, на что направлять свое внимание. Кажется, что прилагаемые усилия все потрачены напрасно. На самом деле, прежде чем предпринимать какие-то действия, необходимо осознавать, куда и зачем следует двигаться. Нерешительность как черта характера часто заставляет личность упускать хорошие возможности. Даже если есть понимание того, что нужно кардинально изменить свое поведение, отсутствуют силы, чтобы что-либо поменять. Общение после этого часто портится. Когда внутренний барьер не преодолен, всегда присутствует вероятность того, что проблема так и не будет решена.

Социофобия

Представляет собой довольно серьезную проблему, которая всячески мешает человеку жить. Окружающим бывает сложно представить, что он испытывает на самом деле. Общение становится для такой личности сродни настоящему испытанию. Повседневная реальность часто предстает перед личностью в пугающем и неизвестном свете. Социофоб не обладает необходимыми коммуникативными навыками, у него отсутствует стремление заниматься собственным индивидуальным развитием. Психологический барьер как личностная проблема способна существенно отравить жизнь, сделать существование просто невыносимым. Возможность полноценного общения при этом полностью исключается. Чем сильнее выражен страх перед жизнью, тем сложнее выстраивать отношения с окружающими.

Психологические барьеры в отношениях

В отношениях между людьми иногда ярко проявляются психологические барьеры. Они появляются и у тех, кто не имеет выраженных проблем в общении. Просто иногда становится действительно трудно понять друг друга. В большинстве случаев каждый индивид склонен отстаивать собственные интересы. Вот почему так много ссор и скандалов возникает в молодых семьях, особенно с появлением младенца. Как выражается наличие барьеров в отношениях между людьми? Рассмотрим подробнее этот вопрос.

Неумение доверять

Никакое близкое общение выстроить невозможно, если человек не может проникнуться доверием к оппоненту. Когда имеет место быть некоторый барьер, он способен значительно отравить жизнь и сделать существование просто невыносимым. С проблемой обязательно нужно работать, ведь само собой, как известно, ничего не решается. Психологический барьер блокирует самые лучшие чувства в человеке, способствует эмоциональному закрепощению, прерыванию общения. Когда сознанием руководит подозрительность, недоверие, замкнутость нормальное общение выстроить просто не представляется возможным. А общение само по себе занимает в отношениях важную позицию. Доверие – это основа любого близкого взаимодействия. Когда оно по каким-то причинам утрачивается, многие вещи теряют свой смысл.

Неумение выражать чувства

Это другой психологический барьер, который препятствует счастливому самоощущению. Общение в этом случае уже не будет по-настоящему искренним. Неумение выражать свои чувства – это серьезная недоработка, которая мешает продуктивному общению. Такой блок может присутствовать у человека длительное время и мешать адекватно воспринимать окружающую действительность. Если личность не умеет выражать свои чувства, то общение не будет складываться удачно. В большинстве случаев получается так, что барьер в общении тянет за собой другие проблемы психологического характера. Иногда такому человеку хочется проявить свои самые лучшие качества, побыть ласковым, а не получается по той причине, что нет соответствующих навыков. Даже когда имеется естественное стремление меняться, все сделать сразу никогда не получается.

Страхи и сомнения

Они всегда преследуют неуверенного в себе индивида. Некоторые фобии настолько навязчивы, что мешают не только общению, но и полноценной жизни. В отношениях крайне важно быть честным до конца и уметь принимать на себя ответственность. В противном случае такое общение никак не будет приносить радость. Внутренний барьер обязательно нуждается в том, чтобы обратить на него внимание. Со страхами и сомнениями обязательно надо работать, хотя бы стараться это делать. В противном случае они полностью подчинят себе личность и не оставят ей никакого выбора.

Как преодолеть психологический барьер

Внутренний барьер действительно препятствует полноценному общению и установлению глубокого понимания между людьми. Требуется грамотный подход к проблеме, ясное осознание того, что происходит на самом деле. Психологический барьер, как правило, сильно ограничивает возможность взаимопонимания между людьми. Как преодолеть внутренний блок? Какие шаги нужно предпринять, чтобы выстроить полноценное общение с окружающими людьми? Попробуем разобраться!

Решение проблем

Оно должно быть обязательно своевременным. В противном случае теряется возможность наладить общение и изменить отношение к самому себе. Ничего нельзя пускать на самотек. Лучше полностью сосредоточить силы в собственных руках. Преодолевая трудности, мы закаляем характер, становимся духовно сильнее и богаче.

Постепенное движение

Не надо стремиться решить все сложности разом! Необходимо постепенно двигаться вперед, открывая для себя все новые и новые границы общения. Внутренний барьер будет со временем становиться меньше, пока не исчезнет совсем. Проблема заключается в том, что у большинства людей просто не хватает терпения для того, чтобы пройти этот путь от начала и до конца. Они все время торопятся и хотят поскорее избавиться от то и дело возникающих трудностей. Так делать не следует. Сложности всегда будут. С ними надо просто уметь работать.

Духовные практики

К ним относят медитацию, йогу и еще ряд других занятий, которые позволяют человеку восстановить душевное равновесие. Размышляя над тем, как избавиться от внутренних барьеров, следует руководствоваться голосом разума. Духовные практики действительно способствуют укреплению жизненной силы. У человека появляется уверенность в себе, желание следовать свои мечтам, строить далеко идущие планы. В большинстве случаев с помощью таких занятий удается сформировать новое отношение к жизни, обрести личную ответственность перед самим собой.

Принятие ответственности

Пожалуй, это главный шаг, без которого невозможно сделать остальные. Необходимо принять все, что происходит без всяческих обвинений и упреков. Освободившись от гнева и страданий, мы становимся мудрее. Только тогда возможно обрести контроль над своей жизнью, сделаться сильной личностью, которая знает, чего хочет достичь на самом деле. Принятие ответственности – это уже половина успеха.

Таким образом, проблема психологической блокировки чувств, эмоций и настроений обязательно нуждается во внимании. Чем больше человек работает над собой, тем проще ему становится жить в повседневной реальности.

 

Возможно, будет полезно почитать: